Проблемы этики деловых отношений в организации и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок, причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой . Но еще много вопросов и нерешенных задач остается в данной теме. В своей работе я бы хотел раскрыть специфичность делового общения и сложности отношений людей в деловой сфере.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Этика делового общения 5
1.1. Понятие этики деловых отношений 6
1.2. Принципы деловых отношений 8
1.3. Проблемы этики отношений в современном
деловом мире и пути их решения 12
Глава 2. Общие этические принципы и характер делового общения 15
2.1 Понятие принципов делового общения 15
2.1.1 Этика делового общения «сверху-вниз» 16
2.1.2 Этика делового общения «снизу-вверх» 20
2.1.3 Этика делового общения «по горизонтали» 21
2.2 Этические и культурные требования к выступлению в аудитории 23
2.2.1 Этапы подготовки и проведения публичного выступления 23
2.2.2 Способы выступление с речью 28
2.3 Установление контакта с аудиторией 29
2.4 Поза, жесты, мимика оратора 31
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая Коробейщиков Дмитрий Word 97-2003.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

ж) результаты социологических  опросов.

Следует помнить, что «живой» опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.

         Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим.

Насыщенность  речи тем или другим типом материала  зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить  множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.

Систематизируя  материал, оратор создает план, продумывает  композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

          Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.

Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой  вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо - расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20 - 25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно.

2.2.2 Способы  выступление с речью

Существует  три способа произношения речи:

1)Чтение текста;

2)Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);

3)Свободная импровизация (экспромт).

Читают такие  речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады  и содоклады официального содержания.

          Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст.

Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать экспромтом. При этом требуется  большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками.

После выступления  говорящий часто отвечает на вопросы  слушателей, полемизирует с ними. Такая  форма общения требует от оратора  быстрой реакции, доброжелательности, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему но и всем присутствующим.

Методика ораторского  искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений.

2.3 Установление  контакта с аудиторией

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это  контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.  Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать  аудиторию, надо установить с ней  и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом  речи выдерживают небольшую психологическую  паузу - 5 - 7 секунд.

Как бы не интересна  была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам  на них отвечает, выдвигает возможные  сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить  к процессу обсуждения отдельных  участников, активизировать тем самым  их интерес.

Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует  их познавательную активность.

Прием новизны  информации, гипотез заставляет аудиторию  предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны  слушателям.

Показ практической значимости информации.

Использование юмора позволяет быстро завоевать  аудиторию.

Краткое отступление  от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

Замедление  с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к  ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

Действенным средством  контакта являются специальные слова  и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы  в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.

2.4 Поза, жесты,  мимика оратора

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы  общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей  по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем(2, С.141).

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Мастерство  оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи.

В ораторском искусстве  используются:

Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

- Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

- Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

- Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

- Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются) (5, С.75).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались  специальные главы.

Основным показателем  чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

После ораторского  выступления необходим анализ. Прежде всего, для того чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате написания  настоящей работы можно подвести итоги и сделать следующие  выводы: овладение навыками делового общения является необходимым для  будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта.

Противоречие  между этикой и бизнесом, весьма остро проявляется в деловом  общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.

Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.

С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавелизм», этические нормы и  сам язык этики рассматриваются  как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.

Крайним случаем  неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих различных мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.

Этика делового общения охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют непригодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

Вторая позиция  по отношению к противоречию между  этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в  деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности  бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что  этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие – компонент  общества, и утверждая этические  нормы общения у себя, оно в  то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Кукушкин В. С. «Деловой этикет», М.: ИКЦ «Март», 2003

2.Левашова Т. «Об этикете», СПб., 2005

3.«Этикет на каждый день», М., 2005

4.О.И. Максименко О.И. «Энциклопедия этикета», М., 2004

5. Ермолаева С.Г. Этика деловых отношений: «Учебно-методическое пособие», ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2006

6. "Основы этических знаний" под ред. профессора М.Н. Росенко. Изд. "Лань", 1998г.


Информация о работе Проблемы этики деловых отношений в организации и пути их решения