Проблемы этики деловых отношений в организации и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок, причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой . Но еще много вопросов и нерешенных задач остается в данной теме. В своей работе я бы хотел раскрыть специфичность делового общения и сложности отношений людей в деловой сфере.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Этика делового общения 5
1.1. Понятие этики деловых отношений 6
1.2. Принципы деловых отношений 8
1.3. Проблемы этики отношений в современном
деловом мире и пути их решения 12
Глава 2. Общие этические принципы и характер делового общения 15
2.1 Понятие принципов делового общения 15
2.1.1 Этика делового общения «сверху-вниз» 16
2.1.2 Этика делового общения «снизу-вверх» 20
2.1.3 Этика делового общения «по горизонтали» 21
2.2 Этические и культурные требования к выступлению в аудитории 23
2.2.1 Этапы подготовки и проведения публичного выступления 23
2.2.2 Способы выступление с речью 28
2.3 Установление контакта с аудиторией 29
2.4 Поза, жесты, мимика оратора 31
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая Коробейщиков Дмитрий Word 97-2003.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

3. Никогда не  делай того, что не есть добро, что не способствует (формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию.

 4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не  делай того, что не ведет к  большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем).

6. Никогда не делай  того, чего ты не желал бы  рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

7. Никогда не делай  того, что ущемляет установленные  права других (принцип основан  на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

8. Всегда поступай так,  чтобы максимизировать прибыль  в рамках закона, требований рынка  и с полным учетом затрат. Ибо  максимальная прибыль при соблюдении  этих условий свидетельствует  о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).

9. Никогда не  делай того, что могло бы повредить  слабейшим в нашем обществе (принцип  основан на правиле распределительной  справедливости Ролса);

10. Никогда не  делай того, что препятствовало  бы праву другого человека  на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории  Нозика о расширении степени  свободы личности, необходимой для  развития общества).

 Указанные  принципы в той или иной  степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

• ответственность  бизнеса: от блага акционеров к благу  его ключевых партнеров;

• экономическое  и социальное влияние бизнеса: к  прогрессу, справедливости и мировому сообществу;

• этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;

• уважение правовых норм;

•поддержка  многосторонних торговых отношений;

• забота об окружающей среде;

• отказ от противозаконных действий.

 Указанные  принципы определяют характер  взаимоотношений между макросубъектами  социальной и экономической структуры  общества — организациями, государством, обществом в целом. Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношений:

 Принципы деловых отношений.

 Принципы  личности  

1. Прибыль важнее  всего, но честь дороже прибыли. 2. Уважай участников общего дела — это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств. 3. Воздерживайся от насилия и угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.  

 Принципы  профессионала  

4. Всегда веди  дело сообразно средствам. 5. Оправдывай  доверие, в нем — основа  предпринимательства и ключ к  успеху. Стремись завоевать репутацию  честного, компетентного и порядочного  партнера. Будь таким, каким ты  хочешь видеть своего лучшего партнера. 6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер — тот, который тоже выигрывает от сделки.   

 Принципы  гражданина России  

7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.  8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.  9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.  

 Принципы  гражданина Земли  

10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе. 11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодны всем. 12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они — просто другие.

Общие этические  принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки  любой организацией и руководителями собственных этических систем.

    1. Проблемы этики деловых отношений в современном деловом мире и пути их решения.

           Противоречие между этикой и бизнесом, должным и сущим весьма остро проявляется в деловом общении, причем на самых разных уровнях: как между организацией и средой, так и внутри самой организации. В среде управляющих, предпринимателей и вообще деловых людей по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции. Сторонники первой, считающие себя прагматиками, полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность и управляющего корпорацией, и работающего по найму у владельца бизнеса – достижение любыми доступными средствами максимальной прибыли. С этой позиции этические нормы и сам язык этики рассматривается как помеха в деловом общении. В нем (деловом общении) стараются избежать разговоров о морали, этических идеалах, долге, социальных обязанностей, так как в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности. Крайним случаем неэтичного поведения руководителей предприятия, людей бизнеса является нарушение закона. Представители делового прагматизма иногда используют для достижения своих целей далекие от норм морали средства: взятки, подкупы т. п. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости целей делового общения моральным принципам (ценностям). Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий. В понятие этики делового общения входит забота руководителей предприятий о качестве производимой продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести . Вторые, сторонники соблюдения этических норм в деловом общении, рассматривают этику не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить прибыль, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения. Такой подход можно признать более цивилизованным и, в целом, более эффективным, так как предприятия – компонент общества – утверждая этические нормы у себя, в то же время способствуют их распространению в обществе, в окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса. Таким образом, имеются два наиболее распространенных принципа построения этической аргументации – принцип утилитаризма и принцип нравственного императива. Согласно принципу утилитаризма действие считается морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию принести максимальную пользу максимальному числу лиц. Суммарная польза сопоставляется с объемом причиняемого ущерба. И если он перевешивает, решение является неэтичным. Если же все альтернативные действия причиняют ту или иную степень ущерба, то выбирается «наименьшее зло». В соответствии с принципом нравственного императива моральные решения не должны зависеть от конкретного результата (любая взятка есть зло, обман одного клиента также аморален, как и многих). Применять на практике оба эти принципа достаточно сложно. Выявить круг «задетых» решением лиц и организаций, просчитать все последствия, а главное, определить, чьими интересами поступиться, – трудоемкая, а иногда и невыполнимая задача. Так, успешная забастовка важна для рабочих данного предприятия, но несет убытки работодателям и клиентам, не отвечает интересам потребителей.

          Для России проблемы экономической этики приобретают большое  значение. Это объясняется стремительным  формированием рыночных отношений в нашей стране.  Если вспомнить прошлые времена, и  сегодняшние, отмечаются разительные перемены. Взять, например, обслуживание в сфере торговли. Если ранее существующий  лозунг "Покупатель всегда прав" был только формальным, то сейчас все встало на свои места. В большинстве магазинов, но не во всех (некоторые магазины еще не перестроились, точнее люди), тебя встречают с улыбкой, предлагая свою помощь  в выборе товаров. Это говорит о том, что все-таки экономическая этика в России стала развиваться, и притом бурными темпами.

          В настоящее время возрастает значение профессиональной этики  в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы  применительно к  изменяющимся общественным отношениям.                Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

            Сегодня, когда имеет место  опережающее  развитие  технических  аспектов и отставание культурного,  очень важно понять , что для  стабилизации общества необходимы  этические знания.

 

Глава 2. Общие этические принципы и характер делового общения

2.1 Понятие принципов делового общения

Этику делового общения следует учитывать в  различных ее проявлениях: В отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

            Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства.» Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон. 

             Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

            Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность, избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе.  Необходимо уяснить, что в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей. Когда идет речь об этических промах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда речь идет о промахах своих следует поступать наоборот. В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе. Нравственное отношение окружающих к нам зависит в конечном счете только от нас самих. Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения – «начни с себя».

            Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.

            2.1.1 Этика делового общения «сверху-вниз»

В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к  подчиненному золотое правило этики  можно сформулировать следующим  образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к  вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно - психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них:

          Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек будет только тогда чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый хочет остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть. 

При возникновении проблем  и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь едет о невежестве, то не следует  бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

Если сотрудник  не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что  провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

Замечание сотруднику должно соответствовать этическим  нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите  объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один - необходимо уважать достоинства и чувства человека.

Критикуйте  действия и поступки, а не личность человека.

Тогда, когда  это уместно, используйте прием  «бутерброда» – спрячьте критику  между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

Никогда не советуйте  подчиненному, как поступать в  личных делах. Если совет поможет, вас  скорее всего не поблагодарят. Если не поможет – на вас ляжет вся ответственность.

Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам  как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

Никогда не давайте  возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить  их уважение.

Соблюдайте  принцип распределительной справедливости – чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом  благодаря успехам самого руководителя.

Укрепляйте  у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа, заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

Привилегии, которые  вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

Информация о работе Проблемы этики деловых отношений в организации и пути их решения