Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:40, контрольная работа
Понятие морали подразумевает некоторое общее всему человечеству чувство, которое рекомендует один и тот же объект как заслуживающий общего одобрения и заставляет каждого человека или большинство людей соглашаться друг с другом, приходя к одному и тому же мнению или решению относительно него.
1. Характеристика работы Д. Юма «Исследование о принципах морали» 3
2 Нравственная сущность служения обществу и государству. Уважение закона – понятие нравственное. 7
3.Нормы регуляции поведения человека (табу, обычай и т.д.). 11
4.Международные документы, регламентирующие полицейскую деятельность. Закон Российской Федерации о милиции от 18.04.91. Присяга сотрудников УИС и МВД. Кодекс чести рядового и начальствующего состава как нормативная основа профессиональной этики. 18
ЛИТЕРАТУРА 31
Поведение - это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность дает возможность в основном приспосабливаться к среде, то активность - приспосабливать среду к себе. Чем выше уровень организации живого организма, тем большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные задачи, связанные с преобразованием не только предметного материального мира, но и мира идеального, духовного, внутреннего.
В
социологической традиции принято
разделять поведенческие
согласно
методологическому
институциональный детерминизм («общество делает само себя и человека») утверждает, что «поведение индивидов определяется их коллективной принадлежностью» [5], воздействие на поведение члена общества оказывают, прежде всего, социальные и групповые факторы (нормы, традиции, ценности и др.);
интеракционизм – «промежуточный» методологический подход к разрешению этой дилеммы на основе взаимодействия, в котором общество представляет индивиду фундамент для выбора из набора возможных ориентиров (ценностей) и путей (норм).
1.
Нормативное поведение
2. Под нормативностью мы будем понимать склонность следовать нормам, готовность их соблюдать.
3. Нормативная регуляция определяется как воздействие на поведение человека как члена общества (группы) на основе социальных норм. При этом регуляция трактуется как компонент управления, опосредованного социальными регуляторами (ценности, нормы, традиции, правила, законы и т.п.).
4.
Близкий к этому термин «
Нормативная регуляция адресована не определенному заранее кругу лиц, рассчитана на неограниченно долгое применение во времени и на множество однотипных жизненных ситуаций.
В самом общем случае нормативная регуляция подразумевает, что индивиду как субъекту организации предписывается определенный способ, вариант поведения, путь к достижению цели, «задаются» извне должная форма и характер отношений и взаимодействий. При этом реальное поведение людей и отношения между индивидами и организациями программируются и оцениваются в соответствии с предписанными нормами, сравнение фактического поведения с социальной нормой приводит к применению санкций (премии, штрафы; одобрение, остракизм и т.п.).
5.
Понятие «нормативная культура»
6.
Нормативная система – термин,
описывающий совокупность норм
и правил, экспектаций и принятых
форм рефлексии и поведения,
т.е. содержательный состав
7. Наконец, система нормативной регуляции – это совокупность норм и механизмов, при помощи которых оказывается целенаправленное упорядочивающее воздействие на поведение индивидов в организации в рамках складывающихся социально-экономических отношений.
Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода). Табу отличаются от морали тем, что:
· они запрещают, но не предписывают позитивного поведения;
· они носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально;
· они не требуют осознания и обоснования.
К числу основных относятся табу:
· на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.);
· на браки между близкими родственниками;
· на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта).
Обычаи — следующий уровень социальной регуляции. По содержанию они часто похожи на мораль, но отличаются от нее по способу регуляции поведения:
1)
обычай распространяется в
2)
обычай представляет собой
3)
обычай обосновывается
4) при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен;
5)
за соблюдением обычая следит
общественное мнение, моральный
самоконтроль поведения
6) если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные же переживания.
Основные обычаи образуют календарный цикл (встреча весны — праздник первого снопа — дожинки — колядки) и жизненный цикл (родинные — свадебные — похоронные).
Принцип обмена регулировал отношения между первобытными общинами (табу и обычаи распространялись только на «своих»):
1)
«Око за око» — негативный
вариант таких отношений.
· симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь);
· ответное (совершаемое в ответ на активность соседей);
· коллективное («всем миром» мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови — «кровная месть»).
2) Дарение — позитивный вариант обмена между общинами. Церемониальное дарение предполагало, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип «око за око» ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра.
Традиционная нравственность
Традиционная
нравственность — исторически первая
и фундаментальная форма
Принцип патриархальности
Патриархальная культура основывалась на господстве мужского начала — именно к мужчине в ней предъявлялись основные нравственные требования. Первое из них — верность традиции, восходящей к культу предков. По отношению к умершим можно было судить о нравственности человека, в то же время сам характер захоронения человека определялся его нравственными заслугами. Закономерным следствием почитания предков стало уважение к старшим.
Младшим соплеменникам и членам семьи патриархальная мораль предписывала почитание отца как начальника (а впоследствии и начальника, как отца родного), почитание старшего брата и в целом всякого старшего.
Критерием нравственности женщины в патриархальной культуре выступало соблюдение правил половой морали: сохранение девственности до брака и верность мужу в браке.
Принцип коллективизма (общинности)
Для традиционной морали общность, а не личность является безусловной ценностью. Индивид здесь отождествляет свои интересы с благополучием социальной группы. Нравственный статус группы переносится на индивида, т.е. принадлежность к славному роду, семье, стране, профессии делает человека более значимым в нравственном отношении. В то же время заслуги индивида приписываются группе, достижения одного вызывают у всего общества гордость и чувство причастности к его деяниям. Человек всегда должен помнить, что по нему будут судить о добродетелях и пороках всей группы, а потому позорить ее своим поведением недопустимо.
Единство и взаимность в сообществе поддерживались по «золотому правилу нравственности»:
· чего себе не хочешь, того другим не делай (негативная формулировка);
· относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе (позитивная формулировка).
Принцип трудолюбия
Оценка
труда в традиционной нравственности
противоречива.
С одной стороны, земной труд противопоставлялся
священным ритуальным актам, он выступал
как наказание, низкое занятие. Благородные
сословия традиционного общества (воины,
дворяне, священнослужители нехристианских
конфессий) презирали физический труд
как заботу о личном благополучии, противопоставляя
ему бескорыстное служение «высшему».
С другой стороны, поскольку земля в традиционной культуре обладает священной ценностью, то и работа на ней считается высоконравственным занятием. Труд в общине является способом укрепления коллективизма, а тот, кто не работает, сидит на шее у других. Кроме того, без полезного занятия человек теряет ориентацию в жизни, «сбивается с пути истинного», ведет беспорядочный образ жизни. И наоборот, приобщение к профессии означает и смысложизненный выбор. Для женщины трудолюбие оказывается залогом ее целомудрия: домашняя работа препятствует легкомысленным развлечениям.
Таким образом, в традиционной культуре сложилась нравственная иерархия видов труда. На первом месте стоял труд крестьянина, на втором — ремесленника, если он не производил предметы на продажу. Далее шла торговля, которая оценивалась как занятие бесчестное, но постыднее всего в нравственном отношении — ростовщичество. Таким образом, все, связанное со сферой обмена и товарно-денежными отношениями, получало по преимуществу негативную нравственную оценку.
Принцип патриотизма
1.
Изначальный смысл слова
2. Принадлежность к «своим» существует в рамках противопоставления «чужим». Потому патриотизм очень часто понимается как борьба с врагами, а патриотическое воспитание осуществляется как военно-патриотическое. В данном аспекте патриотизм обнаруживает свой агрессивный оттенок.
3.
Поскольку традиционные общины
были привязаны к своей земле,
как в экономическом, так и
в духовном плане, патриотизм
предполагает любовь к своей
земле, что выражается в труде
на ней (перекличка с