Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:40, контрольная работа
Понятие морали подразумевает некоторое общее всему человечеству чувство, которое рекомендует один и тот же объект как заслуживающий общего одобрения и заставляет каждого человека или большинство людей соглашаться друг с другом, приходя к одному и тому же мнению или решению относительно него.
1. Характеристика работы Д. Юма «Исследование о принципах морали» 3
2 Нравственная сущность служения обществу и государству. Уважение закона – понятие нравственное. 7
3.Нормы регуляции поведения человека (табу, обычай и т.д.). 11
4.Международные документы, регламентирующие полицейскую деятельность. Закон Российской Федерации о милиции от 18.04.91. Присяга сотрудников УИС и МВД. Кодекс чести рядового и начальствующего состава как нормативная основа профессиональной этики. 18
ЛИТЕРАТУРА 31
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ЭТИКА
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие морали подразумевает некоторое общее всему человечеству чувство, которое рекомендует один и тот же объект как заслуживающий общего одобрения и заставляет каждого человека или большинство людей соглашаться друг с другом, приходя к одному и тому же мнению или решению относительно него. Это понятие подразумевает также некоторое чувство, настолько всеобщее и всеобъемлющее, что оно распространяется на все человечество и делает поступки и поведение даже наиболее удаленных лиц объектом одобрения или осуждения в соответствии с тем, согласуются или не согласуются таковые с установленными правилами подобающего. Эти два необходимых обстоятельства связаны только с чувством человеколюбия, на котором мы здесь настаивали. Другие аффекты вызывают в груди каждого множество сильных чувств желания или отвращения, привязанности или ненависти. Но они не настолько всеобщи и всеохватывающи, чтобы быть основанием для какой-либо общей системы или установившейся теории осуждения или одобрения.
"Я часто наблюдал, что среди французов очень распространен вопрос в отношении незнакомца: "Он вежлив? Он умен?" В нашей собственной стране в основном спрашивают о том, является ли незнакомец добрым, чувствительным человеком".
В духе сенсуализма источником знания Юм считает опыт, складывающийся из "восприятий" (perceptions), которые Юм разделяет на "впечатления" и "идеи". Впечатления отличаются яркостью и живостью, они - исходные элементы чувственного опыта; Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеи суть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Идеи разделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и им соответствующие, и сложные (модусы, субстанции и отношения). Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципе ассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идей образуются сложные. Юм подробно анализирует три типа ассоциации идей: по сходству, по смежности в пространстве и во времени и, наконец, наиболее распространенный тип - по причинности. Юм предлагал отказаться от идеи субстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию Джорджа Беркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критике также и понятие духовной субстанции. Такой же фикцией выступает для Юма создаваемое воображением тождество личности, понимаемой им как "связка или пучок... различных восприятий". Вслед за Беркли он заменяет абстрактные понятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с ярких чувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка, способного вызвать нужную идею.
Принятое со времен Джона Локка разделение первичных и вторичных качеств Юм считает лишенным смысла, полагая, что все качества имеют чувственно-субъективный характер.
Идея причинности. В центре теоретической философии Юма - анализ проблемы причинности, т.е. необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой: каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится в причине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности не может быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, а имеем лишь впечатления совместного появления двух событий.
Ожидание того, что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например, солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источником которой является привычка.
Привычное соединение впечатлений и идей, сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идею необходимой связи причины и действия. Таким образом, "необходимость есть нечто существующее в уме, а не в объектах...". Анализ проблемы причинности Юма оказал влияние на возникновение "критической философии" Канта. Аффекты. "Симпатия"Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум.
Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания. Этик. Подчеркивая важнейшую роль чувственности в морали, Юм стоял на позиции этического антиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозного обоснования нравственности.
Он подчеркивал, что многие философы-моралисты не объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. В его учении утилитаризм сочетается с альтруизмом. Философия религии. В "Естественной истории религии" Юм показывал укоренность религиозных представлений в особенностях "природы человека". Он считал, что монотеизм не был ранней религией человечества. Заботы о житейских делах, надежды и страхи, а отнюдь не простое и незаинтересованное созерцание природы явились, согласно Юму, источником религиозных представлений.
Положительно
относился он и к известной
гипотезе, что прототипом богов древних
религий были реальные люди, ставшие
благодаря своим особым достоинствам
предметом восхищения народа. В знаменитой
главе "О чудесах", включенной в "Исследование
о человеческом познании", он доказывал,
что описания всевозможных чудес противоречат
свидетельством чувств и здравого смысла.
Критическая аргументация Юма была призвана
показать не невозможность чудес как таковых,
а невозможность разумной веры в чудеса,
представляющие собой нарушения законов
природы. Свою позицию он, как и деисты,
называл "естественной религией",
в основе которой лежит допущение непознаваемой
высшей причины.
Государственная служба представляет собой не только правовую, социальную и организационную систему, но и этическую. Государственная служба выступает носителем должной морали, нравственных ценностей, ориентирует людей на соблюдение моральных норм. Давно замечено, что стабильность и надежность государственной службы зависят не только от профессиональной подготовки, но и морального состояния государственных служащих, их нравственных качеств. Значимость нравственной составляющей определяется тем, что реальное влияние государственного аппарата на общественную жизнь заметно превышает его удельный вес в структуре общества [3, с.97].
Анализ вопроса показывает, что цели, приоритеты и принципы кадровой политики содержат в себе большой морально-нравственный заряд, в значительной степени определяющий характер и направленность этого явления. Поэтому нравственная составляющая кадровой политики и кадровой деятельности имеет первостепенное значение для формирования персонала государственной службы. Кадровая работа в значительной степени субъективна и в ней всегда есть варианты личного усмотрения. А это поле действия не только правовых, но и моральных факторов.
В
результате реформ, проводимых в России,
коренным образом изменились структура
и содержание деятельности органов
государственной власти и управления.
Это вызвало трансформацию
Вопросы морали и нравственности государственно-служебной деятельности, в виду их особой значимости, всегда находились в центре внимания исследователей. Данной проблематикой активно занимается кафедра государственной службы РАГС при Президенте РФ и, в частности, такие ученые, как Соколов В.М., Шувалова Н.Н. и ряд других [2, с.117].
Для понимания проблемы необходимо, прежде всего, остановиться на сущности и особенностях понятий "мораль" и "нравственность".
В человеческом обществе существуют так называемые "вечные вопросы" - что такое добро и зло, справедливое и несправедливое, что из себя представляют общечеловеческие жизненные ценности? В ответах на эти вопросы – суть морали. Мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали отношения людей в далекой древности. Нормы морали, как продукт исторического развития, зародились и сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, справедливости, счастья людей. Большую роль в утверждении общечеловеческих норм морали оказывала и оказывает религия, особенно христианство.
Что такое мораль? Мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность [3, с.114]. Это особая форма общественного сознания и вид общественных (моральных) отношений, в том числе и в сфере государственно-служебных отношений. В принципе мораль, нравственность, этика – понятия однопорядковые, тождественные.
Повсюду
и каждодневно человек вступает
в сложную систему связей-
В регулировании государственных и общественных отношений мораль и нравственность взаимодействуют прежде всего с правом. Диалектика их взаимосвязей заключается в том, что какими бы сильными и авторитетными не были нравственные регуляторы, без права не обойтись. Как и наоборот. Это особенно заметно в сфере государственной службы. Понять взаимодействие морали и права – значит понять сущность морали.
Мораль и право объединяет много общего. В Древнем Риме говорили, что "право есть искусство добра и справедливости". Их объединяет то, что мораль и право являются формами общественного сознания. Они служат регуляторами поведения людей. Они служат общей цели – согласованию интересов личности, общества и государства, поддержанию общественного порядка [7, с.45].
В целом, право соответствует или должно соответствовать моральным нормам. Хотя бывают и противоречия между законами и моральными требованиями. Это, как правило, характерно для авторитарных, недемократических государств.
Вместе с тем, мораль и право имеют существенные различия:
исторически мораль появилась раньше государства и права;
право состоит из норм, установленных государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Нормы морали складываются в общественном сознании и мнении;
в правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений и фактов. Моральные требования отличаются общественным содержанием, дают больший простор для толкования и применения;
требования морали выполняются людьми добровольно в силу личной убежденности и понимания их общественной полезности. Внутренний гарант морали – совесть человека, внешний – общественное мнение. Закон в качестве гаранта исполнения имеет силу государства, меру государственного принуждения;
моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. Мерами морального воздействия могут быть осуждение коллектива, нравственное порицание. Случаи же правонарушений влекут за собой обязательную юридическую ответственность, вплоть до уголовной;
мораль охватывает область отношений более широкую, чем право. Многие повседневные отношения людей в быту, в семье, на службе регулируются нормами морали, а не права.
Особенностями и характерными чертами морали являются:
всеобщность ее функционирования;
опора на традиции, привычки;
опора на общественное мнение;
субъективно-личностный характер;
повелительная роль, определяющая ее особую значимость в общественных отношениях.
Моральные
правила и нормы, связанные с государственной
службой, находятся в тесном единстве
с моралью всего общества. Попытки пренебречь
этой связью завершаются либо подменой
профессиональных моральных требований
внеморальными установками, либо абстрактными
декларациями.