Психология суда присяжных. Психология судебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

В системе юридической психологии уделяет не малое значение таким разделам как психология судебной деятельности и психология присяжных коллегий.
Поэтому в данной работе исследуется проблема деятельности присяжных заседателей в России, а именно особенности формирования суда присяжных, правовое положение и функции присяжных заседателей, исторический и психолого-правовой аспект их деятельности. В том числе влияние, значение и особенности психологии судебной деятельности, а также психологическая структура судебной деятельности.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________2
Глава I Психология суда присяжных________________________________4
1.1 Психология присяжных заседателей_______________________________4
1.2 Психология сторон ____________________________________________11
1.3 Психология председательствующего судьи________________________15
Глава II Психология судебной деятельности ________________________17
2.1. Психологические особенности судебной деятельности ______________17
2.2 Психологическая структура судебной деятельности _________________33
Заключение______________________________________________________41
Список источников и литературы____________________________________43

Файлы: 1 файл

Психология суда присяжных. Психология судебной деятельности.docx

— 88.57 Кб (Скачать файл)

Еще А. Ф. Кони в своей работе "Нравственные начала в уголовном  процессе" отмечал возможность  давления окружающей среды в виде так называемого "общественного мнения" на участников судебного разбирательства. Он говорил, что это давление весьма многообразно, чувствительно и вместе с тем неуловимо, оно создает •вокруг судьи ту атмосферу, которая стремится властно повлиять на его работу. При этом он подчеркивал, что под видом "общественного мнения" судье указывается иногда лишь на голос "общественной страсти", следовать которому в судебном деле всегда опасно и нередко недостойно. "Судья, - по мнению А. Ф. Кони, - должен стоять выше этого в выполнении своей высокой задачи, основанной не на временных и преходящих впечатлениях, а на вечных и неизменных началах правосудия"13.

Познавательная деятельность суда направлена на изучение не только доказательственных фактов, но и источников их происхождения.

Подавляющее число этих фактов воспринимается судом через показания  подсудимых, свидетелей, потерпевших  и других людей, что вызывает необходимость  углубленно изучать указанных лиц. Непосредственное изучение личности в  суде имеет и некоторые особенности. Довольно часто подсудимый, а нередко  и потерпевший и свидетель  делают все, чтобы скрыть, изменить свои действительные психические свойства, качества, приукрасить мотивы поведения, чтобы выглядеть перед судом  не такими, какими они являются на самом  деле.

Однако публичность и  открытый характер рассмотрения дел, сама обстановка в суде, повторное переживание  события преступления потерпевшими, свидетелями, обвиняемыми с наибольшей полнотой вскрывают реальные мотивы поведения указанных лиц. На это  обстоятельство указывал дореволюционный  юрист Л. Е. Владимиров: "... драматичность  производства в уголовном суде ставит и подсудимых, и свидетелей в разные положения, обнаруживающие психологические  признаки, раскрывающие характеры, чувства, думы участвующих лиц. В суде как  бы опять переживается драма, и в  этом новом переживании исторгаются  у людей секреты, глубоко запрятанные, проявляющиеся если не в признаниях, то в невольном выражении ощущений, над которыми не властны самые  испытанные лицемеры и лицедеи".

Сущность конструктивной деятельности в суде состоит в  принятии решений по возникающим  спорным вопросам, в вынесении  приговора.

Для успешного осуществления  конструктивной деятельности судом  создаются специальные условия. К ним А. В. Дулов относит:

1-коллегиальное принятие решения;

2-обеспечение невмешательства в принятие решения;

3-законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащего в основе каждого принятого решения;

4-требование непрерывности рассмотрения дела. Конструктивная деятельность суда требует от лиц, ее осуществляющих, профессионального отношения к своим обязанностям: высокоразвитого правосознания, понимания большой ответственности за свои действия, за все последствия принимаемых решений14.

Принятием решения о наличии  факта-события преступления конструктивная деятельность суда не завершается. Ему  надлежит определить меру наказания  виновному, а также решить вопросы, связанные с порядком отбывания  наказания.

Особенность конструктивной деятельности суда заключается также  в том, что окончательное решение  может быть принято с учетом оценки фактов, обстоятельств, не закрепляемых удостоверительной деятельностью. Имеется в виду принятие во внимание поведения подсудимого в судебном зале, глубины и искренности его  раскаяния в содеянном. Все это  не может не влиять на меру наказания, определяемую судом.

Основная конструктивная деятельность суда складывается из целой  серии последовательно реализуемых  взаимосвязанных действий. Имеется  в виду:

1-полное выявление и тщательная проверка всех фактов, относящихся к делу, подлежащих решению;

2-обязательное заслушивание мнения всех заинтересованных участников судебного рассмотрения дела как по поводу совокупности фактов, так и по поводу предполагаемого решения;

3-принятие конструктивного решения каждым из членов коллегии судей;

4-коллективное обсуждение всех выявленных фактов и окончательное решение основного конструктивного вопроса - вынесение приговора, решения по делу.

В некоторых случаях суду приходится принимать решение о  производстве таких действий, которые  на предварительном следствии не проводились (выход на место происшествия, вызов новых свидетелей, новых  экспертов и т. д.). В целом объем  конструктивной деятельности суда увеличивается  в тех случаях, когда создаются  помехи в осуществлении познавательной деятельности, например, вызванный  свидетель не явился в суд, обвиняемый нарушает порядок судебного заседания  и т. д.

Наконец, конструктивная деятельность суда направлена на реализацию, обеспечение, проверку выполнения соответствующими органами, учреждениями вынесенного  судом приговора.

Психологические особенности  имеет и коммуникативная деятельность суда. Участвующие в судебном разбирательстве  лица имеют свои собственные интересы, в основе которых лежат объективные  факторы (последствия, к которым  привело для данного лица рассматриваемое  событие; характер взаимоотношений  с другими лицами, главным образом  подсудимым, потерпевшим; возможные для данного лица последствия разрешения дела и т. д.). Интересы участвующих в деле лиц могут совпадать с целями и общей направленностью деятельности суда. В подобных случаях отношения между судом и лицами, участвующими в процессе, носят бесконфликтный характер. Но интересы некоторых участвующих лиц могут не совпадать с целями и задачами суда в установлении действительных обстоятельств дела. В таких случаях отношения суда с этими лицами носят конфликтный характер, выражающийся в таком поведении этих лиц, которое противодействует деятельности суда по установлению истины. В таких ситуациях возникает необходимость воздействия на указанных лиц с целью изменения их установок. Психологическое воздействие на них в случае дачи ими ложных показаний или отказа от дачи показаний является существенным элементом коммуникативной деятельности суда.

Коммуникативная деятельность суда отличается многообразием взаимоотношений, возникающих в ходе судебного  разбирательства. Выделяют четыре вида взаимоотношений, возникающих в  суде. Первый вид условно можно  назвать "взаимоотношения по вертикали". Сюда относятся взаимоотношения  судей с участниками судебного  разбирательства (с государственным  обвинителем, защитником, подсудимым) и остальными субъектами судебного  процесса (свидетелями, экспертами и  т. д.), а также отношения суда с  присутствующими в зале судебного  заседания гражданами, не являющимися  участниками судебного разбирательства.

Второй вид взаимоотношений  складывается "по горизонтали". Это  взаимоотношения между судьей и  народными заседателями, между государственным  обвинителем и защитниками, между  свидетелями, потерпевшими, экспертами и другими участниками процесса, между гражданами, присутствующими  в зале.

Третий вид взаимоотношений  возникает между подсудимыми  в том случае, если их несколько (групповые  дела).

Четвертый вид - это взаимоотношения  судебной аудиторией как с определенной группой людей, которую в ходе суда необходимо превратить в аудиторию  с единой психологической направленностью.

Указанные виды взаимоотношений  суду необходимо строго регулировать, направлять в единое русло, подчиняя их установлению истины по рассматриваемому конкретному делу.

Известно, что осуществление  правосудия не ограничивается привлечением к уголовной ответственности  лиц, совершивших преступления, и  определением им справедливого наказания. Цель правосудия - также исправление  и перевоспитание преступников, воспитание граждан в духе соблюдения законов  и нравственных норм поведения.

Суд должен воспитывать и  уважение к самому процессу осуществления  правосудия. В отношении подсудимых воспитательное воздействие суда распространяется на время не только самого судебного  заседания, но и последующего рассмотрения дела. Оно оказывает влияние в  течение подчас длительного времени, необходимого для исправления правонарушителя.

Первоосновой воспитательного  воздействия правосудия является неукоснительное  соблюдение судом материального  и процессуального закона во всех стадиях процесса. Борясь с любыми нарушениями правовых норм, суд сам  должен показывать пример глубочайшего уважения к закону.

Судебное разбирательство  каждого уголовного дела может выполнить  свое воспитательное назначение в полной мере лишь при условии, если оно будет  проходить при безупречном соблюдении закона. Не существует "второстепенных" процессуальных норм, и любое отступление  от закона, какое бы оно ни было и на каком бы этапе процесса ни происходило, не может в конечном итоге не сказаться отрицательно на осуществлении задач судопроизводства.

"Анализ судебной практики  свидетельствует, - отмечает В. В.  Леоненко, - что процессуальное упрощенчество, отступление от предписаний процессуальных правил (скажем, по соображениям якобы целесообразности), низкая культура судопроизводства отрицательно сказываются на полноте, объективности и всесторонности исследования всех обстоятельств дела, приводят к вынесению поверхностных, недостаточно обоснованных, а иногда и ошибочных приговоров и решений. Кроме того, игнорирование процессуальных норм создает у граждан впечатление о формальном отношении суда к выполнению своих обязанностей, о его предвзятости, что снижает воспитательно-предупредительное воздействие правосудия"15.

Воспитательное воздействие  суда заложено уже в специфической  форме его деятельности: полном, объективном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела.

Залогом воспитательного  воздействия уголовного закона и  конкретных актов его применения является справедливость. Наказание, выносимое  судом, должно быть справедливым, соответствующим  степени вины лица, совершившего преступление.

В осуществлении функций  правосудия большая роль принадлежит  личности судьи, его идеологической зрелости, нравственным устоям, профессиональному  мастерству.

Одной из главных характеристик  личности судьи является его профессиональная направленность, которая включает в  себя совокупность морально-политических, интеллектуальных, характерологических и психофизиологических качеств, и выражается в: 

1)осознании профессионального долга; 

2)уровне профессионального правосознания и профессионального мастерства; 

3)в творческом подходе к отправлению судейских функций; 

4)нетерпимости к нарушению требований законности; 

5)стремлении к принятию самостоятельного, свободного от посторонних воздействий решения, в соответствии с собранными доказательствами и по своему убеждению.

Профессиональная направленность обусловлена идейной убежденностью  судьи, которая выражается в непримиримом отношении к нарушениям требований законности, в строгом исполнении предписаний закона при разрешении уголовных дел. Она помогает судье  преодолевать отрицательные воздействия  окружающей среды.

Идейная направленность судьи  проявляется в том, что уважение к праву, к законности выступает  как его личное убеждение.

Составной частью профессиональной направленности судьи является его  профессиональный долг, который предполагает заботу о профессиональной чести, о  постоянном совершенствовании профессионального  мастерства, стремление воспитывать  своей деятельностью и личным примером уважение к закону, правосудию, суду. Чувство долга заключается  также в моральной ответственности  судьи за правильность рассмотрения и разрешения уголовного дела.

Профессиональный долг судьи  сочетается с высокими этическими требованиями, оказывающими значительное влияние  на отправление правосудия. Среди  таких нравственных категорий первостепенное место занимает судейская совесть, которая выражает самооценку деятельности и самоконтроль убеждения с точки  зрения не только норм морали, но и тех  правовых требований, которые предъявляются  к принимаемому по делу решению. Судейская  совесть не только заставляет судью  соотносить свои решения с правовыми  предписаниями и нормами нравственности, но и повелевает действовать в  соответствии со сложившимися убеждениями, противостоять внешним отрицательным  влияниям.

"Именно судейская совесть, - подчеркивает Ю. М. Грошевой, - служит внутренним стимулом  к соблюдению требований закона, к формированию такого содержания  убеждения, которое соответствует  собранным по делу доказательствам.  Совесть судьи противостоит таким  отрицательным морально-волевым  качествам, ...как предвзятость, грубость  и т. д. Если судья сознает,  что он предвзято оценил то  или иное доказательство, что  под его председательствованием  по уголовному делу не исследованы  все возможные судебные версии, он испытывает угрызения совести,  осуждает себя. Иначе говоря, совесть  судьи, осознание им профессионального  долга обусловливает и осознание  особой ответственности за полноту,  объективность и всесторонность  исследования уголовного дела, за  законность и обоснованность  судебного приговора"16.

Важнейшим элементом профессиональной направленности судьи является его  правосознание.

Специфика проявления профессионального  правосознания у судьи состоит  в том, что собственные выводы по делу он соотносит со своим правосознанием, определяя при этом, соответствуют ли его личная правовая оценка фактических обстоятельств конкретного уголовного дела и выносимое решение требованиям закона.

В профессиональной направленности личности судьи, в избирательности  его поведения важную роль играют нравственные качества. Значение нравственных качеств судьи в отправлении  правосудия состоит в том, что  они исключают субъективизм при  принятии решения по делу, гарантируют  формирование такого содержания знаний об обстоятельствах рассматриваемого дела, которое достоверно и получено в соответствии с требованиями закона.

Стержневыми качествами судьи, которые способствуют полноте, объективности  и всесторонности исследования обстоятельств  уголовного дела, постановлению законного  и обоснованного приговора, являются честность, справедливость, принципиальность и объективность. Следует особо  отметить последнее качество - объективность. Объективность выражается в беспристрастном  отношении к делу, людям. Противоположные  данному качества - пристрастность, предвзятость. Они особенно противопоказаны профессии судьи, ему необходимо от них избавляться.

Информация о работе Психология суда присяжных. Психология судебной деятельности