Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 01:32, курсовая работа
В системе юридической психологии уделяет не малое значение таким разделам как психология судебной деятельности и психология присяжных коллегий.
Поэтому в данной работе исследуется проблема деятельности присяжных заседателей в России, а именно особенности формирования суда присяжных, правовое положение и функции присяжных заседателей, исторический и психолого-правовой аспект их деятельности. В том числе влияние, значение и особенности психологии судебной деятельности, а также психологическая структура судебной деятельности.
Введение_________________________________________________________2
Глава I Психология суда присяжных________________________________4
1.1 Психология присяжных заседателей_______________________________4
1.2 Психология сторон ____________________________________________11
1.3 Психология председательствующего судьи________________________15
Глава II Психология судебной деятельности ________________________17
2.1. Психологические особенности судебной деятельности ______________17
2.2 Психологическая структура судебной деятельности _________________33
Заключение______________________________________________________41
Список источников и литературы____________________________________43
Сущность конструктивной деятельности в суде — это вынесение приговора по рассматриваемому уголовному делу. Все остальные виды деятельности подчинены этой задаче.
К специальным условиям конструктивной деятельности следует отнести:
Специфическая особенность деятельности суда состоит в том, что конструктивная деятельность вначале осуществляется каждым судьей в отдельности, а завершается всегда коллегиально при вынесении приговора. Суду необходимо завершить свою конструктивную деятельность определением меры наказания виновному, а также решением вопросов, связанных с порядком отбытия наказания.
Конструктивной деятельности суда подчиняются все остальные компоненты его деятельности. Познавательная, коммуникативная, организаторская деятельность развиваются постольку, поскольку они могут облегчить, обеспечить выполнение этой основной функции суда. Чем полнее собраны факты на предварительном следствии, тем больше создано условий для реализации основной направленности конструктивной деятельности суда — вынесения приговора по уголовному делу.
В некоторых случаях суду приходится принимать решения о производстве таких действий, которые на предварительном следствии не проводились (вызов новых свидетелей, экспертов и т. д.). И здесь конструктивная деятельность суда получает еще одно направление: обеспечение процесса познания, оценки всех фактов, как собранных в период следствия, так и тех, необходимость которых выявилась уже при рассмотрении уголовного дела.
Конструктивная деятельность суда должна быть направлена и на реализацию, обеспечение и проверку выполнения вынесенного этим судом приговора в отношении подсудимого. Конструктивная деятельность — это не только обеспечение процесса познания и вынесения приговора по уголовному делу, но и обеспечение реальности исполнения вынесенного приговора по делу.
Хочется сказать и о воспитательном воздействии суда, которое уже заложено в специфической форме его деятельности: полном, объективном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела. Именно поэтому сам процесс судопроизводства оказывает огромное воспитательное воздействие на всех присутствующих в зале судебного заседания, в том числе и на подсудимого.
Эффективность воспитательного воздействия процесса судебного заседания заключается в предельной наглядности, конкретности при восприятии фактов всеми присутствующими независимо от того, положительные или отрицательные эмоции возбуждает каждый отдельно взятый факт. Судебное заседание оказывает более целенаправленное воспитательное воздействие на коллектив, где было совершено преступление. Огромное воспитательное воздействие имеет и оглашение приговора. Здесь следует учитывать, чтобы приговор был справедливым, отвечал требованиям закона о соразмерности наказания тяжести совершенного преступления к личности подсудимого, был предельно четким, ясным, конкретным и доходчивым для всех присутствующих в зале судебного заседания.
Воспитательное воздействие суда может продолжаться и после вынесения приговора, а также при стадии его исполнения. Суд реализует воспитательную функцию и в деятельности по наиболее полному собиранию, анализу и направлению в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного.
Важное значение для воспитательного воздействия на обвиняемого имеет и соблюдение нравственных начал предварительного расследования. На этическое значение и нравственную сторону отправления правосудия неоднократно указывали в свое время видные русские юристы. Так, А.Ф. Кони писал: «Можно также настойчиво желать, чтобы в выполнение формы и обрядов, которыми сопровождается отправление правосудия, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа»24.
Заключение
Судебная психология представляет
собой раздел юридической психологии,
в котором изучаются
Таким образом, психология суда присяжных и психология судебной деятельности играют важное значение в изучении самых основ судебной психологии для юристов.
К примеру, в психологии судебной деятельности каждый судья является воспитателем значительного количества людей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою деятельность, за принятые решения, принципиальность, профессиональность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью отличает беспристрастность и выдержка.
Но суд присяжных обладает другой спецификой. Так, несмотря на жесточайшую критику, суд присяжных утвердился в судебных системах развитых стран как наиболее демократичный и справедливый вариант судопроизводства, потому что стабильность важнее правды и законность уместнее справедливости, достаточно судей-профессионалов. Но если применение закона окажется большей жестокостью, чем содеянное преступление, если подсудимый верит в собственную невиновность, если общество не может, самоустранившись, доверить решение государству – тут поле деятельности присяжных.
Из изложенного логически
Это механизм часов, где каждый его составляющий элемент обладает взаимно полезной работой.
Список использованной литературы
Нормативная литература
Научная литература
1 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П. А. Лупинская, Л. А. Воскобитова. 3-е изд., перераб. и доп. 2012 - С. 667-680
2 http://www.kontinent.org Статья: Тщательный отбор присяжных в американских судах служит обеспечению беспристрастности.
3 Ильюхов А.А. Российская и зарубежная модели развития института присяжных заседателей. Исторический аспект // Журнал российского права. - 2008. - № 1.
4 Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии - М.: Юристъ, 2005. - 368с.
5 Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник. 3-е изд., измененное – М.: Норма, 2008 – 408с.
6 Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник. 3-е изд., измененное – М.: Норма, 2008 – 412с.
7 Гулевич О.А. Психология в суде присяжных : учеб. пособие - Псков: Американская ассоц. юристов, 2011. - 136 с.
8 Васильев В.Л. Юридическая психология 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: 2009. — 608 с.
9 Аминов И. И. Юридическая психология. Учебное пособие. ... М.: Юнити-Дана, 2012. - 458 с
10 Аминов И. И. Юридическая психология. Учебное пособие. ... М.: Юнити-Дана, 2012. - 458 с
11 Васильев В. Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. Изд. Питер, 6-е издание, 2012 г. 345 с
12 Дулов М. И. Судебная психология. - Минск, 1975 - 129с.
13 Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произв. в двух томах. Т. 1. - М.,1959 -151с.
14 Дулов М. И. Судебная психология. - Минск, 1975 – 245с.
15 Леоненко В. В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. - Киев, 1981 – 168с.
16 Грошевой Ю. М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. - Харьков, 1975 – 56с.
17 Грошевой Ю. М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. - Харьков, 1975 –21.
18 Дулов М. И. Судебная психология. - Минск, 1975 – 134с
19 Грошевой Ю. М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. - Харьков, 1975 – 234с.
20 Аминов И. И. Юридическая психология. Учебное пособие. ... М.: Юнити-Дана, 2012. - 356 с
21 Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: учебник для вузов. Вступит. статья В.Д.Зорькина. 4-е изд., М.: Норма, 2012 – 468с.
22 Стерлигова О.П. Психофизиология: Учебное пособие. Издательство: МИИТ, 2007 г. – 397с.
23 Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: учебник для вузов. Вступит. статья В.Д.Зорькина. 4-е изд., М.: Норма, 2012 – 458с.
24 Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произв. в двух томах. Т. 1. - М., 1959.
Информация о работе Психология суда присяжных. Психология судебной деятельности