Развитие корпоративной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы- рассмотреть правила и нормы корпоративной этики и этикета.
Задачи курсовой работы: изучить специальную литературу по данной теме, рассмотреть понятия и особенности корпоративной этики и этикета, корпоративного общения, культуры, изучить этические нормы деловых отношений.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие и особенности корпоративной этики и этикета.
1.1.Принципы корпоративной этики.
1.2.Виды корпоративного этикета.
1.3.Необходимость соблюдения корпоративного этикета.
2.Корпоративное общение.
2.1.Особенности делового общения.
2.2.Этапы установления контактов.
2.3.Формы корпоративного общения.
3.Развитие корпоративной этики.
3.1.Факторы, способствующие развитию корпоративной этики.
3.2.Этические проблемы деловых отношений.
3.3.Этические нормы деловых отношений.
Заключение.
Используемая литература.

Файлы: 1 файл

корп.этика.курс.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

      Как правило, этические нормативы запрещают  следующие варианты поведения: взятки, вымогательство, нарушения законов в целом, мошенничество, подарки, раскрытие секретов организации.

      Этические кодексы описывают систему ценностей  и правил этики организации, которых  должны придерживаться работники. Обычно их доводят до работников в виде печатных материалов. Этический кодекс может быть разработан для организации в целом (в этом случае он содержит общие как для менеджеров, так и дли рядовых исполнителей этические правила) и для определенных функциональных подразделений с целью решения специфических проблем. Чтобы этические кодексы были действенны, в организациях принимают и определенные дисциплинарные меры, направленные на наказание за нарушение положений кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса.

      Карты этики - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее работника.

      Комитеты  по этике обычно выполняют определенные функции, в частности: внесение этических вопросов в обсуждение руководством организации; доведение основных требований этического кодекса до сведения всех работников; анализ и пересмотр кодекса в зависимости от изменения внешних условий деятельности организации; поддержка кодекса путем разработки системы санкций; обеспечение консультирования по этическим вопросам.

      Одни  организации создают постоянные комитеты по этике (членами которых  являются руководители организации) для  оценки повседневной практики с точки  зрения этики. Другие предпочитают приглашать специалиста по этике бизнеса  — адвоката по этике, в задачу которого входит выработка суждений по этическим вопросам, связанным с деятельностью организации.

      Социальные  ревизии проводятся для оценки и  составления отчетов о реализации социальных программ организации и  свидетельствуют об уровне социальной ответственности организации.

      Обучение  этичному поведению руководителей  и рядовых работников осуществляется с целью изучения требований, освоения типовых решений, укладывающихся в рамки этических требований, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут возникнуть.

      Этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или конкретного проекта), который вызывает обеспокоенность и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом экспертизы может стать комплекс предложений, направленных на улучшение морального климата и повышение респектабельности организации, а также коррекция практики деятельности организации (или ее структурных звеньев).

      Этическое консультирование  проводится в случае, если возникающие моральные проблемы не могут быть решены силами самой организации. Тогда приглашают компетентных независимых специалистов по этике деловых отношений.[2;79]

      Несмотря  на действенность указанных способов, руководители и владельцы многих организаций полагают, что попытки этической коррекции делового поведения работников не всегда успешны, если эти работники имеют жизненный опыт, а также опыт работы в других организациях. Взрослого человека со сформировавшейся системой ценностей и взглядов трудно переучить. По мнению руководителей, более продуктивно привлечение на работу выпускников учебных заведений, где имелась программа обучения основам этики деловых отношений.

  

  3.2. Этические проблемы корпоративных отношений.

      В деловых отношениях нередко возникают проблемы. К числу «вечных проблем» относят: соотношения целей и средств их достижения, личных и общественных интересов, материальных и духовных ценностей, выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом. В деловой практике проблемы возникают также в области отношений между клиентами, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, правительствами и сообществами - заинтересованными сторонами. Для наиболее эффективного управления современные руководители должны учитывать их совокупность.

      Этические проблемы возникают в деловых  отношениях по следующим причинам: сокрытие фактов и неверная информация в отчетах; выпуск некачественной продукции; завышение цен или обман при проведении переговоров; наличие фаворитов внутри организации; производство продукции с сомнительными характеристиками безопасности; перемещение по служебной лестнице «по головам»; обман работников с целью получения выгоды.

      Противоречия  чаще всего возникают между организациями. Между ними неизбежна конкуренция, в процессе которой возникают этические проблемы: о выборе средств победы над конкурентом, о цене победы.

      Проблемными могут быть взаимоотношения организаций и государства и общества в целом. Здесь часто сталкиваются позиции сторонников идеи государственного регулирования действий организаций и ее противников.

      Очень часто возникают проблемы между  организациями-производителями и  потребителями. Деятельность организации только тогда успешна, когда она отвечает интересам потребителей. Но потребителям может быть предложен некачественный товар (например, с просроченным сроком хранения). [2;82]

      Моральные проблемы возникают  в отношениях организаций с местным сообществом. Организации должны реализовывать социальную функцию (развивать инфраструктуру местности, обеспечивать ее благоустройство, создавать рабочие места, поддерживать местную систему образования, медицины и т.д.). Это увеличивает издержки организаций.

      Острейшей проблемой на современном этапе  являются взаимоотношения между организациями и окружающей средой. И ныне не является исключением практика решения экологических проблем путем нарушения моральных и юридических норм (например, сокрытие информации о степени вредности производства для окружающей среды).

      Моральные проблемы возникают и внутри организаций. Так, на характер делового общения влияют отношения между руководителями и подчиненными. Это касается прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, участвуют ли подчиненные в принятии решений, какими методами подчиненные поощряются к более активным действиям , в какой мере учитывается их индивидуальность.

      Сохраняются проблемы в положении женщин в  организации: их заработок в отличие  от мужчин, работающих в той же области, ниже; имеет место ограничение карьерного продвижения на высшие управляющие должности. [2;83]

      Современные деловые отношения чрезвычайно  насыщены проблемами. Для их решения  необходима разработка соответствующих законодательных документов, которые позволят минимизировать проблемы.

 

  3.3. Этические нормы деловых отношений.

  Взаимоотношения, складывающиеся в трудовом коллективе, подразделяются на такие три вида: «сверху вниз», «снизу вверх» и «по горизонтали», т.е. общение руководитель-подчиненный, подчиненный—руководитель и работник—работник. Эти виды отношений применимы как к межличностному общению, так и к общению между предприятиями. Несоблюдение этики делового общения, особенно между людьми, не равными по своему социальному статусу, например между руководителем и подчиненными, приводит к возникновению в коллективе нездоровой моральной атмосферы, вследствие чего работники могут испытывать дискомфорт из-за нравственной или юридической незащищенности. 

      Этические нормы отношений «сверху вниз» регулируют образцы поведения руководителей. Он всегда «на виду» у подчиненных. Как ведет себя руководитель, так рано или поздно будут вести себя и все его подчиненные.

  Нормы этичного поведения руководителя - правила, основанные на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.

      Культура  профессионального поведения руководителя определяется общим уровнем его образования и воспитания. Общечеловеческие нормы и правила поведения, универсальные основы  этики и морали безусловно действуют и находят свое проявление в деятельности руководителя. Однако профессиональное поведение руководителя требует от него определенных специфических знаний и навыков, которые во многих случаях позволяют предотвратить возникновение конфликта или стрессовой ситуации во взаимоотношениях с подчиненными сотрудниками. [6;72]

      Деловые нормативы рекомендуют руководителю:

  • стремиться превратить организацию в сплоченный коллектив, приобщать работников к целям организации. При идентификации человека с коллективом он чувствует себя более комфортно, особенно если при этом он не утрачивает и собственной индивидуальности;
  • проявлять интерес к людям, стремиться помогать подчиненным преодолеть свои слабости и неуверенность в собственных силах;
  • делать замечания подчиненным в соответствии с этическими нормами, т.е. в вежливой форме, на основании возможно более полной собранной информации. Замечания и порицания следует высказывать один на один, а поощрения публично: это позволит проявить уважение к достоинству и чувствам человека;
  • критиковать действия и поступки работника, а не его личность. Не следует бесконечно попрекать человека его слабостями и недостатками. Это не поможет ему от них избавиться, а, наоборот, будет способствовать снижению самооценки и уверенности в себе. Во всех случаях, когда это возможно, критику необходимо совмещать с комплиментами; нельзя унижать чувство собственного достоинства собеседника;
  • не обрастать любимчиками, относиться к работникам как к равноправным членам коллектива и ко всем одинаково;
  • поощрять коллектив даже в том случае, если успех главным образом достигнут благодаря успехам самого руководителя;
  • укреплять у подчиненных чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения;
  • доверять подчиненным;
  • признавать собственные ошибки в работе;
  • защищать подчиненных, быть им преданным;
  • не советовать подчиненным, как поступать в личных делах.

      Современный руководитель достаточно демократичен в отношениях с подчиненными, однако он должен уметь держать необходимую дистанцию, не допускать фамильярности, грубости и бестактности.

      Чтобы активнее располагать к себе людей, руководитель может прибегнуть к таким приемам:

  • «имя собственное» основан на произношении вслух имени и отчества человека, с которым руководитель вступает в отношения;
  • «зеркало отношений». Следует внимательно контролировать мимические реакции, следить за выражением лица. Приятное выражение лица, приветливая улыбка свидетельствуют о добром расположении человека к другому;
  • «золотые слова», т.е. слова поддержки, одобрения действий подчиненного. Самый эффективный комплимент — комплимент на основе антикомплимента себе;
  • «терпеливый слушатель». Руководителю следует быть внимательным к подчиненным, терпеливо, не перебивая, их выслушивать.

      Этические нормы отношений «снизу вверх  регулируют поведение подчиненных с руководителем. Подчиненным следует:

  • стараться помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений;
  • не пытаться навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Такое отношение подрывает авторитет руководителя. Высказывать предложения и замечания подчиненный должен тактично и вежливо;
  • предлагать руководителю свое решение сложных проблем;
  • не разговаривать с руководителем категорическим тоном;
  • проявлять преданность, быть надежным;
  • не обращаться к высшему руководству, минуя собственного руководителя. В противном случае это может быть расценено руководителем как неуважение.

      Этические нормативы деловых отношений  «по горизонтали» (т.е. между коллегами, рядовыми членами коллектива) предписывают:

  • не требовать к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого;
  • пытаться достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы;
  • не преувеличивать своей значимости и деловых возможностей;
  • не относиться к коллегам с предвзятостью;
  • называть своих коллег по имени, имени и отчеству;
  • не давать обещаний, которые невозможно выполнить; не спрашивать коллег о состоянии их личных дел, а тем более о проблемах;
  • уважать коллег как личности. [7;36]

Информация о работе Развитие корпоративной этики