Шпаргалка по "Этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Этика"

Файлы: 1 файл

Вопросы_ПЭиСЭ.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Отражение профессиональной этики в нормативных и служебных документах.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, исходя из приоритетных задач  по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, основываясь на фундаментальных общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга, олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской милиции со стороны народа, принимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

 

  1. этические принципы уголовного процесса.

Нравственное значение конкретных уголовно-процессуальных норм может  быть полнее уяснено на основе ознакомления с наиболее общими, принципиальными  положениями уголовно-процессуального  права. Это важно потому, что нравственный аспект того или иного процессуального института или же отдельной нормы далеко не всегда очевиден, если рассматривать их изолированно, вне всей процессуальной системы.

 Нравственное содержание принципа  законности при производстве  по уголовному делу

Нравственная сторона принципа законности в уголовном процессе состоит в соблюдении нравственных требований, воплощенных в законе, запрете поступать по произволу, субъективному усмотрению в отношении человека, что неминуемо следует за послаблениями в отношении режима законности в уголовном процессе. Соблюдение закона - нравственный, а не только юридический долг судьи, следователя, прокурора, адвоката.

2. Нравственное содержание принципа  осуществления правосудия только  судом

Данный принцип является важнейшей  гарантией демократического правосудия и способствует реальному выражению требования справедливости.

3. Нравственное содержание принципа  уважения чести и достоинства  личности

нормы законодательства воспроизводят  этический принцип, обязывают, прежде всего последовательно реализовывать идею гуманизма, во всем законодательстве, начиная с самой Конституции. Гуманизм, человеколюбие должны принизывать все отрасли права России.

4. Нравственное содержание принципа  неприкосновенности личности

Данный принцип как никакой  другой отражает требования справедливости и гуманности, фиксирует демократическое содержание уголовного правосудия. Безнравственно, негуманно и несправедливо задерживать, лишать свободы лицо без соответствующих законных оснований, а также содержать подозреваемого в условиях, создающих угрозу его жизни и здоровью.

5. Нравственное содержание принципа  охраны прав и свобод человека  и гражданина

Соблюдение данного принципа в  уголовном судопроизводстве призвано гарантировать защиту прав личности, его основных человеческих благ.

6. Нравственное содержание принципа  неприкосновенности жилища

Нравственное содержание данного  принципа заключается в охране частной  жизни человека, в уважении чести и достоинства личности.

Все уголовно-процессуальное законодательство и основанная на нем процессуальная деятельность проникнута нравственным содержанием.

Единство права и нравственности находит свое воплощение в законодательстве о правосудии, его основных началах, принятых мировым сообществом, а  также конституционном национальном законодательстве.

 

  1. Защита чести, достоинства и тайны частной жизни граждан в ходе уголовного процесса.

Каждый человек представляет собой  высшую ценность, как существо, наделенное разумом, волей и чувствами. Достоинство - признание за гражданином этой ценности независимо от того, что он о себе думает и что о нем думают другие. Осознание и признание абсолютной ценности человеческой личности - результат развития общества.

В ч. 1 ст. 21 Конституции РФ говорится  о защите достоинства личности. Конституция РФ гарантирует гражданам охрану достоинства человеческой личности. Эта гарантия дается любому человеку, т. е. ставится знак равенства между человеком и личностью. Охраняется достоинство не только взрослого и дееспособного человека, но также ребенка и душевнобольного. В ч. 1 ст. 21 Конституции РФ большую смысловую нагрузку несет слово «ничто». Ни преступление, повлекшее заточение правонарушителя в тюрьму или колонию, ни обездоленность и нищета, ни тяжкая, позорная, по общепринятым представлениям,болезнь - ничто не может служить основанием для умаления достоинства человеческой личности.

Личность, ограниченная в правах или  поставленная в служебную (иную) зависимость, требует подчеркнутого уважения человеческого достоинства.

Если гражданин считает, что его честь и достоинство пострадали в результате действий других лиц, он может обратиться в суд. Вопросы судебной защиты чести и достоинства граждан регламентируются соответствующими статьями Уголовного кодекса и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, существуют и гражданско-правовые средства защиты чести и достоинства - предъявления в суд исков о возмещении морального вреда, причиненного распространением порочащих человека сведений, и их опровержения.

Следует отметить, что гражданско-правовая защита чести и достоинства возможна лишь при наличии совокупности трех условий:

- распространения сведений о  другом лице;

- порочащего характера этих  сведений;

- несоответствия распространяемых  сведений действительности.

 

  1. Категории «добро» и «зло», их диалектика применительно к служебной деятельности сотрудника.

Полиция, как орган исполнительной власти, обязанный в пределах своей  компетенции обеспечивать прочный  правопорядок, призвана обнаруживать правонарушения, квалифицировать их и собирать доказательства, определяющие, в конечном счете, виновность или невиновность лиц, совершивших те или иные правонарушения. Именно полиция применительно к массе выявленных правонарушений осуществляет правоприменительный процесс, который завершается либо должностными лицами полиции, либо в суде, куда направляются материалы проверок или уголовные дела. Поэтому в плане этики сотрудник полиции должен четко разделять категории добра и зла с точки зрения действующего законодательства.

Однако категории добра и  зла, их нравственная оценка разными  людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.

Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и  не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.

Специфика профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов  обусловлена тем, что они постоянно находятся в пограничной зоне между добром и злом. Именно они становятся барьером, который встречает напор агрессивности и злобы.

Становясь на защиту добра и борясь со злом, сотрудник ОВД должен учитывать  моральные аспекты того или иного конкретного явления и моральные последствия своих действий. Он всегда должен помнить, что не бывает ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Так, добро по отношению к одним людям (например, попустительство правонарушителю) неизбежно оборачивается злом по отношению к другим людям (тем, кому он причинил ущерб) и к нему самому, ибо безнаказанность развращает.

Именно работа сотрудников органов  внутренних дел с преступниками, открывает им бездонные глубины человеческого падения. Перед ними неизбежно встает вопрос: каков человек от природы - добр или зол? У некоторых сотрудников в результате такого «близкого знакомства» формируется представление о правонарушителях как от рождения злобных, агрессивных существах по отношению к которым все средства дозволены и хороши.

 

  1.  Долг и место личности в обществе. Этическая категория «профессиональный долг».

Категория долга – одна из важнейших  в этике вообще и среди категорий  профессиональной этики в особенности.

Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Многие из великих ценили чувство  долга. И.Кант писал, что долг – это  именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Особенно большое признание  категория долга получила в сфере  военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сферах долг используется как крайне действенная движущая людьми сила.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в  его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудников правоохранительных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

 

  1. Категория моральной ответственности. Ответственность моральная и юридическая.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность – обязанность  и необходимость давать отчет  в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Ответственность – в целом философско-социологическое  понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

Ответственность — это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат(реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков(действий). Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Ответственность — это умение объяснить и показать, как ты добился этого результата.

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. 

 

  1. Диалектическая взаимосвязь свободы, необходимости и ответственности в деятельности органов внутренних дел.

 

  1. общее и особенное в этических категориях «честь» и «достоинство личности».

Категории «честь» и «достоинство»  отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению, они между тем имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен  есть в первую очередь внешнее  общественное признание поступков  человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство — это прежде всего внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального  окружения, поэтому честь воздается  ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина).

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"