Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 17:12, шпаргалка
1.Этика как нормативная наука и практическая философия
Этика – философская наука о морали и должном поведении.
Мораль – способ социальной регуляции, опирающийся на критерии добра и зла.
Нравственность – уровень развития морали конкретного человека или общества в конкретно-исторический период.
Особенности этики (по Аристотелю):
1. Практическая философия– целью этики являются поступки, она рассматривает проявление блага в поступках человека и в общественной жизни.
2. Основная задача этики – формулирование ценностей, а не знаний.
3.Неточность этики.
1.Этика как нормативная наука и практическая философия
Этика – философская наука о морали и должном поведении.
Мораль – способ социальной регуляции, опирающийся на критерии добра и зла.
Нравственность – уровень развития морали конкретного человека или общества в конкретно-исторический период.
Особенности этики (по Аристотелю):
1. Практическая философия– целью этики являются поступки, она рассматривает проявление блага в поступках человека и в общественной жизни.
2. Основная задача этики – формулирование ценностей, а не знаний.
3.Неточность этики.
Концептуальная эволюция этики.
Первый период в развитии этики – классический. С XVIII века стало вырабатываться более строгое понимание науки этики. В начале XX века эти позиции были существенном образом пересмотрены. Дж.Э. Мур положил начало целому периоду в существовании этики. В русле мета этики были подвергнуты строго логическому анализу все важнейшие этические понятия: добро, идеал, долг, правильное и неправильное и др.
Второй периодв развитии этики на западе ознаменовался поиском прорыва к реальной жизни – к социологии и психологии морали. Этот период продолжался не слишком долго. Именно здесь человек уже становится главным предметом изучения, а науку начинают интересовать все детали, все конкретные подробности его поведения с моральной точки зрения.
Третий периодв развитии западной этики представляет собой период прикладной этики. Он является закономерным, органическим результатом процесса развития этики в течение всего двадцатого века.
Функции этики:
1.Эмпирически-описательная-
2. .Философско-теоретическая функция-это понимание морали.
3.Ценностно-ориентирующая-это этика не только описывает реальность, но и оценивает её с позиции этической теории.
2.Основные категории этики.
Категория-это наиболее общее понятие конкретной области знаний.
Благо-это это положительное для человека и общества в материальной и духовной сферах.
Добро-это основная категория: это моральное благо как идеал и мотив поведения.
Добро-противоположность злу.
Зло-это основная категория: это намеренный отказ от добра как идеала и мотива поведения.
Добро и зло понимается как ценностные категории сознания. (результат оценки людьми).
Справедливость-это соразмерность деяния и воздаяния благ и тягот.
Полиция-это общественная сила для поддержания действующего понимания справедливости.
Долг-это нравственные обязательства по отношению к обществу и др. людям.
Совесть-это способность к нравственному самоконтролю и самооценке.
Честь-это общественное признание заслуг человека.
Достоинство-это признание самоценности любого человека.
Счастье-это ощущение полноты и осмысленности жизни.
3.Мораль: сущность, структура и функции.
Структура морали:
1.Нравственное сознание-может быть индивидуальным и общественным. Это отражение моральной жизни общества в форме принципов правил и норм.
Имеет 3 компонента:
А. Рациональный-это понятие добра и зла, справедливости и т.д.
Б. Нравственные чувства-это личное отношение к конкретным категориям.
В. Волевой-это готовность действовать в соответствии со знанием и эмоциональным состоянием.
2. Нравственные отношения: Главная особенность-не существует в чистом виде. Существуют в общении.
3. Нравственное поведение-реализуется в форме поступка или проступка, является результатом свободного выбора человека.
Функции морали:
4.Моральная регуляция и ее элементы.
Особенности моральной регуляции:
А. Субъективно-заинтересованное отношение к миру.
Б. Деятельный характер.
В. Регуляция осуществляется через нравственное требование.
Компоненты МГ:
А. Нормы-предписание-это правила поведения определяющие переживание и поступки человека.
Б. Высшие ценности-это моральное содержание норм.
Между нормами и ценностями есть отличия:
----выполнение норм
----нормы создаются как
---в отношении норм чётко
В. Идеал-это высшие ценности обращённые к индивиду и выступающие как высшие цели личностного развития:
----наслаждение, стремление к
Г. Принципы-это рациональная форма выражения моральных требований.
Наиболее известны такие принципы как:
---гуманизм, альтруизм, коллективизм.
5.Способы обоснования морали в этике.
А. Утилитаризм-выводит мораль из принципов полезности,
Б. Мораль-это не цель, а средство достижения счастья.
Принцип общественной жизни:
Чем больше счастливых людей, тем более счастливо общество в целом.
Джон Стюарт Милль- ввёл идею разнокачественности удовольствий.
Плюс теории: описывает обычного земного человека.
Недостатки:
А. отсутствие общеобязательного масштаба.
Б. ограниченная применимость(пример героизма и самопожертвования).
Абсолютизм-рассматривает мораль как главнейшее основание человеческой жизни. Представители были Конфуций и Кант.
Плюсы теории: моральный максимализм, самопожертвование.
Недостатки:
А. абстрактность морали свободный от личного интереса.
Б. безэмоциональностьчеловека.
Социальный детерминизм. При социально-детерминистическом подходе общество рассматривается именно в качестве базовой, основной реальности, из которой выводится необходимость морали, обращение к общественным отношениям, прежде всего к базовым – производственным, полагается достаточным и для объяснения процесса возникновения моральных норм и для характеристики специфики моральной мотивации.
Преимущество теории определяется ее интегративно- коллективистской направленностью, которая способствует интеграции общества на основе любой исторически конкретной формы морали.
Недостатки теории.
1) Проблема «истинности морали
2) Идея возрастания моральности в истории. Справедливость мораль
3) Ограниченность социологического подхода в морали.
Особенности моральной регуляции.
1) Она представляет собой
2) Нравственность является
3) Нравственные взгляды и
4) Основным средством освоения
действительности является
В систему моральной регуляции обычно включают:
6.Профессиональная
этика как наука о
Соотношение проф. морали и проф. этики:
Как наука и изучаемая его область реальности.
Проф. мораль возникает как результат специализации труда(появление профессий) и формулировки обязательств профессионалов перед обществом. Изначальная форма профессиональных этических требований-это клятва.
Структура и значение:
2 категории профессии:
А. Операционная профессия не несущая нравственной нагрузки(кассир, продавец).
Б. Элементы нравственности неотделимы от профессии(человек к человеку, врач, продавец, управленец, журналист, юристы).
Элементы проф. этики:
А. отношение к объекту труда или человеку.
Б. отношение с коллегами по профессии.
В. Отношение с представителями родственных проф. групп.
Г. Отношение к обществу(в форме ответственности.)
Выделим 2 черты проф. этики:
А. корпоративность-это представление об общности проф. группы, о их взаимной ответственности и проф. солидарности.
Б. институциональность-
Функции проф. этики:
А. регулятивная-ожидаемая. Нормы проф. этики упорядочивают поведение специалистов.
Б. мировоззренческая-помогает понять и осознать проф. предназначение.
В. Воспитательная-формирует отношение к определённым ситуациям.
Г. защитная-оградить специалиста от необоснованного вмешательства общества в его деятельность.
7.Профессиональная мораль и ее место в системе морали. Особенности профессиональной морали сотрудников ОВД.
Проф. мораль-это нормы и ценности представителей профессий типа человек человек(врач, журналист, сотрудники ОВД.)
Проф. мораль-это часть общей, но с определённой спецификой:
А. наличие дополнительных требований, часто не имеющих аналогов общей морали.
Б. расстановка ценностей.
Определяющая роль общей морали по отношению к профессиональной проявляется в:
А. моральное сознание и нравственные отношения конкретно исторический период определяют нравственное содержание профессиональной деятельности.
Б. общая структура морали повторяется проф. морали.
В. Имеет одинаковые функции.
Специфика проф. морали:
А. поведение и даже частная жизнь сотрудника часто регламентированы.
Б. моральные нормы подкрепляются правовыми нормами.
В. Действия сотрудников ОВД должны быть понятными для граждан и носить гуманный характер.
При контакте с людьми сотрудники часто узнают подробности их личной и духовной жизни, что требует индивидуального и бережного подхода к людям. Сотрудники ОВД должны быть максимально объективны в своих поступках и решениях. Проф. мораль существует как объективный факт и как результат работы индивидуального сознания.
Особенности проф. морали сотрудников ОВД:
А. характеризуются особыми понятиями, но опираются на этическую теорию.
Б. проф. честь-определяется и во многом зависит от индивидуального поведения.
В. Служебный долг-существует в объективном и субъективном варианте.
Г. Моральная ответственность-готовность принять на себя обязательства и тяготы связанные со службой.
8.Принципы профессиональной морали сотрудников ОВД.
Статья 5-11 ФЗ «о полиции»-соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданин.
Принципы:
-------законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественно доверие и поддержка, взаимопонимание и сотрудничество.
Доктринальные принципы деятельности полиции:
---гуманизм-это ценность жизни, свободы, чести и достоинства человека. Современная власть действует более гуманными технологиями чем раньше.
---патриотизм-любовь к своей малой Родине и Родине РФ.
---законность- требует от сотрудника ОВД точного и неукоснительного соблюдения законов.
---справедливость- соответствие тяжести правонарушения и ответственности. Справедливость – это определенный порядок удовлетворения интересов взаимосвязанных индивидов и групп.
---оптимизм-результат собственной деятельности.
---толерантность-отношение к представителям иных культур и образов жизни.
9.Фундаментальные
нормативные документы в
---Самые
ранние документы в сфере