Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:21, шпаргалка
1. Структура и функции морали.
Функции морали — регулятивную — оценка поведения; воспитательную — передача опыта из поколения в поколение; ценностно-ориентирующую выработка и направление норм; познавательная — приобретение знаний о вопросах морали.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы — моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
2. Структура и функции морали.
Функции морали — регулятивную — оценка поведения; воспитательную — передача опыта из поколения в поколение; ценностно-ориентирующую выработка и направление норм; познавательная — приобретение знаний о вопросах морали.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы — моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные принципы — выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности. К числу моральных принципов относятся такие, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь.
Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.
3. Предмет этики изменение с течением времени
Античная эпоха:
поведение человека и его качества,
характеризующие отношение
Средние века: изучение внешних объективированных форм и проявлений нравственности. С субъекта переход на объект. Преобладает религиозная этика.
Новое время: изучение общеобязательных норм морального поведения, а также на изучение форм сочетания индивидуальных личностных качеств индивида с общепринятыми нормами и правилами поведения.
XIX век: изучение
психологических мотивов челове
Начало XX века: Метаэтика: логический анализ языка морали.
Предмет этики смещается на рассмотрение роли моральных фактов в реальных социальных процессах.
Конец XX века: Прикладная этика — отвечает практическим потребностям развития современного общества и имеет большое практическое поле применения.
Предмет этики менялся, менялись подходы и акценты этического знания, но в основе проводимых исследований всегда оставалась мораль.
4. Категории этики
Категории этики имеют разную иерархию.
1Добро и зло:
предельно общие категории,
2Индивидуальное моральное сознание: Совесть в индивидуальном сознании сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Достоинство — собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Честь — это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства.
3Личные поступки:
Долг — социальный заказ от
общества человеку, социальные ожидания,
оформленные в представлениях
о добре и зле
5. Этапы
становления этики предэтика,
этическое просвещение,
Три этапа становления этики:
Предэтика;
Античное просвещение
Классика.
Предэтика — начальный период возникновения этики, связанный с распадом родоплеменного строя и осмыслением человеком себя как личности. В этот период этика была слита с онтологией учение о том, что существует и гносеологиейучение о знании.
В основе всего лежали мифы, господствующие религиозные течения, позиционирование человека в окружающем его миреГомер, Гесиод, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор. Они искали смысл жизни и познавали судьбу человека. Для этого периода характерно воспевание героической морали, как поведение выдающейся, сильной личности.
Гесиод: Труды и дни VI в.до н.э. Определяет труд как высшую нравственную ценность. Все справедливо, что нажито праведным трудом, и все несправедливо, что является плодом чужого труда.
Гераклит: Труд О Природе. Нормы рождаются в общественном сознании, носят предельно общий абстрактный характер, но воплощаются они в жизнь только через индивидуальное поведение.
Пифагор: Разрабатывает основные элементы и механизмы функционирования замкнутой идеологизированной системы. Это было сделано не в теоретической форме, а в реальной практике при создании школы учеников и разработке основ функционирования этой школы.
Демокрит: Один из основателей атомистики, ставил перед собой цель определить нравственность, исходя из природы человека. Движущая сила человеческого поведения — удовольствие и неудовольствие. Удовольствие — спокойное состояние души после совершенного поступка.
Ошибки в поиске уровня человек совершает по причине не знанию лучшего.
Этическое просвещение — Связано со школой софистов, жизнью и деятельностью Сократа 469-399 до н.э. — древнегреческого философа Афин. Софисты, считавшие, что главная задача этики заключается в нравственном воспитании, анализируя общественные законы, обычаи, традиции, нравы, верования разных народов, пришли к выводу о возможности выявления лучших традиций, нравов и обычаев и использования их в качестве образца в нравственном воспитании человека.
Сократ искал абсолютное знание, пытался дать определение самым общим понятиям в жизни человека красота, любовь, истина. Этика Сократа сводится к трем основным тезисам:- Благо тождественно удовольствиям, счастью;- Добродетель тождественна знанию;- Человек знает только то, что ничего не знает. Для Сократа высший критерий — это разум.
Эпикур 341-270 до
н.э. — создатель концепции
Эпикур выделял три группы потребностей: естественные и необходимые; естественные, но не необходимые; неестественные и не необходимые. При удовлетворении двух последних человек теряет контроль и сталкивается с обстоятельствами, с которыми он не справиться.
Высокая классика — является заключительным этапом возникновения этики. Платон видел главную задачу этики в создании идеального государства. Мужество, умеренность, благоразумие, мудрость составляют нравственные добродетели, а нравственная жизнь заключается в стремлении к высшей идее добра.
По-настоящему счастлив только справедливый человек: Счастье человека зависит от того, как он воспитан и образован и насколько справедлив.
Аристотель рассматривал этику как политическую науку и как науку добродетели. Правильное государственное устройство является благом для каждого отдельно взятого индивида, это его действительное счастье, а благо государства важнее благо отдельного человека. Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекрасней и божественней благо народа и государства. Аристотель характеризует взаимосвязь этики и политики, каждый гражданин должен соблюдать определенные добродетели в отношении государства, без которых он не может быть гражданином, осуществлять свои политические права и быть полезным обществу.
6. Этические воззрения в Древней Индии
Так, в Древней Индии к в VI до н. э. на основании религиозно-мифологической идеологии брахманизма сформировалось шесть ортодоксальных брахманских систем. Основополагающими идейными конструкциями брахманизма стало учение о Брахмане, как абсолютной божественной первооснове всего. Будучи активным творческим началом всего бытия, Брахман выступает как мировая душа, духовная субстанция, из которой все порождается и во что все превращается. Духовная сущность человека представляет индивидуальное проявление Брахмана — атман. Брахман и атман тождественны и различны друг с другом, и каждый человек обязан это знать и следовать своей природе, не нарушая всеобщей гармонии бытия. Основными принципами нравственно-этического учения брахманизма стали понятия сансары, кармы, дхармы и мокши.
В созданном Брахманом мире все связано со всем, совершается вечный круговорот жизни, и в это непрерывное движение колеса жизни — сансары — втянуто все живое. Душа человека после его смерти не исчезает, а перевоплощается в другое существо.
Принцип кармы ставит это перевоплощение в зависимость от прошлой жизни человека, от соблюдения им предписанного для каждой касты дхармы — закона образа жизни. Соблюдение дхармы и следование ей или же, наоборот, ее нарушение влечет посредством кармы перерождение души человека либо в сторону повышения его социального статуса, либо наоборот. Законами кармы и дхармы установлена и поддерживается сама иерархия каст — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры образуют эту иерархию. Тот же, кто всегда ревностно и усердно исполнял истинную дхарму и прошел всю лестницу превращений, достигает освобождения из потока сансар и сливается с Брахманом. Это состояние абсолютного блаженства и освобождения от перерождений называется мокшей.
Таким образом, брахманизм поддерживает и закрепляет сложившийся социальный порядок и социальную стабильность, определяя правильный образ жизни, круг обязанностей для каждой касты, и одновременно выражает обобщенную суть предъявляемых к любому человеку требований: подавление, подаяние, сострадание.
Примерно в VI
в. до н. э. в Индии возникает
В основе этического учения буддизма помещается учение о четырех благородных истинах. Первая истина утверждает, что все в мире есть страдание. Вторая истина раскрывает причину страданий — это жажда наслаждений, жажда существования, т. е. привязанность человека к жизни. Таким образом, буддизм выступает как весьма пессимистическое учение, абсолютизирующее значение страдания в жизни человека, превращающее его в сущность человеческой жизни.
7. Нравственное содержание буддизмаответ есть в 6 вопросе
8. Этические позиции Конфуция
Как же привести
в порядок государственные
Информация о работе Шпаргалки по "Этике государственной и муниципальной службы"