Шпаргалка по "Этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Этика"

Файлы: 1 файл

Вопросы_ПЭиСЭ.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Итак, честь — это оценка с  позиции социальной группы, конкретного  исторического сообщества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми.

Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести применительно к конкретной ситуации. Однако и естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявляется автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинство, которое выражается, в частности, в порядочности, честности, принципиальности, справедливости к другим и требовательности к себе, скромности и простоте, стремлении быть внутренне цельной личностью. На такую личность можно положиться, у нее убеждения и дела находятся в органичном единстве.

 

  1. профессиональная честь сотрудника ОВД, «честь коллектива» и «честь мундира».

Достоинство – категория этики, отражающая моральное отношение  человека к самому себе и общества к индивиду. (Философский словарь)

Категория чести очень близко примыкает к категории достоинства. Эти категории практические совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – это прежде всего дело самой личности. В данном случае акцент переносится на собственную самооценку, которая базируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности.

Достоинство выступает часто как  реакция на тот или иной тип  отношения к себе. Это позволяет  рассматривать честь как понятие мировоззренческое, а достоинство – эмоциональное.

Чувство профессионального достоинства  основывается на понимании сотрудниками правоохранительных органов сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.

Достоинство для человека имеет  не меньшую, а чаще большую роль, чем материальное благополучие, здоровье или даже сама жизнь.

Честь сотрудника правоохранительных органов  неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою службу. Честь коллектива – это и его честь. Здоровое честолюбие – не чуждое чувство для сотрудника правоохранительных органов. Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбие перерастает в карьеризм, когда человек готов использовать самые грязные средства для достижения корыстных целей.

Понятие «честь мундира» можно определить как совокупность моральных качеств, которые должны быть присущи сотруднику правоохранительных органов: самоотверженное выполнение своего служебного долга в соответствии с такими понятиями как: профессиональная честь сотрудника и честь коллектива, верность профессии, чувство профессионального достоинства, профессиональная совесть, моральная ответственность. Это отражено в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации:

П-ф 1. Долг чести сотрудника органов  внутренних дел – быть примером в исполнении законов Российской Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинства гражданина, независимо от его происхождения, национальности, социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений в соответствии с Конституцией, международными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.

П-ф 2. Быть верным Присяге, гражданскому и служебному долгу, глубоко осознавать свою личную ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

П-ф 4. помнить старинное российское правило: «Честь – в службе!». Честно и добросовестно выполнять должностные обязанности на любом порученном участке, эффективно и профессионально действовать по раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка.

Делом отстаивать честь и авторитет  своего подразделения, а также находить взаимопонимание с сотрудниками других служб, уважая их профессиональное достоинство.

П-ф 5. Не терять самообладания и  достоинства при вынужденном  и правомерном применении физической силы и специальных средств, когда переговоры или убеждения оказались неэффективными.

П-ф 9. С честью и достоинством носить форменную одежду. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и тактичного обращения с окружающими, как на службе, так и в семье и в быту.

П-ф 12. Высокая честь – заслужить  право гордиться своей профессией, достойно носить звание сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

 

  1. Этическая категория «совесть» как механизм, регулирующий деятельность сотрудника.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее  чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание  личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия “чистая совесть”, “нечистая совесть”, “уснувшая совесть”, “совестливый человек”, “бессовестный”, “угрызения совести” и т.п. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

 

  1. общее и особенное в нравственных категориях «совесть» и «стыд».

Как автономен долг, так и совесть  человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания -- стыда. Стыд и совесть в общем довольно близки. В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд -- даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И, тем не менее, мне стыдно, потому что про меня так думают».

Логика совести иная. И это  было осмыслено исторически довольно рано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н. э., еще не знает специального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

 

  1. Этическая категория «справедливость» как базовая категория морали.

Категория справедливости, является базовой для всех форм юриспруденции, в том числе и в служебной деятельности сотрудников милиции. Главная проблематика в ее понимании и применении заключается в том, что категория справедливости теснейшим образом связана с законностью, является ее непременным атрибутом. Правовое понятие «презумпция невиновности», базируется на таких этических категориях как «справедливость» и «гуманизм». Вместе с тем, как известно, жизненные явления в своей совокупности не могут быть полностью определены законом, тогда как мораль является всеобъемлющей.

Справедливость - пoнятиe мopaльнoгo coзнaнuя, выpaжaющee не ту или иную цeннocть, блaгo, a иx oбщee cooтнoшeниe мeждy coбoй и кoнкpeтнoe pacпpeдeлeниe мeждy индивидами; должный пopядoк чeлoвeчecкoгo oбщeжития, cooтвeтcтвyющий пpeдcтaвлeниям o cyщнocти чeлoвeкa и eгo нeoтъeмлeмыx пpaвax. Справедливость являeтcя тaкжe кaтeгopиeй пpaвoвoгo и coциaльнo-пoлитичecкoгo coзнaния. В чacтнocти, пoнятиe справедливости включaeт cooтнoшeниe мeждy poлью oтдeльныx людей (клaccoв) в жизни oбществa и иx coциaльным пoлoжeниeм, мeждy дeянueм и вoздaянueм (пpecтyплeниeм и нaкaзaниeм), дocтoинcтвoм людей и eгo вoзнaгpaждeниeм, пpaвaми и oбязaннocтями. Hecooтвeтcтвиe мeждy тем и другим oцeнивaeтcя мopaльным coзнaниeм как нeспpaвeдливocть. Cмыcл, вклaдывaeмый людьми в пoнятиe справедливости, кaжeтcя им чeм-тo caмo coбoй paзyмeющимcя, пpигoдным для oцeнки вcex ycлoвий жизни, который они тpeбyют coxpaнить или изменить.

Справедливость не противоречит ни милосердию, ни доброте, ни любви. Любовь включает в себя оба эти понятия. Справедливый судья обязан наказать преступника, однако, движимый любовью и, сообразуясь с обстоятельствами, он в то же время может проявить милосердие, чтобы смягчить наказание, которое всегда должно быть гуманным. Например, судья не должен третировать обвиняемого, лишать его адвоката или вершить неправый суд.

 

  1. Диалектическая взаимосвязь категорий  «справедливость» и «законность».

проблему взаимосвязи законности с такой категорией, как справедливость. Еще Аристотель утверждал: "Понятие "справедливость" означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость - противозаконное и неравномерное (отношение к людям)". В трудах Гегеля была мысль, что абстрактное право как бытие свободы, как возможность свободных действий должно быть наполнено справедливым содержанием, иначе предоставлять свободу бессмысленно, аморально. Ж.-Ж. Руссо, считая, что позитивное (легальное, законное) право должно соответствовать естественному праву, был убежден, что в основе последнего лежит справедливость.

В правовой сфере справедливости присуща  роль своеобразного образца, на котором  проверяется внутреннее качество закона. При этом не меньшее значение имеет  и его внешняя сторона. Справедливый закон убеждает человека в том, что в окружающем его социальном мире, обществе существуют правовые (справедливые) ориентиры, позволяющие всегда "найти и защитить правду" от нарушений, допускаемых кем бы то ни было.

А.В. Мелехин считает, что право  по своей сути в меньшей степени зависит от воли законодателя. Поэтому в нем понятие справедливости носит более объективный и достоверный характер, нежели в нормах законодательства. Это проистекает оттого, что в государствах с антидемократическими политическими режимами понятия "законность" и "справедливость" не всегда могут совпадать. Например, законности могут придаваться различные и далеко не правовые оттенки, не в полной мере совпадающие с понятием справедливости (революционная законность, социалистическая законность, целесообразность - как форма подмены законности).

 

  1. Сущность и специфика нравственного воспитания.

 

 

 

  1. Этапы нравственного формирования личности сотрудника органов внутренних дел

 

 

 

  1. Самовоспитание как процесс адаптации к условиям социального окружения. Методы самопознания и нравственного самовоспитания.

 

 

 

  1. диалектическое единство морали и права.

 

 

 

  1. Общее и различное в морали и праве

 

 

 

  1. Общее и особенное в насилии и правовом принуждении. Критический анализ концепции непротивления злу насилием

 

 

 

  1. Этические аспекты использования физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в правоохранительной деятельности

 

 

 

  1.  Понятие морального выбора. Несостоятельность фаталистских и релятивистских воззрений на проблему морального выбора.

 

 

 

  1. Структура морального выбора.

 

 

 

  1. Нравственные конфликты в правоохранительной деятельности.

 

 

 

  1. Специфика условий морального выбора сотрудников ОВД. Факторы и последствия искажения морального выбора.

 

 

 

  1. Проблема целей и средств в моральном выборе. Несостоятельность позиций макиавеллизма и абстрактного гуманизма.

 

 

 

  1. Критерий соответствия целей и средств в правоохранительной деятельности.

 

 

 

  1. Концепция нравственно допустимого поведения сотрудников правоохранительных органов.

 

 

 

  1. Понятие, характерные черты и социальные функции служебного коллектива правоохранительных органов.

 

 

 

  1. Стадии становления служебного коллектива ОВД.

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"