Составляющие имиджа организации и служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение составляющих имиджа организации и служащих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность имиджа организации и служащих;
- изучить формирование имиджа организации и служащих.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и сущность имиджа организаций и служащих 5
1.1. Понятие имидж, его содержание 5
1.2. Составляющие имиджа организации 10
1.3. Понятие имиджа служащего 14
2. Формирование имиджа организации и служащих 17
2.1. Формирование имиджа организации 17
2.2. Внутренний и внешний имидж компании 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

1781 составляющие имиджа организации, курс..docx

— 79.31 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение 3

1. Понятие и сущность имиджа организаций и служащих 5

1.1. Понятие имидж, его содержание 5

1.2. Составляющие имиджа организации 10

1.3. Понятие имиджа служащего 14

2. Формирование имиджа организации и служащих 17

2.1. Формирование имиджа организации 17

2.2. Внутренний и внешний имидж компании 23

Заключение 26

Список использованной литературы 27

 

 

Введение

 

Последняя четверть 20-го века - время, когда компании, корпорации и просто мелкие фирмы открыли  для себя силу репутации или как  её иногда принято называть имиджа.

Имидж - это образ организации, существующий в сознании людей. Можно  даже сказать, что у любой организации  существует имидж вне зависимости  от того, кто над ним работает и работают ли над ним вообще. В случае отпускания вопроса имиджа на самотек он сложится у потребителей стихийно, и нет никакой гарантии, что он будет адекватным и благоприятным  для фирмы. Поэтому реально можно  выбирать не в плоскости "хочу имидж - не хочу имидж", а между управляемым  и неуправляемым имиджем. И формирование благоприятного имиджа для организации - процесс более выгодный и менее  трудоемкий, чем исправление спонтанно  сформировавшегося неблагоприятного образа.

Сейчас говорят, что имидж  можно определить как одну из основных причин победы или поражения в  бизнесе и общественной жизни (не будем забывать, что о своём  выживании заботятся также и  некоммерческие организации). Особое значение имидж имеет для крупных и  хорошо известных организаций. Такая  организация – на виду общественности и в центре внимания СМИ. Ей некуда спрятаться от общественного порицания  и невозможно бесследно раствориться в рыночной стихии. Поэтому крупные  организации постоянно работают с общественным мнением, используя  как собственные подразделения  паблик рилейшнз, так и привлекая  внешние агентства.

Любая крупная и влиятельная  организация должна заслужить доверие  общества, иными словами, иметь положительный  имидж. Рост конкуренции на рынке  товаров и услуг давно уже  заставил руководство фирм и компаний задумываться о том, как они воспринимаются обществом. Сегодня ни для кого не секрет, что создание верного имиджа помогает покупателю воспринимать деятельность организации, или товар, который  производит фирма как нечто отличное от других аналогичных продуктов, нечто  лучшее. Положительный имидж, таким  образом, всегда прокладывает дорогу позитивной репутации в более широких  и существенных областях, таких как  качество продукции.

Целью курсовой работы является изучение составляющих имиджа организации  и служащих.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие  и сущность имиджа организации  и служащих;

- изучить формирование  имиджа организации и служащих.

Предмет исследования – имидж.

Объект исследования организация  и служащие.

 

  1. Понятие и сущность имиджа организаций и  служащих

    1. Понятие имидж, его содержание

 

Дословный перевод слова  «имидж» – «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Отметим, что дословный перевод  связывает содержание понятия с  визуальной стороной восприятия человека. Слово «имидж» в русскоязычном  общении получило распространение  в двух основных значениях: как внешне наблюдаемый облик и как образ-представление-репутация. Это подтверждает анализ как справочной, так и научной литературы по исследуемой  проблеме.

Известный исследователь  имиджа Панасюк А. Ю. понимает под  имиджем образ человека, который  возникает у других людей [12, с. 9].

Другой исследователь  понятия «имидж» Петрова Е. А. указывает, что, являясь феноменом  индивидуального, группового или массового  сознания, имидж функционирует как  образ-представление, в котором в  сложной взаимосвязи соединяются  внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом  поле культуры с иными категориями  сознания, включенность в менталитет [15, с. 27].

Имидж – категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся  предметом социального познания: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста и пр.), образованию (имидж выпускника вуза, колледжа, лицея  и т. д.), к торговой марке, к предметам, к отдельным потребительским  характеристикам материальных объектов (имидж качества) и т. д.

Нефедова И., Власова Е. дают следующее определение имиджа – «это проявление внутренних ощущений и собственных представлений  о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей» [8]. Имидж должен скрывать недостатки и подчеркивать достоинства. Он может складываться на основе эмоциональных ролей, которые  люди играют в жизни. И будет меняться в соответствии с тем, какую социальную или эмоциональную роль человек  играет или собирается играть в данный момент. С нашей точки зрения, такая трактовка имиджа близка к  понятию «стратегическая модель поведения», которое используется в  психологии делового общения (Г. В. Бороздина). Под стратегической моделью поведения  понимается «способ поведения человека в данной ситуации с целью достижения чего-либо» [5, с. 245]. Использование стратегических моделей обусловлено проблемами, возникающими в общении. Как известно, эффективность процесса общения  зависит от множества факторов: психофизических, мыслительных особенностей, черт характера, установок человека и т. п.

Указанные авторы выделяют следующие  составные части имиджа: внешность, личность, манера общения [8].

Орлова Е. А. утверждает, что  «имидж – это социальный образ, стремящийся  к идеалу» [10, с. 20]. Он отражается в  общественном сознании и общественном бессознательном в результате взаимодействия личности (группы или общности) с  данным социальным объектом. Кроме  того, автор уточняет, что имидж  – сложный, развертывающийся во времени  процесс, в ходе которого отражение  может становиться все более  адекватным отраженному объекту. Психологически этот процесс сходен с построением  образа. Формирование имиджа происходит на нескольких уровнях:

– сенсорно-перцептивном –  базовом (стереотипно-физиологический);

– представлений образного  отражения;

– вербально-логического  мышления – понятийном (рациональное познание).

Апраксина М. В. характеризует  имидж как «непосредственное  или преднамеренное создание визуально-аудиального  впечатления о личности или социальной структуре» [3, с. 24]. Имидж посредством  впечатления позволяет зрительно  проявиться личностно-деловым качествам  человека. Они вырисовываются через  визуально-аудиальную оболочку личности, иногда изменяя или дополняя ее. Таким образом, именно впечатление, а не оценка выступает как факт деятельности сознания в процессе восприятия имиджа. Беря во внимание то, что имидж  чаще всего заканчивается на такой  первоначальной операции, как представление, то становится очевидным, что он располагается  в низших этажах человеческой психики  – в подсознании или в обыденном  сознании. Этим объясняется необычайная  доступность имиджа для восприятия.

Другой исследователь  Маркина В. М. [9] подчеркивает, что  стержневым в имидже является возможность  передать через определенные имидж-сигналы  информацию о себе, о своих истинных, глубинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях.

Все вышеизложенное позволяет  сделать следующие выводы:

1.  Не существует единого мнения во взглядах на сущность имиджа как социально-психологического явления, обладающего системностью и целостностью.

2.  Понятие «имидж» понимается разными авторами по-разному, однако трактовка, при любом варианте, отлична от понимания традиционной для психологии категории «образ» и относит имидж к области общественного сознания.

Можно выделить ряд характеристик  имиджа:

– имидж не бывает изолированным, он изначально включен в своеобразный «пакет» имиджей, позволяющий реализовывать  его функции, особенно функцию психологической  защиты. Число имиджей зависит  от возраста (критически большое число  имиджей приходится на возраст социализации), пола (у женщин имиджей пропорционально  больше), имеет пороговый предел насыщения, связанный с мировоззрением и мощностью потребности в  личностной самореализации, которая  лишь отчасти удовлетворяется имиджами;

– классификация и отбор  реальных имиджей идет по следующим, как минимум, критериям: самоощущения; соответствующих групповых оценок, признающих имидж приемлемым; по факту достижения субъективной или групповой (например, соблюдении ритуала) цели;

– имидж имеет инерцию  «старения», падения адаптивности (феномен  износа имиджа), если не поддерживается усилиями по постоянной его корректировке  и контролю эффективности;

– метасистема имиджей  равноправна и относительно автономна  вжизни группы, одновременно выражая  стороны межличностного общения, бытия  групповых норм и ритуалов;

– формирование имиджа возможно лишь при условии бессознательной  готовности к общению. Частными процессами, показывающими вызревание такой  готовности, являются: ментальные ориентации подсознания, уровень тревожности, фундаментальный экзистенциальный страх одиночества, меняющийся по сложным  законам; развитие миметических начал  сознания;

– непосредственной предпосылкой формирования имиджа является не просто индивидуальный социальный опыт, но врожденная ориентация психики на действие, копирование  образцов, на переход к творчеству, пониманию, страстям лишь при неудаче  стереотипных выборов. В имидже, таким  образом, пересекаются линии онто- и  филогенеза;

– конкретными психическими механизмами начала строительстваимиджа  является воля и переход от восприятия к воле. Необходимость и стабильность имиджей закодирована здесь уже  в том, что заведомая неточность и вероятная ошибочность стереотипных выборов во множестве сложных  ситуаций допускается как бы «в расчете» на будущую коррекцию групповым  общением, имиджем, как механизмами  копирования более удачных выборов  в группе.

Имидж, таким образом, выражает фундаментальный принцип «экономии  духовных психических сил» через  попытку распространения стереотипов  выбора варианта поведения на возможно большее число ситуаций.

Остановимся на характеристике основных функций имиджа.

Исследователи феномена имиджа выделяют следующие его функции:

– психологической защиты. Она выражает сам потенциал имиджа, возможность, используя его, скрыть свои недостатки, спровоцировав у  других фальсифицируемую систему впечатлений; избавиться, хотя бы на некоторое время, от состояний экзистенциальной тревожности; сублимировать свои психические  комплексы в систему социально  оправданных действий;

– социального тренинга. В одном из своих измерений  имиджпредставляет собой противоречивую систему лжи, иллюзий, блокирующих, трансформирующих глубинные несоциальные психические процессы; причем она  возникает из интуитивных или  осознанных представлений людей  о неизбежности и желательности  выполнения ролей в конкретных группах;

– социально-символьного  опознавания (идентификации). Имиджвсегда  содержит сложные и трудно выполнимые символы готовности человека (или  группы) принять «правила игры» не только конкретной общности, но социума  вообще. Отсутствие меток такого опознавания  вызывает чаще всего отрицание, брезгливость, отторжение;

– иллюзорно-компенсаторная. По известной мысли Л. Фестингера,один из законов психики – постоянно  воспроизводящийся дисбаланс разных подсистем и блоков. Такой дисбаланс  провоцирует негации, дистрессы, и  один из методов борьбы с ними –  выработка иллюзий, тщательно скрываемых, часто поразительно наивных, идеальных  картин [19].

В целом отметим, что проработка понятия «имидж» еще не завершена, в связи с чем возможна корректировка  характеристик и функций этого  феномена.

    1. Составляющие  имиджа организации

Название организации

Дать организации удачное  название - это с самого начала определить ей выгодное место в ряду других организаций. Еще важнее дать организации  достойное название. Оно обеспечивает организации положительный отклик во мнении масс. Удачное и достойное  название дисциплинирует работников, а неудачное и недостойное  их расхолаживает. А если это так, то перед учредителем организации  возникает проблема – «Как бы не ошибиться!» и тут следует вспомнить крылатое выражение. Делай Карнеги: «Дайте собаке плохое имя, и вы увидите, что из этого получится» [1, с. 99].

Из психологии известно, что  любое название имеет свой смысл  и свое значение. Значение передается человеку в виде информации, которая  отпечатывается в его сознании как  конкретный образ названия. Смысл  же зарождается на базе полученной информации где-то в глубинах подсознания. Он окрашивается личным впечатлением получателя, а поэтому выступает  как субъективный образ названия. В результате получается так, что  люди воспринимают названия по-разному. А нам известно, что каждая словесная  единица, и особенно та, что обозначает название, вызывает у человека целую  гамму самых различных субъективно  окрашенных ассоциаций. Выходит так, что ни о какой унификации восприятия названий не может быть и речи.

Посмотрим, как это происходит в жизни. Обратимся к названию популярной в 1994 году фирмы «Хопер» [4, с.133].

Свое название фирма получила от реки Хопер (приток Дона). Люди, имеющие  какую-то информацию о реке, ассоциируют  название фирмы с особенностями  этой реки, ее поймой, животным миром, населением. Свой смысл о фирме «Хопер» эти люди формируют, исходя из своих только им присущим восприятиям: они используют информацию рекламы, добавляют к ней свое личное коммерческое восприятие фирмы и плюсуют сюда ассоциации о реке Хопре. В результате у них формируется мягкое благожелательное восприятие фирмы. А как обстоит дело с теми, кто ничего не знает о реке Хопре? Опросы показали, что таких людей большинство.

Информация о работе Составляющие имиджа организации и служащих