Структурно-функциональный анализ морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 00:28, реферат

Описание работы

Мораль охватывает практически все сферы поведения людей и их взаимоотношений, то даже для того, чтобы сказать о морали самое главное, необходимо написать огромное количество томов, ибо сфера морали поистине бесконечна и безгранична. На протяжении веков о морали написано неисчислимое количество трактатов, авторы которых пытались выявить в морали «самое-самое».

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 53.25 Кб (Скачать файл)

Креационистские теории (креация - творение) представляют различного вида религиозные системы морали. Источником нравственности в рамках этих концепций является Бог. Мораль - это божий дар, который, подобно удару молнии, отсек человека от мира животных. Поскольку авторитет Бога священен и непререкаем, моральные заповеди его столь же сакральны, абсолютны и не требуют обоснования. Эти заповеди ассоциируются с именами Моисея, Иисуса Христа, Будды и Мухаммеда. Следование им, соблюдение их приближает человека к нравственному идеалу.

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Функции морали

 

      Прежде, чем  выделять какие-то функции морали, необходимо задуматься над вопросом: зачем, для чего она, собственно, функционирует? Конструктивный ответ  на этот вопрос сопряжен, вероятно, с упоминавшимся смыслом морали. Получается, что наиболее общей целью функционирования нравственности является поддержание целостности человеческого сообщества и, одновременно, самоценности личности в этом сообществе. Ответ на закономерно возникающий следующий вопрос: как это происходит? - предопределяет возможность конкретизации "регулятивной идеи" морали в контексте обозначения направлений ее функционирования, т.е. отдельных функций.

      Из множества  точек зрения, существующих в  этике по этой проблеме, наибольшим  эвристическим потенциалом обладает  самая простая модель, в которую,  при желании, можно "уложить"  другие классификации. Согласно  этой модели, наиболее общими  и значимыми являются следующие  функции морали: регулятивная, гносеологическая, воспитательная, познавательная, комуникативная,гуманизирующая. Другими словами, свой смысл мораль осуществляет на основании особой формы отражения мира, особого способа регуляции отношений между людьми, особых установок воспитания человека. При этом специфику морали нужно связывать не с наличием у нее этих или каких-то других функций, а со своеобразием, с формой отражения, регуляции, воспитания. Понятно, что выделение данных функций в определенной степени является условным: они сложным образом переплетены друг с другом, проявляясь в реальности слитно и одновременно. Имея в виду это обстоятельство, попробуем рассмотреть данные функции чуть подробнее.

      Регулятивная  функция проявляется на практике  достаточно стихийно и противоречиво,  что в значительной мере связано  с отсутствием специального института,  который занимался бы этим  важным делом. Специфика моральной  регуляции в том, что она  осуществляется средствами исключительно  духовного воздействия, не носит  жесткого характера, предполагает "самозаконодательство воли" (Кант), т.е. свободный выбор человеком тех или иных нравственных ориентаций. Внешний (общественное мнение) и внутренний (интенции индивидуального сознания, определяемые как долг, совесть и т.д.) компоненты механизма моральной регуляции соотносятся как средства и цель, другими словами - полноценной формой нравственного регулирования является саморегуляция. Конкретизируя регулятивную функцию, можно выделять в ней целый ряд подфункций. Так, например, ориентирующая подфункция как бы нацеливает человека на определенные идеалы, на такой образ должного, который способен одухотворять пребывание в сущем. Мотивирующая подфункция связана с тем, что нравственные требования выступают в качестве мотивов поступков людей, а корректирующая - с возможностью изменять свое поведение под влиянием самооценки или оценки общественным мнением. Эти и другие проявления моральной регуляции объединены высокой степенью добровольности личности, поскольку слишком жесткое давление на нее извне (пусть даже "с добрыми намерениями") неминуемо извращает смысл морали. Таким образом, мораль является наиболее гуманным и наиболее универсальным регулятором в человеческом сообществе.

      Специфика   гносеологической функции  определяется  нормативно-оценочной формой информации, получаемой в результате морального  отражения. Другими словами, мир  в морали отражается не зеркально,  а, посредством соотнесения его  с некоторым должным образцом  и соответствующей оценки через  призму добра и зла.

       Воспитательная  функция  морали нацелена, в  случае гармоничного проявления, на стимуляцию процесса нравственного  самовоспитания личности, т.е. все  возможные внешние воспитательные  воздействия в этой сфере должны  осуществляться с большой осторожностью,  чтобы не "задавить" полноценное  самоопределение индивида.

       Познавательная  функция  морали является средством  познания внутреннего мира человека, дает ему этические познания, помогающая решать моральные  вопросы, управлять своим поведением, чувствами и др.

       Коммуникативная  функция  морали состоит в  ритуализации человеческого общения,  гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон. Ориентирует человека на добро в общении.

       Гуманизирующая функция заключается в стремлении морали совершенствовать человека.

Ценностно-ориентирующая  функция. Ориентирует человека в  мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

Оценочная функция. Оценивает  с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом  оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения  и личностные качества.

Глава 4

Структура морали

 

 Моральное сознание  – одна из форм общественного  сознания, являющаяся, как и другие  его формы, отражением общественного  бытия людей. Моральное сознание  включает в себя ценности, нормы,  идеалы. Здесь мораль проявляет  себя как стремление к совершенству. Моральное сознание — духовная  сторона морали: нормы и принципы  поведения, целевые установки,  эмоции, чувства, переживания, убеждения,  волевые акты и другие идеальные  факторы. Оно является отражением  жизненно-практического и исторического  опыта людей в форме индивидуальных  и коллективных представлений,  выполняет функции механизма  социальной преемственности, регулирования  и организации жизнедеятельности,  обеспечивает оценку результатов поведения личности.

 Моральное сознание  функционирует на двух уровнях  регуляции в отношениях между  людьми: эмоционально-чувственном (обыденное  сознание) и рационально-теоретическом  (этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности  на событие, отношение, явление.  Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.

 Эмоционально-чувственное  моральное сознание определяет отношения человека:

 а) к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т. д.);

 б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие,  самолюбие, требовательность и т. д.);

 в) к обществу в  целом (чувство общественного  долга, патриотизм, национальная  гордость и др.). Рациональный  уровень - способность личности  к логическому анализу и самоанализу  - является результатом целенаправленного  формирования морального сознания  в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.

 Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя  к личности и своего места  в общественной деятельности людей.

 Самосознание является  важнейшим компонентом структуры  морали. Самосознание в основе  своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано  присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал-Я" или стремление к совершенству

 Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры. Нравственная практика. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми.

 Поступок — центральный  момент нравственного поведения,  характеризующий способность человека  к сознательной постановке целей,  выбору соответствующих средств  и самостоятельному внутренне  свободному, морально ответственному  действию. Кроме поступка в нравственном  поведении личности важное место  занимают мотивация и оценка (самооценка). Мотивация (мотив, намерение) играет  роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку  и продолжает свое действие  во время его совершения. Это  очень сильный регулятор человеческого  поведения, не менее важный, чем  сам покупок: немотивированных  поступков не существует. Однако  мотивы и поступки могут не  соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна.

 Оценка в системе  нравственной регуляции выражает  осуждение или одобрение поступка  человека, его поведения, образа  мысли или жизни на основе  требований морали. Основанием для  оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие  человеку должное поведение. Сама  же оценка характеризует соответствие  сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в этом она может одновременно служить его мотивацией.

Моральные отношения —  центральный элемент структуры  морали, в котором фиксируются  свойства любой человеческой деятельности  с   точки     зрения   ее    моральной   оценки. Наиболее значимыми    в   нравственном смысле    являются   такие   виды   отношений, как  отношение человека к обществу в  целом, к другим людям, к самому себе.

 

 

Глава 5

Моральное сознание личности

 

Понятие морального сознания наполняется многочисленными категориями, но моральное сознание никоим образом не сводится ни к одной из них. Можно говорить лишь о том, что одним категориям отводится ведущая роль, другим — второстепенная.

Психологический подход к  исследованию морального самосознания. Выбор предмета исследования в моральном  самосознании

Психологический подход к  исследованию морального самосознания. Выбор предмета исследования в моральном самосознании

При исследовании морального самосознания всегда встает вопрос о  том, какими категориями ограничиться. Охватить все возможные аспекты  феномена практически невозможно. Так, разработанный докладчиком начальный  список для исследования аксиологической  составляющей морального самосознания охватывал 215 высказываний, соответствующий  список целей жизни (категория танатологии) в работе Н.Н. Толстых и И.Г. Дубова — 188 позиций.

Предметом исследования, на котором основаны излагаемые выводы, стали следующие категории морального сознания.

1. Аксиология (теория моральных  ценностей) — занимает ключевое  место в системе философских  концепций нравственного сознания. По мнению А.И. Титаренко: «Ценностная  ориентация обеспечивает функциональное  единство всей структуры нравственного  сознания». Иными словами, в  психологических терминах, является системообразующим фактором.

В истории философии и  этики на роль критериальных высших ценностей выдвигались красота, прогресс, социальная справедливость, общественная польза, интересы народа, класса и т.д. Этим критериям соответствуют разные — нередко враждебные друг другу — кодексы морали, разные системы конкретных предписаний и оценок.

2. Моральные принципы  или максимы в определенной  степени могут нести в себе  ценностную модальность, но часто  раскрывают только особенности  способа выполнения моральных  требований. Классический пример  — Золотое правило. К моральным  принципам также можно отнести  релятивизм, догматизм. Хотя эти  принципы не обосновывают никаких  норм поведения, они тем не менее определяют степень обязательности следования требованиям.

3. Аморализм (зло в моральном  самосознании). Методологический принцип  всестороннего изучения нравственного  сознания предполагает исследование  нравственно-отрицательных проявлений  личности не в меньшей степени, чем положительных.

Таким образом, поскольку  мы в качестве основы исследования берем моральные ценности, как  обязательный элемент должны включить и антипод — проблему аморализма.

«Аморализм» в «философском исполнении» весьма разнообразен. Довольно много «аморальной» аргументации можно  найти в истории этики.

Например: Ф. Ницше: человек  по природе свободен. Аристипп: наслаждение  есть благо, даже если порождается безобразнейшими вещами. Калликл (софист): мораль выдумана представителями власти для своей пользы. И тот, кто силен встать выше законов, тот имеет на это право. Фрасимах (софист): справедливо то, что полезно более сильному (отношения типа институт — общество).

Таким образом, использовались описанные в литературе и самостоятельно сформулированные обоснования аморализма.

4. Моральный конфликт  и выбор. Эта проблема стоит  особняком в философских концепциях  нравственного сознания. Особый  интерес исследователей привлекает  выбор решения, когда «добрая»  цель должна достигаться «злыми»  средствами, отношение к компромиссу добра и зла, цели и средства.

Например, можно ли украсть  лекарство для умирающего? Пытать террориста, чтобы узнать о месте заложенной бомбы? Или, как Глеб Жеглов, засунуть улику в карман вору, которого трудно поймать «за руку»?

 Проблема. Что считать  системообразующим фактором? Некий  фактор, который определяет всю  структуру в целом. Например, можно  было бы предполагать, что человек,  высшей ценностью которого является  благо общества, будет стремиться  жить для других в терминах  танатологии, считать добродетелями  самоотверженность, в моральных  конфликтах будет выбирать поступок, который считает важным для  блага общества. Например, будет  пытать террориста, и подсунет  кошелек преступнику.

Информация о работе Структурно-функциональный анализ морали