Воспитание толерантности: сущность и средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 06:36, лекция

Описание работы

Сложные социально-поли¬тические условия совре¬менной российской дей¬ствительности, в том числе об¬разовательной среды с ее внут¬ренним и внешним простран¬ством, актуализировали пробле¬му воспитания толерантности все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

Файлы: 1 файл

Воспитание Толерантность.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Другая яркая возрастная особенность дошкольника – завышенная самооценка – залог высокого уровня притязаний, условие психологической защищенности. Следовательно, педагог, строя диалог, должен опираться на достижения, удачные находки каждого ребенка, а не на недостатки. Это важно – и очень, – потому что ребенок отрицательные оценки относит не столько к продукту своей деятельности, сколько к самому себе, к своей личности. Малыш обижается, замыкается, становится тревожным, опасаясь дальнейших неуспехов; нарушаются его взаимоотношения со сверстниками, более успешными в своей деятельности. К сожалению, часто в практике работы наблюдается прямо противоположное понимание. Педагог, чтобы научить детей хорошо рисовать (или лепить, конструировать из самых лучших побуждений указывает на недостатки работ. И как результат, порой на его предложение – «Оцените свои работы» – дети в подавляющем большинстве случаев относят их к неудачным. На первый взгляд, это выглядит как проявление критичности. По существу же – либо выражение ложной скромности, либо (что еще хуже!) следствие заниженной самооценки.

В педагогическом диалоге  важен принцип позитивности. Тогда  у ребенка формируется толерантность  – доверие к взрослому, чувство  собственного достоинства как основа уважительного отношения к другому, его индивидуальным проявлениям, непохожести на себя. Толерантность, в позитивном смысле» предполагает искренность в выражении своих чувств и переживаний, владение диагностическим общением, направленным на разрешение вопросов, на предупреждение конфликтов. Важный момент в связи с этим – овладение умением выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, нежелательной деятельности.

Однако такая позиция  может сформироваться у ребенка  лишь в условиях искренности со стороны  взрослых, Там, где действуют культурные отношения. Это означает, что он, взрослый, не стремится демонстрировать себя в образе идеального человека, ведет себя естественно, предсказуемо, удерживает постоянство основных требований и оценок, независимо от настроения. Тогда и дети в соответствии с увиденным строят свое поведение, стараются проявлять сочувствующее отношение к окружающим.

Не менее важный аспект взаимоприспособления взрослого и  ребенка – адаптация к разнице индивидуального темпа. Одни взрослые медлительны, другие, наоборот, быстры в своих действиях, подвижны. Если перенести этот факт на действительность детского сада, то легко представить, как трудно энергичному воспитателю проявлять должное терпение с тем, чтобы не выполнить работу за медлительного ребенка (одеть его, убрать за него игрушки). А ведь тем самым снижаются самостоятельность, спонтанная активность ребенка или, наоборот, он попадает в стрессовую ситуацию.

При всей демократичности  общения взрослого с ребенком опыт подлинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. В сообществе с ними ребенок ощущает равенство, свободно проявляет коммуникативную самодеятельность, учится учитывать индивидуальные особенности партнера, договариваться с ним. Именно поэтому полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния двух институтов – семьи и дошкольного учреждения. Речь идет о диалоге между детскими садом и семьей, который строится на основе, прежде всего, демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. Кто из родителей не откликнется на конкретность наблюдений за их ребенком, видение положительных сдвигов в его развитии?! И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

В современных условиях интенсивного межкультурного общения  толерантность осознается как общечеловеческая ценность, присущая в той или иной степени людям разных национальностей и вероисповеданий. Поэтому все вышеозначенные качества толерантного ребенка -общечеловеческие. Однако качества эти имеют свою культурную специфику, которая не только позволяет малышу осознавать свою принадлежность к тому или иному сообществу, но и способствует присвоению ценностей своей культуры (языка, литературы, традиций), приобщает к культуре других народов и эпох,

Еще одним собеседником, но бессловесным выступают предметы культуры, их символический ряд: сказки, картины, фильмы, мультфильмы, компьютерные игры. Ребенок ведет с ними внутренний диалог: сопереживает, поддерживает, борется, протестует. Это оказывает существенное влияние не только на его интеллектуальное развитие, но и, прежде всего, на развитие базисных качеств личности.

Так, моменты агрессии – даже незначительные – в подавляющем  большинстве компьютерных игр (догнать, сбить, разбомбить и т.п.) оказывают  отрицательное влияние на формирование способности к сочувствию, сопереживанию. Пример тому игра «Гуси-лебеди», когда ошибочные действия приводят к приближению гусей к убегающей девочке. Этот факт, когда дети умышленно ошибаются ради сцены расправы («Пускай, пускай они ее съедят!»).

Настораживает появление  в последнее время электронных  игрушек, так называемых электронных любимцев – уточек, собачек. Их можно кормить, учить, с ними можно играть путем нажатия на кнопки. В случае плохого «ухода» любимец может «заболеть» и даже «умереть». Однако призадумаешься: по сути дела в такой игрушке проектируются реальные чувства ребенка по отношению к виртуальному объекту. Искусственный эмоциональный тренажер, как показывают наблюдения, не вызывает у детей ожидаемых чувств. Дети спокойно констатируют болезнь, смерть любимца. В очередной раз снижаются, обесцениваются важнейшие понятия и символы человеческой культуры – любви и ответственности «за всех, кого мы приручили» (Сент-Экзюпери). Аналогичные личностные проявления провоцируются у детей при просмотре современных зарубежных мультсериалов, выстроенных на динамично повторяющихся сцена противоборства. Засилье подобной видеопродукции не только приводит к дисгармонии в личностном развитии детей, но и прерывает связь поколений и культурную традицию. Мы, взрослые, не должны забывать, какую добрую неторопливость несут традиционные сказки, отечественные детские фильмы и мультфильмы, которые, воспитывая ребенка, позволяют ему вести внутренний диалог, пробуждают в нем сочувствие, сопереживание, сопротивление злу.

Педагогика, основанная на философии диалога – суть базисной программы «Истоки», разработанной Центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. 

В содержание

 

Воспитание детей в  духе толерантности

П.В. Степанов, науч. сотруд. Института

теории образования и  педагогики РАО

 

  

Сегодня все большее распространение  в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.

Гуманистическая педагогика приходит к пониманию невозможности таких изменений без усилий самой личности, связанных с процессами самопознания, самоопределения, самостроительства. Однако существуют и факторы, препятствующие этому.

Во-первых, это отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма.

Во-вторых, это развившееся у  людей в последнее время чувство  «национального унижения», связанного с распадом СССР, нарастающей финансовой зависимостью от других стран. Следствием этого является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые передаются и молодежи, и детям.

В-третьих, это свойственные многим сегодняшним школьникам эгоцентричные  установки сознания. Эгоцентризм  – это видение мира через призму только своих интересов, с точки  зрения наивно оцениваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением. А отсюда и нежеланием принять и понять Другого именно как Другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура – с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

Что же такое толерантность? Словарь  иностранных слов трактует ее как  терпение к чужим мнениям и  верованиям. Однако в последнее время  все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к Другому. Мы предлагаем рассматривать толерантность в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в Другом именно Другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть Другого изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собственной и Другого.

Какие конкретные шаги необходимо предпринять  педагогам, чтобы воспитать толерантную  личность? Весьма распространено мнение о том, что для развития у школьников межкультурной толерантности необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их углубленное изучение. Однако, нет смысла погружаться в культуру (тем более, что всего разнообразия культур не познать), чтобы получить представление об ее инаковости , самооценки и равных с другими правах на существование и уважение. На первое место должна выходить работа педагога не столько над проблемой расширения и углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще.

Решающим фактором воспитания в  школьнике толерантности могут являться встречи подростка с иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него. Процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы образовательного учреждения с ее открытостью внешней социокультурной среде, с ее направленность на освоение этой среды, с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде: с ее ценностными ориентирами, которые задают отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога.

Наиболее плодотворным будет использование в практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых во внешкольной среде, во время туристско-краеведческих экспедиций.

Организовать встречи  школьников с иными культурами можно  и заочно, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о  других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

Но сама по себе встреча  с иной культурой вовсе не обязательно  приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток  понять иную культуру к осознанию  проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогу необходимо пробудить его сомнение в адекватности своего понимания. Данный шаг очень важен. Он заставляет его впервые взглянуть на собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался. Он заставляет школьника» осознать и источник этого непонимания – иную логику мышления.

Осознание школьниками  проблематичности своего понимания  других культур является предпосылкой следующего шага педагога -организации  групповой коммуникации по поводу иной культуры. Здесь важно, чтобы ребята были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий; чтобы выявлялись их положительные аспекты, а не отрицательные; чтобы понимание и оправдание превалировало над оценкой и осуждением.

Наконец, педагог организует осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогает выразить их в словесной форме, в  ответах на вопросы анкет, в сочинениях-размышлениях.

Параллельно с основной деятельностью, связанной с пошаговым разворачиванием межкультурного диалога и превращением его во внутренний диалог ребенка, педагог совершает и дополнительную, вспомогательную. Она направлена на помощь ребенку в овладении им навыками групповой коммуникации, умениями критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений. Важно, чтобы ребенок понимал, что стоит за словами «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования». 

В содержание

 

О толерантности

Зинина  Г.И., главный специалист Управления

воспитания  и дополнительного образования

детей и молодежи Минобразования России 

 

В период социальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих основ и обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и ненасилия.

В целях разработки эффективной  государственной политики в области  формирования основ толерантного сознания, профилактики экстремизма, снижения социально-экономической  напряженности в обществе, реализации системы мер и механизмов внедрения в социальную практику норм взаимопонимания, совершенствования межкультурных, межнациональных, межкофессиональных отношений 25 августа 2001 года Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

Программа призвана способствовать совершенствованию государственной политики в укреплении основ гражданского согласия, разработки системы мер по внедрению методов противодействия экстремизму во всех его проявлениях, созданию методической, нормативной, правовой базы в области профилактики экстремизма.

Программа рассчитана на 5 лет и будет реализовываться  в три этапа. Первый этап предполагает проведение научных и социологических исследований, второй – их внедрение на экспериментальной основе в отдельных образовательных учреждениях и массовое внедрение в период заключительного этапа.

Информация о работе Воспитание толерантности: сущность и средства