Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 06:36, лекция
Сложные социально-поли¬тические условия совре¬менной российской дей¬ствительности, в том числе об¬разовательной среды с ее внут¬ренним и внешним простран¬ством, актуализировали пробле¬му воспитания толерантности все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.
1. На основе
анализа результатов
2. Обосновать
содержание дополнительного
3. Разработать
программу подготовки
4. Смоделировать процесс воспитания толерантности подростков сельской школы в условиях дополнительного образования и осуществить его опытно-экспериментальную проверку.
Методологическую основу исследования составили философские положения о социальной природе деятельности человека, ведущей роли деятельности как источника развития и формирования личности. В значительной степени исследование опирается на этнопедагогический подход, учение о роли национального и общечеловеческого в воспитании, культурологический и гуманистический подходы в образовании и воспитании
Теоретической основой выступают:
- основные положения
теории развития личности как
субъекта деятельности и
- научные труды,
посвященные проблемам
Для' решения, поставленных
задач применялся комплекс взаимодополняющих
методов: теоретический анализ, философской, психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
изучение и обобщение педагогического
^ опыта по избранной проблеме, опытно-экспериментальная
работа. Эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, беседа, изучение
документации, сочинения, моделирование
социально-педагогических ситуаций, самодиагностика подр
База исследования:
Приморская средняя общеобразовательная шк
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2005-2006гг.) посвящен изучению проблемы толерантности и конструированию гипотезы исследования. На данном этапе проводился анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы, определялись теоретические положения исследования, уточнялось содержание терминологического аппарата, обобщались и систематизировались данные о возможностях дополнительного образования сельской школы в воспитания толерантности подростков.
Второй этап
(2006-2008гг.) был направлен на выявление
комплекса критериев и
Третий этап (2008-2010 гг.) был направлен на моделирование процесса воспитания толерантности подростков сельской школы в условиях дополнительного образования и осуществление опытно-экспериментальной работы; качественный и количественный анализ результатов исследования, уточнение теоретико-методологических выводов и литературное оформление работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- выделены в
возрастном и демографическом
аспекте существенные признаки
научных понятий «толерантность
- уточнено теоретическое
представление о возможных
- раскрыта специфика
дополнительного образования в
условиях сельской школы и
разработана комплексная
- установлены
и выделены условия
- подтверждена гипотеза и выявлены ценностно-целевые ориентиры дополнительного образования в условиях национального округа: межэтническое взаимодействие культур, национальные культурные традиции региона;
- определены
и обоснованы теоретически
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в системе дополнительного образования, в работе классного руководителя, при разработке программа воспитательной и культурологической направленности.
Разработаны и апробированы: программа «Толерантный учитель», обеспечивающая готовность педагогов к воспитанию толерантности, и комплексная программа дополнительного образования «Малая Родина», способствующая развитию толерантности в условиях сельской школы, куда вошли темы краеведческой , культурологической, художественно-эстетической, военно-патриотической направленности («Национальная культура», «История народов округа», «Диалог национальных культур », «Обрядовая кухня разных народов», «Народные промыслы нашего села» и др.), система творческих проектов (история нашей школы, организация музея села, составление хронологической карты развития национального округа, родословной семьи, проведение дней национальной культуры разных народов, проживающих на территории округа, и т.д.), стимулирующих активность и проявление толерантности подростков.
Результаты исследования успешно внедряются в практику работы сельских школ Осинского района Усть-Ордынского бурятского округа Иркутской области.
Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечены всесторонним изучением проблемы, сочетанием эмпирических и теоретических методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам исследования, значительным личным опытом исследователя как учителя-экспериментатора. Репрезентативность данных подтверждена системой выборки, научно-обоснованной систематической проверкой результатов исследования на различных этапах работы, сочетанием количественного и качественного анализа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Толерантность подростков сельской школы представляет собой сложное системное качество личности, которое характеризуется наличием определенного уровня мировоззренческих оснований для общения, пониманием важности терпения и уважения к позиции и образу жизни других людей, к национальным традициям, внешним данным, ориентацией на ценности других людей, доброжелательностью в решении возникающих проблем, стремлением и способностью к конструктивному взаимодействию на основе равноправия и взаимоуважения.
2. Толерантность
подростка обусловлена возрастн
3. Разработанная
нами модель воспитания
4. Эффективному
воспитанию толерантности у
Апробация и
внедрение результатов
Разработанная в ходе исследования модель процесса воспитания толерантности у подростков в условиях дополнительного образования внедрена в учебно-воспитательный процесс школы с 2005 года.
Опубликовано и внедряется в учебный процесс вуза по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» учебно-методическое пособие «Культура учителя как основа воспитания толерантности школьника».- Иркутск, 2010 (8,2 усл. печ. л., в соавторстве).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (232 источника), приложений. В тексте диссертации имеется 15 таблиц, 6 рисунков. Общий объем рукописи составляет 142 страницы.
Результаты
исследования успешно внедряются в
практику работы школ Осинского района
и помогают педагогам дополните
В ходе исследования рабочая гипотеза получила подтверждение. Проведенная экспериментальная работа по воспитанию толерантности подростков сельской школы в условиях дополнительного обеспечила конкретные изменения в их личностной сфере. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования.
В то же время в процессе исследования была обнаружена тенденция к взаимозависимости компонентов толерантности. Это открывает новые перспективы для исследования в области изучения возможностей воспитания толерантности у обучающихся всех возрастных групп, а также выявления влияния семейных традиций на толерантность ребенка.
Заключение
Целью данного
исследования является выявление, обоснование
и экспериментальная проверка комплекса
условий дополнительного
1. Анализ научных
подходов к определению
Информация о работе Воспитание толерантности: сущность и средства