Воспитание толерантности: сущность и средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 06:36, лекция

Описание работы

Сложные социально-поли¬тические условия совре¬менной российской дей¬ствительности, в том числе об¬разовательной среды с ее внут¬ренним и внешним простран¬ством, актуализировали пробле¬му воспитания толерантности все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

Файлы: 1 файл

Воспитание Толерантность.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

1. На основе  анализа результатов педагогических  исследований выделить специфику проявления толерантности у подростков сельской школы.

2. Обосновать  содержание дополнительного образования,  ориентированное на межэтническое  взаимодействие культур, национальные  культурные традиции региона,  и апробировать формы социально значимой деятельности подростков, способствующие проявлению толерантности;

3. Разработать  программу подготовки организаторов  дополнительного образования сельской  школы к деятельности по воспитанию  толерантности подростков

4. Смоделировать  процесс воспитания толерантности подростков сельской школы в условиях дополнительного образования и осуществить его опытно-экспериментальную проверку.

Методологическую  основу исследования составили философские  положения о социальной природе  деятельности человека, ведущей роли деятельности как источника развития и формирования личности. В значительной степени исследование опирается на этнопедагогический подход, учение о роли национального и общечеловеческого в воспитании, культурологический и гуманистический подходы в образовании и воспитании

Теоретической основой выступают:

- основные положения  теории развития личности как  субъекта деятельности и общения  (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, И.С.Кон,  А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.А.Леонтьев  и др.); современные исследования? по проблеме толерантности (Л.В.Байбородова, Г.В.Безюлева, Р.Р.Валитова, Р:В.Васильева, Е.О.Галицких, Е.В .Головинская, Д.В.Зиновьев,А.Д.Карнышев, Р.И.Кусарбаева, М.И.Рожков, В.А.Ситаров и др.);

- научные труды,  посвященные проблемам социокультурной-деятельности учреждений' дополнительного образования (А.Т.Бойцова, А.Д.Жарков А.С.Запесоцкий, А.К.Костин, Е.Л.Рачевский, С.Б.Серякова, А.Б.Фоминаи др.).

Для' решения, поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих  методов: теоретический анализ, философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического ^ опыта по избранной проблеме, опытно-экспериментальная работа. Эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, беседа, изучение документации, сочинения, моделирование социально-педагогических ситуаций, самодиагностика подростков; анализ творческих работ) позволили получить качественные и количественные данные опытно-экспериментальной работы и провести статистическую обработку результатов исследования (по формуле ^критерия Стью-дента). В качестве основного выступал специально разработанныйметодический блок, включающий в себя известные социально-психологические методики, адаптированные применительно к целям исследования: тест М.Куна-Макпартленда «Кто Я?», методика незаконченных предложений, составленная нами анкета для изучения уровня понимания сущности толерантности, опросник Баса-Дарки ( в адаптации Л.Г. Почебут), «Характер межличностного взаимодействия подростков» по методике Р.Кеттелла, «Определение уровня подготовленностипедагогов» (Л.М.Митина) и др.

База исследования: Приморская средняя общеобразовательная школа и Бильчирская средняя общеобразовательная школа Осинского района,Усть-Ордынского национального округа Иркутской области (опыт организации дополнительного образования). Всего в исследовании на разных этапах приняли участие 142 подростка, 17 педагогов дополнительного образования, 50 родителей.

Исследование  проводилось в три этапа:

Первый этап (2005-2006гг.) посвящен изучению проблемы толерантности и конструированию гипотезы исследования. На данном этапе проводился анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы, определялись теоретические положения исследования, уточнялось содержание терминологического аппарата, обобщались и систематизировались данные о возможностях дополнительного образования сельской школы в воспитания толерантности подростков.

Второй этап (2006-2008гг.) был направлен на выявление  комплекса критериев и показателей  толерантности подростка, разработку программ дополнительного образования и выделение педагогических условий, способствующих воспитанию толерантности подростков сельской школы. Проведена подготовка организаторов дополнительного образования по специально разработанной программе.

Третий этап (2008-2010 гг.) был направлен на моделирование процесса воспитания толерантности подростков сельской школы в условиях дополнительного образования и осуществление опытно-экспериментальной работы; качественный и количественный анализ результатов исследования, уточнение теоретико-методологических выводов и литературное оформление работы.

Научная новизна  и теоретическая значимость исследования:

- выделены в  возрастном и демографическом  аспекте существенные признаки  научных понятий «толерантность», «особенности толерантности подростков»;

- уточнено теоретическое  представление о возможных путях  проектирования дополнительного  образования;

- раскрыта специфика  дополнительного образования в  условиях сельской школы и  разработана комплексная программа;  способствующая воспитанию толерантности как качества личности подростков;

- установлены  и выделены условия эффективности  воспитания толерантности у подростков  сельской школы: готовность педагогов  дополнительного образования к  организации толерантного взаимодействия  подростков; обогащение дополнительных программ материалом, раскрывающим ценности взаимодействия (в том числе личностного и межэтнического) культур; организация активной и социально значимой деятельности подростков позволяет развить опыт толерантного поведения;

- подтверждена гипотеза и выявлены ценностно-целевые ориентиры дополнительного образования в условиях национального округа: межэтническое взаимодействие культур, национальные культурные традиции региона;

- определены  и обоснованы теоретически комплексные  критерии оценки уровня развития толерантности подростка (понимание смысла толерантности, знания о своей культуре, осознание значимости и равноценности культур, наличие симпатии,стремление к взаимодействию, взаимопониманию и др.).

Практическая  значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в системе дополнительного образования, в работе классного руководителя, при разработке программа воспитательной и культурологической направленности.

Разработаны и апробированы: программа «Толерантный учитель», обеспечивающая готовность педагогов к воспитанию толерантности, и комплексная программа дополнительного образования «Малая Родина», способствующая развитию толерантности в условиях сельской школы, куда вошли темы краеведческой , культурологической, художественно-эстетической, военно-патриотической направленности («Национальная культура», «История народов округа», «Диалог национальных культур », «Обрядовая кухня разных народов», «Народные промыслы нашего села» и др.), система творческих проектов (история нашей школы, организация музея села, составление хронологической карты развития национального округа, родословной семьи, проведение дней национальной культуры разных народов, проживающих на территории округа, и т.д.), стимулирующих активность и проявление толерантности подростков.

Результаты  исследования успешно внедряются в  практику работы сельских школ Осинского  района Усть-Ордынского бурятского округа Иркутской области.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечены всесторонним изучением проблемы, сочетанием эмпирических и теоретических методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам исследования, значительным личным опытом исследователя как учителя-экспериментатора. Репрезентативность данных подтверждена системой выборки, научно-обоснованной систематической проверкой результатов исследования на различных этапах работы, сочетанием количественного и качественного анализа.

Положения, выносимые  на защиту:

1. Толерантность  подростков сельской школы представляет собой сложное системное качество личности, которое характеризуется наличием определенного уровня мировоззренческих оснований для общения, пониманием важности терпения и уважения к позиции и образу жизни других людей, к национальным традициям, внешним данным, ориентацией на ценности других людей, доброжелательностью в решении возникающих проблем, стремлением и способностью к конструктивному взаимодействию на основе равноправия и взаимоуважения.

2. Толерантность  подростка обусловлена возрастными особенностями и характеризуется наличием компонентов: когнитивного (знания о своей культуре, осознание значимости и равноценности культур), эмоционального (наличие эмпатии, уважения и доброжелательности, терпимости к представителям других этнических групп), деятельностного (стремление и способность к бесконфликтному взаимодействию на основе взаимоуважения и равноправия).

3. Разработанная  нами модель воспитания толерантности  у подростков сельской школы  включает в себя целевой (осознание  цели толерантности как качественного изменения отношений к другим людям);мотивационный (стремление к активному межличностному и межнациональному взаимодействию и сотрудничеству); деятельностный (умения преодолевать толерантность, вступать в контакты на основе уважительного отношения к другому); оценочно-регулятивный (умение признавать свои ошибки, способность к самооценке, сдержанность в отношении к людям другой национальности и других взглядов) компоненты и позволяет эффективно организовать воспитание толерантности как качества личности.

4. Эффективному  воспитанию толерантности у подростков  способствуют следующие основные  условия: готовность организаторов  дополнительного образования к толерантному взаимодействию с подростками; дополнение и обогащение содержания дополнительного образования через специальные программы представлениями о ценностях межэтнического взаимодействия, информацией о специфике разных национальных культур, о толерантности; организация активной и социально значимой деятельности подростков, позволяющей развить опыт толерантного поведения.

Апробация и  внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования неоднократно обсуждались  на заседаниях кафедры педагогики высшей школы ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», на заседании Иркутского отделения Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики» (Иркутск, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.), на методических школьных и районных семинарах Усть-Ордынского бурятского национального округа Иркутской области, на заседаниях педагогических советов Приморской средней школы, на научно-практических конференциях международного, межрегионального и межвузовского уровня (Иркутск, 2006,2008, 2010гг.), научно-практической конференции (Оса, 2007г.), посредством публикаций в сборниках научных трудов (Москва, Иркутск).

Разработанная в ходе исследования модель процесса воспитания толерантности у подростков в условиях дополнительного образования  внедрена в учебно-воспитательный процесс  школы с 2005 года.

Опубликовано и внедряется в учебный процесс вуза по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность» учебно-методическое пособие «Культура учителя как основа воспитания толерантности школьника».- Иркутск, 2010 (8,2 усл. печ. л., в соавторстве).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (232 источника), приложений. В тексте диссертации имеется 15 таблиц, 6 рисунков. Общий объем рукописи составляет 142 страницы.

Заключение  диссертации по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования", Макова, Людмила Леонидовна

Результаты  исследования успешно внедряются в  практику работы школ Осинского района и помогают педагогам дополнительного образования сельских школ в разработке воспитательной среды, способствующей развитию толерантного сознания и активного самопроявления  подростка на основе сотрудничества, взаимодействия, терпения и уважения инаковости другого.

В ходе исследования рабочая гипотеза получила подтверждение. Проведенная экспериментальная  работа по воспитанию толерантности подростков сельской школы в условиях дополнительного обеспечила конкретные изменения в их личностной сфере. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования.

В то же время  в процессе исследования была обнаружена тенденция к взаимозависимости компонентов толерантности. Это открывает новые перспективы для исследования в области изучения возможностей воспитания толерантности у обучающихся всех возрастных групп, а также выявления влияния семейных традиций на толерантность ребенка.

Заключение

Целью данного  исследования является выявление, обоснование  и экспериментальная проверка комплекса  условий дополнительного образования  в сельской школе, способствующих воспитанию толерантности у подростков. Площадкой  для опытно-экспериментальной работы выбрана сельская школа, расположенная в национальном округе. Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать следующие выводы:

1. Анализ научных  подходов к определению сущности  и содержания понятия «толерантность» позволяет говорить о том, что термин является многоаспектным, его изучение требует усилий социологов, педагогов и психологов и с ним связаны проблемы социальные, межэтнические, межнациональные, межличностные. На основе теоретического анализа источников раскрыто понятие «толерантность» как необходимое условие, которое способно обеспечить комфорт личности, ее успешную адаптацию к любым условиям, и как главное условие общественного прогресса. Теоретический анализ исследований по проблеме позволил расширить это понятие за счет уточнения сущности дефиниции, которое определяется нами как качество личности, в основе которого лежат терпение и уважительное отношение к инакомыслию, допускающее право каждого на свободное выражение своих взглядов, предполагающее равноправие, конструктивное межличностное общение, при котором, человек, высказывая свою точку зрения, одновременно доброжелательно относится к мнениям окружающих его людей независимо от этнической принадлежности. Нами установлено, что толерантность обусловлена не только уровнем культуры личности и общества, национальными традициями, религиозными и этническими ориентациями, но и специфическими особенностями возраста, уровнем осознанность базовых ценностей. Это стало основанием для изучения особенностей толерантности в подростковом возрасте.

Информация о работе Воспитание толерантности: сущность и средства