Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 06:36, лекция
Сложные социально-поли¬тические условия совре¬менной российской дей¬ствительности, в том числе об¬разовательной среды с ее внут¬ренним и внешним простран¬ством, актуализировали пробле¬му воспитания толерантности все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.
В качестве конечных результатов реализации Программа предполагает создание научной, организационно-методической, информационной и нормативной правовой базы, эффективной системы мониторинга и механизмов выработки мер по своевременному оказанию противодействия экстремизму в обществе, особенно в среде учащейся и студенческой молодежи, внедрению учебных программ во все типы образовательных учреждений, методик по оказанию помощи семье в формировании установок толерантного сознания.
Программа включает в себя пять разделов: «Личность». «Семья», «Общество, «Государство», «Организационное и информационное обеспечение».
Россия – многонациональная страна, и проблемы межкультурного, межконфессионального взаимопонимания остро нуждаются в научном осмыслении, создании конкретных рекомендаций для различных регионов с учетом социально-культурных, экономических условий, миграции, психологической напряженности в обществе.
Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Российской Федерации, в систему которого входят все типы образовательных учреждений – от детского сада до высшей школы, она охватывает огромную армию педагогов и более 25 млн. детей. То, что основа благополучия общества закладывается именно в этой сфере, накладывает особую ответственность на каждого в отдельности и на всю систему в целом.
Программа призвана систематизировать усилия различных ведомств, выработать критерии для анализа результативности осуществляемой государственной политики органами исполнительной власти, общественными организациями, средствами массовой информации, способствовать обеспечению социальных гарантий гражданам России.
По материалам газеты «ДОГ»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.
1. Для того, чтобы не было войны...
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
3. Ты противостоишь насилию...
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
4. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
Введение.
Глава 1. Теоретические
предпосылки воспитания толеран
1.1. Толерантность как социальная, психолого-педагогическая проблема.
1.2. Сущность
и особенности проявления
1.3. Специфика дополнительного обра
1.4. Выводы.
Глава 2. Опытно-экспериментальная
проверка условий воспитания толерантности подростков сельс
2.1. Критерии
и показатели уровня
2.2. Пути реализации модели воспитания толерантности подростков сельской школы с учетом специфики дополнительного образования.
2.3. Анализ и
результаты опытно-
2.4. Выводы.
Актуальность исследования. В условиях нарастающей изменчивости современного мира обеспечить социальную стабильность общества может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая общегосударственные интересы, национально-территориальные и этнокультурные особенности населения.
Актуальность
поставленной проблемы прослеживается
на нескольких уровнях. В рамках единого
федерального государственного стандарта
формируется новая образователь
Принимая во
внимание реально существующую ситуацию (нестабильность
сегодняшнего дня, социальная дифференциация
общества, обострение противоречий между
ростом национального самосознания и
межэтнической интеграции, повышенная
агрессивность, возрастание межнационального
антагонизма, нетерпимость к людям другой
национальности, особенно в молодежной
среде) в любом субъекте Российской Федерации
(том числе и в национальных округах Восточной
Сибири), важно моделировать поликультурную шк
Федеральная целевая
программа «Формирование
Внутри этого направления особую значимость для науки и практики приобретает проблема толерантности подростков. Именно в этом возрасте многими учеными (Р.Т.Байярд, О.И.Разина, Д.И.Фельдштейн и др.) отмечено возрастание базового стереотипа «Мы - Они» («свои - хорошие, чужие - плохие») и обобщенность эталонов межличностного восприятия в оценивании окружающих людей, отсюда повышенная агрессивность, межнациональный антагонизм, нетерпимость к людям другой национальности в любом субъекте Российской Федерации (в том числе и в национальных округах Восточной Сибири). На этой особенности, в основном, и играют разного рода экстремисты.
Можно выделить
работы Е.В.Головинской, О.Ю.Межиной, Т.М.Мищенко Л.Б.Можейкиной,
Т.С.Таюрской О.А.Овсянниковой, О.И.Юдиной
и др., посвященные изучению проблемы воспитания
толерантности подростков в процессе межкультурного и межэтнического общения. Несмотря
на теоретическую и практическую значимость
перечисленных исследований, проблема целенаправленного вос
Анализ научной литературы дает основание сделать вывод, что в исследованиях по проблеме толерантности больше внимания уделено образовательному процессу. Но опыт показывает:воспитательная сила ситуаций урока не может гарантировать успех толерантного отношения междушкольниками. Нельзя не учитывать и того фактора, что корни межобщинных и межнациональных противоречий закреплены в привычках людей исторически и передаются от поколения к поколению. Главным источником формирования понятий о толерантности в целом является действительность во всем ее многообразии, поэтому важно создать такую среду, где сложившиеся стереотипы межличностных и межнациональных отношений проявлялись бы в неформальной деятельности и общении. Актуальной становится проблема осмысления значимости блока дополнительного образования, базирующегося на иной функциональной модели деятельности, связанной с индивидуальным развитием ребенка в культуре.
Дополнительное образование в России стало предметом специального исследования после введения этого термина в Закон РФ «Об образовании». Потенциал дополнительного образования раскрыт в работах таких ученых, как А.А.Андреев, Л.Н.Буйлова, Е.Б.Евладова, А.К.Костин, О.Е.Лебедева, Л.Г.Логинова, С.Б.Серякова, А.Б.Фомина и др. При значительном количестве работ, отражающих сущность дополнительного образования, еще недостаточно теоретически осмыслена специфика этой образовательной среды в условиях сельской школы.
В процессе теоретического исследования и изучения реального состояния обозначенной проблемы выявлено наличие противоречий:
- между социальным
заказом общества на воспитание толерантной личност
- между потребностью
школы в теоретическом
- между возможностями
дополнительного образования
Необходимость разрешения данных противоречий определила проблему исследования: каковы условия дополнительного образования в сельской школе, и способствуют ли они повышению эффективность воспитания толерантности у подростков?
Актуальность, теоретическая и практическая педагогическая значимость данной проблемы, а также ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Воспитание толерантности у подростков сельской школы в условиях дополнительного образования».
Цель исследования:
разработать, обосновать и экспериментально
проверить модель воспитания толерантности подростка сельск
Объект исследования - воспитание толерантности подростков сельской школы.
Предмет исследования - воспитание толерантности у подростков сельской школы в условиях дополнительного образования.
Гипотеза исследования основана на предположении, что воспитание толерантности подростков сельской школы будет эффективным, если:
- ценностно-целевым
ориентиром дополнительного
- дополнительное
образование рассматривается
- обеспечена подготовка педагогов дополните
Объект, предмет и гипотеза обусловили выдвижение следующих задач исследования:
Информация о работе Воспитание толерантности: сущность и средства