Адаптация предприятия к рыночным условиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Проблема эффективности занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом.
Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта.
Самоокупаемость – принцип эффективной деятельности предприятия, фирмы, согласно которому все произведенные расходы на простое воспроизводство должны покрываться доходами (выручкой) от реализации произведенной продукции.
Одновременно принимаются меры по преодолению убыточности и обеспечению рентабельной работы предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...............
1.Основные условия для адаптации предприятия к рыночной экономике...........
1.1 Теоретические аспекты и экономическая сущность самоокупаемости и рентабельности........................................................................................................
1.2 Система показателей рентабельности, методика их расчета......................
2. Анализ уровня адаптации ООО «Деметра-плюс» к условиям рынка...............
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Деметра-плюс»
2.2 Анализ рентабельности основной деятельности и анализ рентабельности продаж ООО «Деметра-плюс».................................................
2.3 Анализ рентабельности операционного капитала………….......................
2.4. Анализ безубыточности ООО «Деметра-плюс»..........................................
3. Пути повышения рентабельности ООО «Деметра-плюс» в целях укрепления его рыночных позиций.............................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...........
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет о прибылях и убытках…………………………….......
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс .................................................................

Файлы: 1 файл

53Адаптация придприятия к рыночным условиям.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

Величина резервов может  быть определена по формуле :

 

             Р↓С = Св1 =  З1-Р↓З+Зд      - З1                             (3.1)

VВП1+Р↑VВП   VВП1

где Св, С1 – соответственно возможный (прогнозируемый) и фактический уровень расходов на реализацию,

Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения реализации товаров.

На экономию ресурсов оказывает большое влияние число  технико-экономических факторов. Наибольшее влияние имеют следующие группы внутрипроизводственных факторов:

- повышение технического  уровня предприятия

- совершенствование организации  производства и труда;

- изменение объема оказываемых услуг.

Повышение технического уровня торгово-производственного процесса, совершенствование его организации и труда приводит к снижению затрат сырья, материалов и заработной платы.

Уменьшение затрат сырья  и материалов достигается за счет снижения норм их расходов, сокращение отходов и потерь в процессе деятельности торгового предприятия.

В составе материальных затрат ООО «Деметра-плюс» существенную долю занимают расходы на сырье и материалы. При применении ускоренной технологии созревания сыров ООО «Деметра-плюс» сможет снизить расходы на материалы. Процент снижения величины расходов за счет уменьшения материальных затрат и изменения цен на сырье и материалы может быть рассчитан по формуле:

 

       СИм  =  ( 1 - jH x  jц ) Ум х 100                              (3.2)

 

где jH - индекс изменения норм расхода сырья и материалов на единицу продукции;

jц - индекс изменения цен на сырье и материалы;

Ум  - удельный  вес стоимости материальных  затрат в составе затрат на производство продукции, (в процентах).

Так, если в ООО «Деметра-плюс» нормы расхода сырья снизятся в среднем на 15 %, а цена на сырье повысится на 1,5 %, то снижение себестоимости при уровне материальных затрат Ум  = 58,89 % составит:

 

СИм = (1 - 0,85 х 1,015) х 0,5889х 100 = 8,08 %

или 8,08 х 5606 : 100 = 452,9 млн. руб.

 

Снижение себестоимости  произведенной продукции или  оказанных услуг обеспечивается за счет уменьшения затрат живого труда на единицу продукции и опережающих темпов роста его производительности по отношению к темпам роста средней заработной платы. Размер снижения (в процентах) за счет роста производительности труда можно определить по формуле:

 

                         СИзп  =  (1 - jзп :  jпт) Узп х 100,                              (3.3)

 

где jзп - индекс роста средней заработной платы;

jпт - индекс роста производительности труда;

У зп - удельный вес заработной платы в себестоимости предприятия, (в процентах).

Замена полуавтоматической линии по упаковке молочной продукции  на полностью автоматизированную линию  в ООО «Деметра-плюс» позволит запланировать рост производительности труда на 8,74 %, а средней заработной платы на 5,5%. Если удельный вес заработной платы в себестоимости продукции составит 21,46%, то снижение себестоимости составит:

 

СИзп  =  (1 - 1,055 : 1,0874)  х 0,2146 х 100 =0,64%

или 0,64 х 5606 : 100 = 35,84 млн. руб.

 

С увеличением объема реализованной продукции количество постоянных затрат на рубль реализованной продукции уменьшается, что приводит к снижению затрат на прозводство.

Относительная экономия на условно-постоянных расходах определяется по формуле

 

                             ЭП =  (Т * ПС)  /  100,                                        (3.4)

 

где ЭП - экономия условно-постоянных расходов;

ПС - сумма условно-постоянных расходов в базисном году;

Т - темп прироста товарооборота по сравнению с базисным годом.

Эп = (20 х372,8) / 100 = 74,6  млн. руб.

Таким образом, за счет мероприятий  по снижению расходов на реализацию ООО «Деметра-плюс» возможно добиться дополнительного объема прибыли на сумму 563,34 млн. рублей (452,9+35,84+74,6).

Произведем расчет показателей  рентабельности оборота и рентабельности продаж на 2012 г. с учетом увеличения прибыли от реализации в результате запланированных мероприятий, таблица 3.3.

 

Таблица 3.3

Финансовый  план ООО «Деметра-плюс» на 2012 год, млн. руб по результатам мероприятий по повышению прибыли

 

Показатели

2010 г.

 2011 г.

Темп роста, %

План 2012 г.

1

2

3

4

5

1.Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

2077

6338

305,1

8118

2.Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

1614

5606

347,3

5303

3 Расходы на реализацию

303

651

214,9

651

4.Прибыль от реализации (стр.1-стр.2)

160

81

50,6

2164


 

Окончание таблицы 3.3

 

1

2

3

4

5

5. Рентабельность продаж  после мероприятий по повышению  прибыли от реализации

7,7

1,3

16,9

26,7

6. Рентабельность оборота  после мероприятий по повышению  прибыли от реализации

9,9

1,4

14,1

40,8


 

Примечание – Источник: собственная  разработка

 

На основании данных проведенного анализа можно сделать  выводы о том, что после проведения мероприятий по росту прибыли  в ООО «Деметра-плюс» запланированная  на 2012 г. рентабельность продаж может составить 26,7 п.п., что на 7,5 п.п. выше рентабельности по финансовому плану на 2012 г.. Рентабельность оборота после мероприятий составит 40,8 п.п., что на 14,1 п.п. выше, чем предусмотренная финансовым планом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании исследований, проведенных в первой главе курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

В условиях рыночной экономики  для выживания предприятия важно, чтобы оно обладало определенным уровнем рентабельности и отвечало принципам самоокупаемости.

Самоокупаемость – принцип эффективной деятельности предприятия, фирмы, согласно которому все произведенные расходы на простое воспроизводство должны покрываться доходами (выручкой) от реализации произведенной продукции.

Уровень самоокупаемости  характеризует соотношение выручки от продаж и себестоимости проданных товаров

Самоокупаемость характеризует  способность предприятия покрывать (возмещать) текущие затраты по себестоимости  проданных товаров за счет выручки  от продаж, поступившей на расчетный  счет предприятия.

Рентабельность —  это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:

1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

2. Показатели, рассчитываемые  для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.

Во второй части курсовой работы был проведен анализ показателей  рентабельности ООО «Деметра-плюс»  за 2010-2011 г.

В результате анализа  рентабельности капитала предприятия  было установлено, что за 2011 г. в ООО «Деметра-плюс» рентабельность активов  снизилась на 0,3%. На изменение рентабельности активов повлияли следующие факторы. Снижение рентабельности активов произошло за счет снижения рентабельности продаж  на 1,253 п.п., а рост рентабельности активов был обеспечен за счет ускорения оборачиваемости капитала, в результате чего рентабельность капитала выросла на 0,971 п.п..

Анализ рентабельности активов за 2010-2011 г. выявил, что активы на предприятии используются неэффективно.

Рассчитанная рентабельность хозяйственных средств ООО «Деметра-плюс» показала, что все виды капитала за 2011 г. на предприятии используются неэффективно, причем имеют низкие показатели рентабельности.

Так рентабельность основной деятельности (окупаемость затрат) за 2011г.по сравнению с 2010 г. снизилась - на 7 %, рентабельность продаж (оборота) на –6,4 %, рентабельность (доходность) основного капитала – на 0,6 %, рентабельность (доходность) оборотного капитала – на 0,5%.

На основании проведенного факторного анализа рентабельности производственной деятельности можно сделать выводы о том, что на ее снижение в 2011 г. на 7% оказали такие факторы, как рост себестоимости продукции и снижение доли чистой прибыли в сумме выручки от реализации. Положительное влияние на рентабельность производственной деятельности в 2011 г. в ООО «Деметра-плюс» оказали такие факторы как рост объема производства продукции и повышение цен на единицу продукции.

Данные тенденции показали, что резервы роста производственной рентабельности в ООО «Деметра-плюс» в повышении уровня чистой прибыли в объеме реализованной продукции и в снижении себестоимости продукции. Повышение объемов производства целесообразно при условии расширении рынка сбыта, а дальнейший рост цен на единицу продукции должен обеспечивать конкурентоспособность продукции ООО «Деметра-плюс» на рынке.

На основании проведенного факторного анализа рентабельности продаж можно сделать выводы о  том, что на ее снижение в 2011 г. на 6,4 % оказали такие факторы, как рост выручки от реализации продукции и снижение доли чистой прибыли в сумме выручки от реализации. Положительное влияние на рентабельность продаж в 2011 г. в ООО «Деметра-плюс» оказали такие факторы как рост объема реализованной продукции и повышение цен на единицу продукции.

Проведенный в данной части исследования анализ рентабельности источников средств ООО «Деметра-плюс» показал, что они используются не эффективно, так как значения показателей рентабельности имеют низкое значение и в динамике снижаются.

По результатам проведенного анализа в 3 главе курсовой работы были разработаны мероприятия по повышению рентабельности ООО «Деметра-плюс» в целях укрепления его рыночных позиций.

Так за счет роста прибыли  в результате роста объема реализации на 2012 г. за счет расширения рынков сбыта, за счет расширения ассортимента продукции, за счет снижения расходов на производство продукции в результате изменения технологии и дополнительной автоматизации производства, запланированная на 2012 г. рентабельность продаж рентабельность продаж может составить 26,7 п.п., что на 7,5 п.п. выше рентабельности по финансовому плану на 2012 г.. Рентабельность оборота после мероприятий составит 40,8 п.п., что на 14,1 п.п. выше, чем предусмотренная финансовым планом.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. /Л.Л. Ермолович, Л.Г. Сивич, Г.В. Толкач, И.В. Щиткова. Под общей редакцией Л.Л. Ермолович. Мн.: "Интерпрессервис", 2009., с.576
  2. Афитов Э. А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. - Мн.: Выш. шк., 2010. - 285 с.
  3. Грузинов В. П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 208 с.
  4. Ермолович  Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности.  Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2008. - 576 с.
  5. Зайцев Н. Л. Экономика организации. М.: Экзамен, 2008. - 624 с.
  6. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 223 с.
  7. Ильин А.И. Планирование на предприятии. - Мн.: Новое знание, 2010. - 635с.
  8. Калинка А. А., Экономика предприятия.  Мн.: Ураджай, 2008. - 250 с.
  9. Карпей Т. В. Экономика, организация и планирование промышленного производства.  Мн.: Дизайн ПРО, 2007.  328 с.
  10. Кейлер В. А. Экономика предприятия.- М.: ИНФРА – М, 2011. - 133 с.
  11. Лобан Л. А. Экономика предприятия: Пособие для подготовки к экз. - Мн.: ООО «Мисанта», 2009. - 142 с.
  12. Михайлова Н. И. Прибыль предприятия и ее планирование. Факторы максимизации прибыли // Планово-экономический отдел. - 2010. - № 2. - С. 35-40.
  13. Отчет о прибылях и убытках (форма 2) // Налоговый вестник. - 2010. - № 4. - С. 57-98.
  14. Организация предпринимательской деятельности / Под ред. проф. Багиева Г.Л. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 231 с.
  15. Панкевич С.П. Методика проведения экономического анализа деятельности предприятия с использованием показателей годовой бухгалтерской отчетности // Вестник инфо. 2009. Приложение № 2. Выпуск 2-5. С. 134-154
  16. Пасевич В. Льготирование прибыли // Налоги и бухгалтерский учет. - 2010. - № 4. - С. 54-59.
  17. Пелиха А. С. Экономика предприятия и отрасли промышленности. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 365 с.
  18. Полещук И.И. Ценообразование - Мн.: БГЭУ, 2007. 303с.
  19. Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учеб  8-е изд., перераб. - М.: Новое издание, 2009. - 640 с.
  20. Савицкая Г. Методические рекомендации по составлению пояснительной записки и расчету основных финансово-экономических показателей деятельности организации // Главный Бухгалтер. Все для годового отчета. - 2011. - № 1. - С. 96-103.
  21. Сергеев И. В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 304 с.
  22. Славников Д., Рябков А. Особенности учета и анализа в системе директ-костинг // Планово-экономический отдел. 2010. № 9 - С. 16-21.
  23. Суша Г.З. Экономика предприятия. – Мн.: Новое знание, 2008. -383с.
  24. Теория анализа хозяйственной деятельности / Под общей редакцией Л.И. Кравченко.: М.-2009.
  25. Финансы предприятий / Под ред. Заяц Н.Е., Василевской Т.И. – Мн.: Выш. шк., 2009. – 528 с.
  26. Финансы предприятий / Под ред. Колпиной Л.Г. - Мн.: Выш. шк., 2010. - 336 с.
  27. Чечевицына Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Дашков и к, 2009 - 351 с.
  28. Шинкевич Н.В. Предпринимательская деятельность на предприятии: Курс лекций. – Мн.: МИУ, 2009. - 275 с.
  29. Шуляк П.Н. Финансы предприятий. М.: Дашков и К, 2007. 751с.
  30. Экономика предприятия / Под ред. Нехорошевой Л.Н. – Мн.: Выш. шк., 2010. - 383с.
  31. Экономика предприятия / Под ред. П. П. Табурчака, В. М. Тумина. -  Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 316 с.
  32. Экономика предприятия / Под общ. ред. В. Я. Хрипача. - Мн.: Экономпресс, 2010. - 464 с. 

Информация о работе Адаптация предприятия к рыночным условиям