Адаптация предприятия к рыночным условиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Проблема эффективности занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом.
Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта.
Самоокупаемость – принцип эффективной деятельности предприятия, фирмы, согласно которому все произведенные расходы на простое воспроизводство должны покрываться доходами (выручкой) от реализации произведенной продукции.
Одновременно принимаются меры по преодолению убыточности и обеспечению рентабельной работы предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...............
1.Основные условия для адаптации предприятия к рыночной экономике...........
1.1 Теоретические аспекты и экономическая сущность самоокупаемости и рентабельности........................................................................................................
1.2 Система показателей рентабельности, методика их расчета......................
2. Анализ уровня адаптации ООО «Деметра-плюс» к условиям рынка...............
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Деметра-плюс»
2.2 Анализ рентабельности основной деятельности и анализ рентабельности продаж ООО «Деметра-плюс».................................................
2.3 Анализ рентабельности операционного капитала………….......................
2.4. Анализ безубыточности ООО «Деметра-плюс»..........................................
3. Пути повышения рентабельности ООО «Деметра-плюс» в целях укрепления его рыночных позиций.............................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...........
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет о прибылях и убытках…………………………….......
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс .................................................................

Файлы: 1 файл

53Адаптация придприятия к рыночным условиям.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

На основании данных таблицы 2.7 будут определены показатели для факторного анализа производственной деятельности ООО «Деметра-плюс»

 

Таблица 2.7

. Показатели для факторного анализа рентабельности продаж ООО «Деметра-плюс» за 2010-2011 г.

 

Результативный

показатель

Фактор

Значение

Уд

1

2

3

4

5

6

R0

2389

0,036

185

2077

7,7

Rусл1

4789

0,036

185

2077

15,36

Rусл2

4789

0,0077

185

2077

3,29

Rусл3

4789

0,0077

220,4

2077

3,91

R1

4789

0,0077

220,4

6338

1,3


 

Примечание. Источник: собственная  разработка

 

Найдём исходные данные для факторного анализа:

 

%

%

%

%

%

Таким образом, исходя из представленных выше расчётов, общее  изменение рентабельности продаж равно:

 

ΔR = R1 – R2 = 7,7 – 1,3 = 6,4%

 

Рассчитаем влияние факторов:

 

ΔRВ1=Rусл1 – R0 = 15,36 – 7,7 = 7,66 %

Рентабельность продаж в ООО «Деметра-плюс» за 2011 г. выросла на 7,66% за счет роста объема реализованной продукции.

 

ΔRВ2=Rусл2 – Rусл1= 3,29 – 15,36 = - 10,99%

Рентабельность продаж в ООО «Деметра-плюс» за 2011 г. снизилась на 10,99% за счет снижения доли чистой прибыли в выручке от реализации.

 

ΔRВ3=Rусл3 – Rусл2 = 3,91 – 3,29 = 0,62%

Рентабельность продаж в ООО «Деметра-плюс» за 2011 г. выросла на 0,62% за счет роста отпускных цен на продукцию.

 

ΔRВ3=R1 – R усл3 = 1,3 – 3,91 = -1,64%

Рентабельность производственной деятельности в ООО «Деметра-плюс»  за 2011 г. снизилась на 1,64 % за счет изменения выручки от реализации продукции.

На основании проведенного факторного анализа рентабельности продаж можно сделать выводы о том, что на ее снижение в 2011 г. на 6,4 % оказали такие факторы, как рост выручки от реализации продукции и снижение доли чистой прибыли в сумме выручки от реализации. Положительное влияние на рентабельность продаж в 2011 г. в ООО «Деметра-плюс» оказали такие факторы как рост объема реализованной продукции и повышение цен на единицу продукции.

 

 

 

2.3 Анализ рентабельности операционного  капитала

 

Одним из основных показателей рентабельности является рентабельность капитала (активов).

Для характеристики интенсивности использования капитала рассчитывается коэффициент его оборачиваемости (отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости капитала).

Иными словами, рентабельность активов (ROA) равна произведению рентабельности продаж (Rрп) и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб).

 

ROA= Rрп • Коб                       (2.3) где ROA -рентабельность активов;

        Rрп - рентабельность продаж;

        Коб.- коэффициент оборачиваемости капитала;

 

Взаимосвязь между показателями рентабельности совокупного капитала и его оборачиваемости отражена на рисунке 2.1 «Взаимосвязь между рентабельностью капитала и его оборачиваемостью»

    Рис. 2.1 «Взаимосвязь между рентабельностью капитала и его оборачиваемостью»

 

Рентабельность  капитала, характеризующая соотношение  прибыли и капитала, использованного  для получения этой прибыли, является одним их наиболее ценных и наиболее используемых показателей эффективности  деятельности субъекта хозяйствования.

В процессе настоящего исследования произведем расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности капитала ООО «Деметра-плюс» методом абсолютных разниц.

В процессе проведения расчета будут использованы следующие  формулы:

 изменение  рентабельности капитала за счет  коэффициента оборачиваемости:

 

∆ROA= ∆Коб • Rрп0             (2.4)

изменение рентабельности капитала за счет рентабельности продаж

∆ROA= Коб1 •∆Rрп                        (2.5)

 

Для расчета  вышеназванных показателей составим таблицу «Показатели эффективности использования совокупного капитала ООО «Деметра-плюс».

 

Таблица 2.8

Показатели  эффективности использования совокупного  капитала ООО «Деметра-плюс»

Показатель

2010  г.

2011  г.

1 Прибыль предприятия  (млн.рублей)

118

72

2.Чистая выручка от  всех видов продаж (млн.рублей)

2077

6338

3. Средняя сумма активов  (млн.рублей)

19695

22965

4.Рентабельность активов  %

0,6

0,3

5.Рентабельность продаж %

5,68

1,14

6.Коэффициент оборачиваемости  капитала

0,105

0,276

Изменение рентабельности капитала %:

-0,3

-за счет коэффициента оборачиваемости

5,68* (0,276- 0,105) = 0,971

-за счет рентабельности  продаж

(1,14 -5,68)*0,276= -1,253


 

Примечание. Источник: собственная  разработка, на основании Отчета о  прибылях и убытках, ф.2 и бухгалтерского баланса (Приложение А и Б).

 

На основании  данных, приведенных в таблице 2.8 можно сделать следующие выводы: за 2011 г. в ООО «Деметра-плюс» рентабельность активов  снизилась на 0,3%. На изменение рентабельности активов повлияли следующие факторы. Снижение рентабельности активов произошло за счет снижения рентабельности продаж  на 1,253 п.п., а рост рентабельности активов был обеспечен за счет ускорения оборачиваемости капитала, в результате чего рентабельность капитала выросла на 0,971 п.п..

Анализ рентабельности активов за 2010-2011 г. выявил, что активы на предприятии используются неэффективно, так как за анализируемый период наметилась тенденция снижения их рентабельности, при чем снижение рентабельности активов было вызвано снижением рентабельности продаж. Таким образом при разработке мероприятий по повышению рентабельности в ООО «Деметра-плюс» необходимо уделить внимание в первую очередь росту уровня валовой прибыли, за счет снижения расходов на производство продукции, а также за счет оптимизации цен. При условии невозможности снижения затрат на производство или повышения цен на отпускаемую продукцию необходимо добиваться увеличения объемов продаж.

В данной части  исследования произведем расчет рентабельности собственного  и заемного капитала ООО «Деметра-плюс» за 2010-2011 г.

1. Рентабельность (доходность) собственного капитала:

2010 г.

R=П/СК=118/9430*100=1,3%

- 2011 г.:

R=П/СК= 72/12930*100=0,6%

2. Рентабельность (доходность) заемного капитала:

2010 г.

R=П/ЗК=118/11050*100= 1,1 %

- 2011 г.:

R=П/ЗК=72/12520*100=0,6%

На основании произведенных расчетов составим таблицу и проанализируем изменения рентабельности собственного и заемного капитала в динамике на ООО «Деметра-плюс» за 2010-2011 гг (таблица 2.9)

 

Таблица 2.9

Анализ рентабельности ООО «Деметра-плюс» за 2010-2011 гг

 

Показатель

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+/)

2011- 2010 г.

1.Рентабельность (доходность) собственного капитала

1,3

0,6

-0,7

2.Рентабельность (доходность) заемного капитала

1,1

0,6

-0,5


 

Примечание. Источник: собственная  разработка, на основании Отчета о  прибылях и убытках, ф.2 и бухгалтерского баланса (Приложение А и Б).

 

На основании данных таблицы 2.9 можно сделать выводы о том, что рентабельность собственного капитала за 2011 г. составила 0,6 п.п, что  на 0,7 п.п.ниже аналогичного показателя за 2010 г. Рентабельность заемного капитала за 2011 г. составила 0,6 п.п, что ниже чем в 2010 г. на 0,5 п.п.

Проведенный в данной части исследования анализ рентабельности источников средств ООО «Деметра-плюс»  показал, что они используются не эффективно, так как значения показателей рентабельности имеют низкое значение и в динамике снижаются.

 

2.4. Анализ безубыточности ООО «Деметра-плюс»

 

В ООО «Деметра-плюс» основной объем прибыли формируется за счет доходов от реализации продукции основных производств. Рост рентабельности зависит от роста прибыли. Для увеличения прибыли от реализации требуется решение двух основных задач: обеспечить рост объема производства и реализации продукции, а так же добиваться снижения ее себестоимости.

Прежде всего, для повышения  рентабельности, в ООО «Деметра-плюс» необходимо ввести систему управления прибылью, для этого осуществляется путем исчисления следующих показателей:

- объем реализации  продукции, работ и услуг, обеспечивающий безубыточную деятельность организации (порога рентабельности);

- операционный рычаг;

- запас финансовой  прочности.

- запас финансовой  прочности.

Точка безубыточности (пороговый объем производства и реализации) определяется как отношение постоянных затрат на выпуск товара к цене за единицу (без косвенных налогов) минус переменные закрыт на единицу товара.

 

BEP=FC/(MП/В)         (2.6)

где BEP - точка безубыточности,

FC - сумма постоянных производственных затрат,

MП - маржинальная или валовая прибыль,

В – выручка.

За 2011 г. выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг ООО «Деметра-плюс» составила 6388 млн. руб., себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг и расходы на реализацию–5606 млн. руб., в том числе постоянные затраты – 1401 млн. руб., а переменные –4205 млн. руб. 

Рассчитаем точку безубыточности для ООО «Деметра-плюс». Постоянные затраты составляют 1401 млн. руб.

Маржинальный доход  определяется как разница между  выручкой от реализации и переменными затратами.

Следовательно, маржинальный доход ООО «Деметра-плюс» составит:

МД=В-ЗПЕР=6338– 1401=4937 млн. руб.

Тогда точка безубыточности будет равна:

BEP=1401/(4937/6338)= 1798 млн. руб.

Таким образом, при выручке  и объеме реализации товаров, продукции, работ, услуг 1798 млн. руб. ООО «Деметра-плюс» не получает ни прибыли, ни убытков, но покрывает затраты. А для того, чтобы получать прибыль выручка от реализации ООО «Деметра-плюс» должна превышать 1798 млн. руб., при меньшем же объеме предприятие будет получать убытки.

Зону безопасности или  запас финансовой прочности, которая  представляет собой разность фактическим и безубыточным объемом продаж  можно рассчитать следующим образом:

ЗБ=(Вф- BEP)/ Вф=(6338- 1798)/6338=0,716 или 71,6 %

Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактическая  выручка от реализации продукции выше критической, при которой рентабельность равна нулю.

Следовательно, в ООО «Деметра-плюс» фактическая выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг выше критической на 71,6 % и запас финансовой прочности соответственно имеет такое же значение.

Производственный леверидж выявляется путем оценки взаимосвязи между совокупной выручкой коммерческой организации, ее прибылью до вычета процентов и налогов и расходами производственного характера.

Информация о работе Адаптация предприятия к рыночным условиям