Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:02, реферат
Сам термин “институционализм” возник в США и относится прежде всего к определённому течению в американской буржуазной политэкономии, несущему в себе черты специфики американского исторического опыта, национальных условий, традиций. Однако ключевые черты институционализма, говорят о тесном родстве этого течения с аналогичными течениями в социально-экономической мысли, возникшими в основных капиталистических странах в последних десятилетиях XIX - начале XX века. Поэтому понятие “институционализм” в области политэкономии используется не только применительно к США, но и ко всему течению в целом.
1. Зарождение американского институционализма.
Основные черты.
Этапы эволюции.
2. Основные течения институционализма.
Социально-психологический институционализм. Т.Веблен.
б) Социально-правовой институционализм Дж. Р. Коммонса (1862-1945).
в) Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла (1874-
1948).
Значение институционализма.
Литература
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Зарождение американского институционализма.
Основные черты.
Этапы эволюции.
2. Основные течения институционализма.
Социально-психологический институционализм. Т.Веблен.
б) Социально-правовой институционализм Дж. Р. Коммонса (1862-1945).
в) Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла (1874-
1948).
Значение институционализма.
Литература
I. Зарождение американского институционализма.
Институционализм в американской политэкономии заявил о себе в конце
XIX -начале XX века. Обострение противоречий рыночной экономики и вопиющие
формы проявления власти монополистического капитала вызвали оппозиционную
волну в экономической науке. В основе лежала идея о возможности преодоления
пороков капитализма посредством реформ.
В этот период интенсивно шёл процесс концентрации производства и
капитала, монополизировались важнейшие отрасли промышленности, происходила
гигантская централизация банковского капитала в американской экономике.
Монополистическая перестройка экономики сопровождалась социальными
сдвигами. Появилась
оппозиция засилью
этим выдвинулась проблема рабочего и социального законодательства,
демократизации экономики и общественной жизни.
Быстрый рост новых средних слоёв (инженеры, преподаватели, учёные,
служащие, лица свободных профессий) был одним из важных проявлений сдвигов
в социальной структуре общества, связанных с переходом капитализма в
монополистическую стадию.
Рост армии лиц умственного труда, значительная социальная
дифференциация широкой массы образованных людей обусловливали
противоречивые тенденции в их социальном сознании. Социальная
неоднородность интеллигенции, объективная противоречивость её положения в
капиталистической системе служили почвой для формирования реформистской
идеологии.
В политэкономии на почве обострения противоречий капитализма и
глубокого разочарования
части экономистов в тех
практике приводит неограниченный рыночный механизм, возникла оппозиция
традиционной экономической философии и рыночным неоклассическим концепциям.
Нарождающаяся новая
демократической мысли и демократического движения, в которых находили
определённое отражение изменения представления о желательном
общественном устройстве, в частности с идеологией прогрессизма.
В прогрессистской идеологии ключевыми были антимонополистические
мотивы, а в целом - тема ослабления засилья монополий, демократизации
экономической и политической системы американского общества во имя его
стабилизации и предотвращения революции.
Термин институционализм стал собирательным понятием применительно к
экономистам, объединяемым
общностью философской
противоречий общественной системы и широким культурологическим подходом к
изучению экономики. Институционалисты стремились разработать теорию,
которая могла бы стать действенным инструментом решения общественных
проблем. Для этого она должна быть “реалистической”, то есть строиться на
основе изучения конкретно-исторических условий.
Сам термин “институционализм” возник в США и относится прежде всего к
определённому течению в американской буржуазной политэкономии, несущему в
себе черты специфики американского исторического опыта, национальных
условий, традиций. Однако ключевые черты институционализма, говорят о
тесном родстве этого течения с аналогичными течениями в социально-
экономической мысли, возникшими в основных капиталистических странах в
последних десятилетиях XIX - начале XX века. Поэтому понятие
“институционализм” в области политэкономии используется не только
применительно к США, но и ко всему течению в целом.
Институционалисты, обратившись на рубеже XIX - XX веков к изучению
противоречий капиталистической экономики и ограниченности рыночного
механизма регулирования, привлекли в буржуазной политэкономии внимание к
вопросу о необходимости корректировать рыночный механизм, дополнив его
внерыночными формами
координации экономической
ресурсов посредством политики государства. Уже в ранних работах
институционалистов содержались идеи о необходимости государственного
воздействия на наиболее явные, бьющие в глаза “дефекты” рыночного
механизма, связанные с капиталистической монополией, резким социальным
неравенством, экономическими кризисами, расхождением частных и общественных
интересов.
Ключевой у институционалистов была идея создания достаточно надёжного
механизма социального контроля, который мог бы обеспечить стабильность
экономики и управляемое развитие общества.
Институционализм возник на стыке политэкономии и социологии, что
нашло отражение как в проблематике, так и методологии институциональных
исследований. На рубеже XIX - XX веков всё больше внимания привлекали к
себе проблемы власти, давления, социальных конфликтов, роли государства и
механизма формирования его политики.
Необходимо так же отметить, что по мнению многих исследователей ,
институционализм имеет много общего с исторической школой Германии.
Поскольку уровень развития
XX веков резко отставал по сравнению с европейским, импорт теоретических
идей играл важную роль в США.
Многие американские экономисты (так же как социологи и историки)
учились в Германии и могли “из первых рук” знакомиться с буржуазно-
реформистскими теориями. Это воздействие признают и сами институционалисты.
В Германии экономисты-историки занимали главенствующие позиции в
буржуазной политэкономии, что и определило особую роль немецкой
исторической школы в развитии и распространении эволюционистских концепций.
Однако, надо отметить, что историзм и учёт факторов социальной среды
для обоснования путей экономического роста, хотя и свидетельствует о
схожести методологических принципов институционализма и исторической школы
Германии, но отнюдь не означает полной и безоговорочной преемственности
традиций последней.
Прежде всего это касается отношения к государственной власти.
Институционалистов в целом, отличает приверженность идее государственного
регулирования. Все, кто был под влиянием немецкой исторической школы,
склонялись к
признанию необходимости
экономику и организации государственного контроля над частным бизнесом. При
этом позицию американских институционалистов неизменно отличает не только
отсутствие культа государства, но и явно настороженное отношение к росту
могущества государства. Сторонников государственного регулирования всегда в
большей или меньшей мере заботили вопросы о природе и характере
деятельности реально существующей государственной власти, а также о том,
каков должен быть в идеале механизм общественного контроля над
государством, реализацией
его экономических и
Особенности сложившейся в США “исторической среды” обусловили и
другое отличие идеологии и теоретических позиций институционалистов.
Идеология институционалистов отличалась определённой демократической
окраской и несла в себе традиции гуманистического социального критицизма,
развивавшиеся среди части радикальной американской интеллигенции с 30-ых
годов XIX века.
Также большое влияние на
английская традиция реформистской социально-экономической мысли.
Формирование идеологических и теоретических основ английского либерального
реформизма связано с именем английского философа и экономиста Дж. С. Милля.
Американских институционалистов привлекал умеренный критицизм в
отношении капиталистической системы в сочетании с общей реформистской
ориентацией и поисками практических средств совершенствования существующей
общественной системы. Особенно привлекательной представлялась идея
прагматического, экспериментального подхода к решению политических проблем.
II. Основные черты
Основоположником институционализма принято считать Т.Веблена (1857-
1929). Это был философ, экономист, социолог, антрополог и психолог. Его
интерес ко всем этим областям знания проявился в связи с основной
комплексной темой, привлекавшей Веблена, - теорией общественной эволюции.
Сам термин “институционализм” получил широкое распространение после выхода
монографии Т. Веблена “Теория праздного класса”.
На протяжении всей истории институционализма важнейшим признаком
этого течения служит
критическое отношение к
концепции (теории стоимости и цен, теории фирмы, потребительского спроса,
экономической теории благосостояния) и к методологии, на которой она
базируется.
Институционалисты критикуют неоклассическую школу за её
ограниченность, проявляющуюся по их мнению:
во-первых, в том, что они игнорировали роль социологических,
политических, социально-психологических факторов в функционировании
экономического механизма;
во-вторых, в игнорировании важнейших структурных и институциональных
особенностей реальной экономики;
в-третьих, в идеологической “
где за претензией
на нейтральный экономический
определённая социальная философия с присущей ей системой ценностей.
Обратившись к изучению
“позднего капитализма”, институционалисты сосредоточились на проблемах
экономической власти, связанных, во-первых, с процессами монополизации,
перестройки рыночных структур и изменениями в рыночном механизме и, во-
вторых, с возрастанием вмешательства государства в социально-экономические
процессы.
Институционалистов, как экономистов-социологов, привлекали проблемы
экономической власти в различных её аспектах - источники, формы , масштабы,
способы реализации, последствия, методы ограничения; власть на микроуровне
и в экономической системе в целом, связь экономической и политической