Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:02, реферат
Сам термин “институционализм” возник в США и относится прежде всего к определённому течению в американской буржуазной политэкономии, несущему в себе черты специфики американского исторического опыта, национальных условий, традиций. Однако ключевые черты институционализма, говорят о тесном родстве этого течения с аналогичными течениями в социально-экономической мысли, возникшими в основных капиталистических странах в последних десятилетиях XIX - начале XX века. Поэтому понятие “институционализм” в области политэкономии используется не только применительно к США, но и ко всему течению в целом.
1. Зарождение американского институционализма.
Основные черты.
Этапы эволюции.
2. Основные течения институционализма.
Социально-психологический институционализм. Т.Веблен.
б) Социально-правовой институционализм Дж. Р. Коммонса (1862-1945).
в) Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла (1874-
1948).
Значение институционализма.
Литература
потребностей, которые могут удовлетворяться только как коллективные на
внерыночной основе, а также тем, которые не могут быть отданы на откуп
рыночному механизму и должны обеспечиваться за счёт развития сферы
социально-культурных услуг. На каждом очередном историческом этапе
общественного развития проблема коллективных потребностей как часть
проблемы общественного благосостояния приобретала новые контуры и новые
измерения.
III. Развития институционализма.
Развития институционализма можно разделить на 3 периода.
Период широкого
распространения
Т.Веблена, идеологами этой теории ещё были - Дж.Р. Коммонс (1862-1945),
У.К.Митчелл (1874-1948), Дж.Гобсон (1858-1940).
Поздний институционализм послевоенного времени (50-60 ые годы). В
теоретической области эволюция институционализма на этом этапе развития
капитализма выразилась
в возникновении
течения. В индустриалистских концепциях в 50-60ых годах выразились
оптимистические представления о безграничных возможностях НТР и
перспективах, которые она открывает. Концепции “индустриального общества” и
иллюзии технократического свойства, получившие в той или иной форме
распространение среди части институционалистов, отражали господствовавшие в
политэкономии радужные представления о благотворности экономического роста
и неограниченных возможностях общественного прогресса. Наиболее полно
позиция теоретиков “индустриалистской” ветви институционализма нашла
отражение в работах Дж.Гэлбрейта “Общество изобилия”. “Новое индустриальное
общество”, “Экономические теории и цели общества”.
Вторая линия в направлении развития институционализма в 50-середине
60ых годов отражается прежде всего в работах А.Берли, где он пытался
обосновать тезис о постепенном и естественном процессе “коллективизации
капитализма” через
изменение в системе
60-х годов как
следствие нарастания
потребления” шёл неуклонный процесс разрушения индустриалистской идеологии
общественного прогресса.
Среди тех, кто в 50-60ые годы поднимал проблемы, касающиеся
содержательных целей экономического роста, его противоречий и “издержек”,
характера экономического развития, можно назвать Дж.М, Кларка, Г.Кольма,
Р.Хейлбронера. Все они ставили проблему “управляемого развития”, связывая
её с обоснованием
необходимости системы
Начиная с середины 60-ых годов отмечается усиление влияния
институционализма и увеличение интереса к нему.
Усиление интереса к
обнаружившейся несостоятельностью теорий государственного благоденствия.
К середине 70-ых годов традиционные методы государственного
регулирования в полной мере обнаружили свою ограниченность и
несостоятельность.
Теоретические дебаты, развернувшиеся в США с 70-ых годов по
принципиальным вопросам политэкономии, ориентированы на разработку
практически значимой теории государственной политики. Методологические
вопросы институционализма в 60-х годах разрабатывались американским
теоретиком П.Лоуваи и шведским экономистом Г.Мюрдалем.
Представители современного институционализма, или
неоинституционализма,- это известные американские учёные Д.Белл,
Дж.Гэлбрейт, у.Ростоу, о.Тоффлер, Р.Хейлбронер, шведский экономист
Г.Мюрдаль, французский экономист Ф.Перру и мн. другие.
IY. Основные течения институционализма.
Представители американского
определения основы экономических процессов. Веблен ставил экономические
процессы в зависимость от психологии, биологии и антропологии, Коммонс - от
психологии и права, Митчелл - от антропологии и математических расчётов.
Американский неоиституционализм ставит экономические процессы в зависимость
от развития индустрии и усиления роли технократии, а также стремится найти
объяснение экономических процессов в социальной жизни общества. Такая
неоднородность обусловила множество течений и школ внутри социально-
институционального направления.
Выделяют три основных
кругом вопросов. Рассматриваемых их идеологами: 1) социально-
психологический; 2) социально-правовой; 3) эмпирический или конъюнктурно-
статистический.
а) Социально-психологический институционализм. Т.Веблен.
Представители этого
Т.Вебленом, стремились дать психологическую трактовку экономических
процессов, пытаясь
сконструировать
развития.
Т.Веблен главный идеолог американского институционализма. Наибольшее
значение имеют следующие его труды: “Теория праздного класса”, “Теория
делового предпринимательства”, “Инстинкт мастерства и уровень развития
технологии производства”, “Крупные предприниматели и простой человек”,
“Инженеры и система ценностей”, “Абсентеистская собственность и
предпринимательство в новое время. Американский вариант”, в 2 сборника, “В
мире происходящих перемен” и “Место науки в современной цивилизации и
другие очерки”, вошли основные статьи Веблена, написанные в разные годы его
творчества.
Институционализму Веблена присущ, во-первых, социальный подход к
экономическим явлениям:
он анализирует поведение и
групп людей, обусловленные существующими социальными мотивами; во-вторых,
он стремится вскрыть причины эволюции капитализма. Он рассматривает смену
условий развития общества, эволюцию технико-экономических и социально-
политических организационных форм (институтов) и даёт свою оценку этих
новых условий.
Одним из важнейших положений Веблена было требование исторического
подхода в экономической науке. По его мнению, необходимо было осуществить
изучение различных экономических и общественных институтов в их развитии,
от момента их возникновения и до современности. Он много занимался
историей человеческого общества, анализировал возникновение частной
собственности, классов, государства, стремился обнаружить в прошлом истоки
тех противоречий, которые, по его мнению, демонстрировал современный ему
капитализм.
Движущую силу развития Веблен видел в противоречиях между институтами
и внешней средой. По его словам: “Институты - это результат процессов,
происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и,
следовательно, не находившийся в полном “согласии с требованиями настоящего
времени”. По мысли Веблена, несоответствие между уже сложившимися
институтами и изменившимися условиями, внешней средой и делает необходимым
изменение существующих институтов, смену устаревших институтов новыми. При
этом изменение институтов происходит в соответствии с законом естественного
отбора. Веблен писал: “Жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь
других видов, - это борьба за существование, а следовательно, это процесс
отбора и приспособления, эволюция общественного устройства явилась
процессом естественного отбора социальных институтов. Продолжающееся
развитие институтов человеческого общества и природы человека, прогресс,
можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее
приспособленного образа мысли и процессу вынужденного приспособления
изменяющемуся с развитием общества и социальных институтов, в условиях
которых протекает человеческая жизнь”. Таким образом, в трактовке Веблена
общественно-экономическое развитие (“эволюция социального устройства”)
предстаёт как реализация процесса “естественного отбора” разнообразных
институтов.
Веблен механически переносил дарвинистское учение о естественном
отборе на область социальных явлений. Он не учитывал при этом, что
“эволюция социальной структуры” - это социальный процесс, закономерности
которого не могут быть сведены к биологическим закономерностям.
Веблен анализировал экономические явления, рассматривая их как
установившиеся традиции. К таким традиционным движущим силам, побуждающим
человека к производительной экономической деятельности Веблен относил
родительское чувство, инстинкт мастерства, то есть вкус к хорошо
выполненной работе, чистую любознательность, стремление к знанию. По его
мнению, инстинктов первоначально проявляются в заботе о своей семье,
развиваясь затем в заботу об обществе, обо всём человечестве.
В “Теории праздного класса” и других работах Веблен развивает свою
историко-экономическую концепцию. Он выделил в истории ряд периодов:
“ранней и поздней дикости”, “воинственного и полувоинственного варварства”
и, наконец, “цивилизацию”.
С этими периодами истории Веблен связывает возникновение двух типов
социальных привычек. Социальные привычки, характерные для периода
варварства - привычки, которые легли в основу типа экономического
поведения, характерного для представителей праздного класса и социальные
привычки, типичные для периода ранней дикости, характерные
“производительному” типу экономического поведения. Развитие общества,
социально-экономические
изменения предстают в
счёте как результат конфликта “типов социальных привычек”.
Идея определяющей роли
экономической концепции Веблена. Веблен считал, что поведение людей, его
побудительные мотивы, закрепляясь в виде институтов, определяют в
дальнейшем экономические отношения и всё социально-экономическое развитие
общества. С этой позиции Веблен подходит и к анализу возникновения
важнейшего экономического института - частной собственности. Веблен
связывает возникновение частной собственности со склонностью к
соперничеству. К конкуренции, присущей человеку. “Мотив, лежащий в основе
собственности, - соперничество; этот же мотив соперничества, на базе
которого возникает институт собственности, остаётся действенным в
дальнейшем развитии этого института и в эволюции всех тех черт социальной
структуры, к которым
собственность имеет отношение”
Мотиву соперничества Веблен придаёт очень большое значение, он
кладётся им в основу денежного расточительства; на склонности к
соперничеству оказываются выстроены все институты “денежной цивилизации”.