Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:02, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Задачи работы:
- анализ общего финансового состояния предприятия;
- оценка выполнения плана выпуска и реализации продукции и получение прибыли;
- определение влияния факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения рентабельности и суммы прибыли.

Содержание работы

Введение
Анализ и диагностика финансового состояния предприятия
1.1. Характеристика деятельности предприятия
1.2. Диагностика финансового состояния предприятия
1.2.1. Оценка динамики и структуры статей финансовой отчетности предприятия
1.2.2.Оценка ликвидности предприятия
1.2. 3.Оценка финансовой устойчивости предприятия
1.2.4. Оценка деловой активности предприятия
1.2. 5.Оценка рентабельности предприятия
1.2.6.Оценка безубыточности бизнеса
1.2.7. Оценка угрозы банкротства
1.2. 8.Рейтинговая оценка деятельности предприятия
2.3. Анализ и пути улучшения финансовых результатов предприятия
1.3.1.Факторный анализ прибылей организации
1.3.2.Анализ и оценка состава, структуры и динамики доходов и расходов
1.3.3.CVP-анализ
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

ПРИМЕРНАЯ 2 ГЛАВА.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Таблица 20

Анализ состава, структуры  и динамики доходов

Показатель

2009 год

2008 год

Изменение

Сумма, руб.

% к итогу

Сумма, руб.

% к итогу

руб.

%

1.Выручка от продажи  продукции

8.335.890

81,23

7.855.810

80,72

480.080

0,51

2.Проценты к получению

2.233

0,03

2.127

0,02

106

0,01

3.Доходы от участия  в других организациях

-

-

-

-

-

-

4.Прочие операционные  доходы

1.923.817

18,74

1.842.565

18,93

81.252

-0,19

5.Отложене налоговые  активы

-

-

31.278

0,32

-31.278

-0,32

6.Отложенные налоговые  обязательства

-

-

190

0,01

-190

-0,01

7.Всего доходов организации

10.261.940

100

9.731.970

100

529.970

-


 

Расходы организации  тоже увеличились на 232.781 руб., т.е. на 2,3 %. Так себестоимость проданной  продукции в 2008 году составила 63,44% от общей суммы расходов; коммерческие расходы – 34,75%, прочие операционные расходы – 1,73%, а в отчетном году соответственно – 64,52; 33,05; 1,91, что свидетельствует об увеличении себестоимости на 1,08 пункта и сокращении коммерческих расходов на 1,7 пункта.

Данные таблицы показывают, что в 2009 году также увеличились  операционные расходы на 0,18 пункта. Основными статьями в операционных расходах составляют налог на имущество и невозврат дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности, что обуславливает введение строгого финансового контроля за возвратом долгов по каждому дебитору в отдельности.

Таблица 21

Анализ состава, структуры  и динамики расходов

Показатель

2009 год

2008 год

Изменение

Сумма, руб.

% к итогу

Сумма, руб.

% к итогу

руб.

%

1.Себестоимость проданной  продукции

6.527.079

64,52

6.270.738

63,44

256.341

1,08

2.Коммерческие расходы

3.343.507

33,05

3.434.598

34,75

-91.091

-1,7

3.Проценты к уплате

7.026

0,07

6.743

0,07

283

-

4.Прочие операционные  расходы

192.932

1,91

171.679

1,73

21.253

0,18

5.Отложенные налоговые  активы

46.080

0,45

-

-

46.080

0,45

6.Отложенные налоговые обязательства

202

0,00

-

-

202

-

7.Налог на прибыль  и иные аналогичные обязательные  платежи

7

0,00

294

0,01

-287

-

7.Всего расходов организации

10.116.833

100

9.884.052

100

232.781

-


 

Несмотря на практическую значимость анализа состава и  структуры доходов и расходов организации следует все-таки углубить его проведение, используя коэффициентные методы финансового анализа, характеризующие степень эффективности использования (расходования) этих средств.

Данные таблицы 22 показывают, что доходы, расходы и выручка от продаж увеличивались в 2009 году одинаковыми, не слишком высокими темпами – в среднем 4-5%. Отчасти это объясняется финансовым кризисом во всей стране. За счет того, что доходы все-таки росли более высокими темпами, чем расходы, организация в 2009 году вышла на прибыль в размере 145.107 руб. Это привело к положительной величине коэффициентов рентабельности. Если про рентабельность активов можно сказать, что она приблизилась к среднему уровню по данной отрасли, то рентабельность продаж еще не достигла желаемого уровня и составляет в 2009 году всего 1,74%. Доходы на 1руб. активов уменьшились с 10,08 руб. до 9,49 руб.

Рентабельность активов  является одним из основных показатель эффективности работы организации, поэтому необходимо выявление факторов ее изменения.

Для расчета используем детерминированную модель зависимости  рентабельности активов от факторов, воздействующих на ее изменение.

Составим зависимость  рентабельности активов от рентабельности продаж, доли выручки от продаж в  доходах и удельного веса доходов на 1 руб. активов:

Используя данные таблицы 21 рассчитаем влияние факторов на рентабельность активов (+29,18%):

Итого: +29,18%

Расчеты показали, что  рентабельность активов увеличилась  главным образом за счет роста  рентабельности продаж (+29,93), а уменьшилась  за счет снижения доходов на 1 руб. активов (-0,834).

Факторный анализ позволяет  изыскивать реальные пути роста рентабельности активов, в частности, за счет увеличения рентабельности продаж, т.е. снижая затраты на производство и реализацию продукции.

Таблица 22

Динамика показателей  использования доходов

Показатель

2009 год

2008 год

Изменение

Темп роста

1.Доходы

10.261.940

9.731.970

529.970

105,44

2.Расходы

10.116.833

9.884.052

232.781

102,36

3.Чистая прибыль (убыток)

145.107

-152.082

297.189

-95,41

4.Среднегодовая стоимость  активов

1.081.333

965.082

116.251

112,04

5.Выручка от продаж

8.335.890

7.855.810

480.080

106,11

6.Рентабельность активов, %

13,42

-15,76

29,18

-85,15

7.Рентабельность продаж, %, х

1,74

-1,93

3,67

-90,15

8.Выручка от продаж  в 1 руб. доходов, у

0,8123

0,8072

0,0051

100,63

9.Доходы на 1 руб. активов, z

9,49

10,08

-0,59

94,15


 

Расчеты по таблице 23 показывают, что качественные показатели расходов увеличились: рентабельность расходов – с - 1,54% в 2007 году до 1,43% в 2008, темп роста расходов (102,36%) ниже темпа роста доходов (105,44%), доходы на 1 руб. расходов увеличились с 0,984 руб. до 1,014 руб.

Проведем факторный  анализ расходов с целью выявления  конкретных факторов, оказавших воздействие  на изменение обобщающего показателя – рентабельности расходов.

Составим детерминированную  модель зависимости рентабельности расходов от факторов.

Расчет влияния факторов выполнен с использованием метода цепных подстановок с использованием абсолютных разниц. Тогда:

Итого: 2,97

Выполненные расчеты  дают основание утверждать, что на увеличение рентабельности расходов на 2,97 пункта в 2009 году по сравнению с 2008 годом существенное влияние оказали рост темпов роста рентабельности продаж и увеличение доходов на 1 руб. расходов.

Таблица 23

Динамика показателей  использования расходов

Показатель

2009 год

2008 год

Изменение

Темп роста

1.Расходы

10.116.833

9.884.052

232.781

102,36

2.Доходы

10.261.940

9.731.970

529.970

105,44

3.Прибыль (убыток)

145.107

-152.082

297.189

-95,41

4.Выручка от продаж

8.335.890

7.855.810

480.080

106,11

5.Рентабельность расходов, %

1,43

-1,54

2,97

-92,86

6.Рентабельность продаж, %, х

1,74

-1,93

3,67

-90,15

7.Доля выручки от  продаж на 1 руб. доходов, у

0,8123

0,8072

0,0051

100,63

8.Доходы на 1 руб. расходов, z

1,014

0,984

0,03

103,05


 

1.3.3.CVP-анализ

Таблица 24

Исходные данные для расчета показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов

Показатель

Сумма, руб.

Изменение

2009 год

2008

1.Выручка от продажи  продукции, N

8.335.890

7.855.810

+480.080

2.Себестоимость проданной  продукции – переменные затраты, Sпер

2.869.325

2.704.075

+165.250

3.Валовая прибыль (маржинальный  доход), МД

5.466.565

5.151.735

+314.830

4.Доля маржинального  дохода в выручке от продаж, d

0,655

0,655

-

5.Постоянные затраты, Sпост

7.001.261

7.001.261

-

6.Критическая точка объема продаж (порог рентабельности), r

10.688.948

10.688.948

-

7.Запас финансовой  прочности, ЗФП

-2.353.058

-2.833.138

+480.080

8.То же, % к объему  продаж

-28,22

-36,06

+7,84

9.Прибыль (убыток) от  продаж

-1.534.696

-1.849.526

+314.830

10.Прибыль от продаж, в % к ЗФП

65,22

65,28

-0,06


 

Данные таблицы 24 свидетельствуют, что валовая прибыль (маржинальный доход) в 2008 году по сравнению с 2008 годом  выросла на 6%. Критическая точка  объема продаж, или, как ее еще называют, «точка безубыточности» (порог рентабельности)  составил 10.688.948 руб. Это означает, что объем продаж как в 2008, так и в 2009 году убыточен и нерентабелен. «Недостающий» объем продаж отражает показатель запаса финансовой прочности. В 2009  году этот показатель уменьшился на 480.080 руб., т.е. предприятие не намного, но приблизилось к безубыточному производству.

Проанализируем, как изменится  прибыль предприятия, если она «пересечет»  порог рентабельности за счет увеличения объема продаж (тариф на электроэнергию берем как в 2009 году). Установим также запас финансовой прочности примерно на уровне 30%.

Таблица 25

Прогнозный расчет прибыли  от продаж

Показатель

Сумма, руб.

Изменение

2009 год

Прогнозный год

1.Выручка от продажи  продукции

8.335.890

16.033.422

+7.697.532

2.Переменные затраты

2.869.325

5.518.837

+2.649.512

3.Валовая прибыль

5.466.565

10.514.585

+5.048.020

4.Доля маржинального  дохода в выручке от продаж

0,655

0,655

-

5.Постоянные затраты

7.001.261

7.001.261

-

6.Критическая точка  объема продаж

10.688.948

10.688.948

-

7.Запас финансовой  прочности

-2.353.058

5.344.474

+7.697.532

8.То же, % к объему  продаж

-28,22

33,3

+61,52

9.Прибыль (убыток) от  продаж

-1.534.696

3.513.324

+5.048.020

10. Прибыль от продаж, в % к ЗФП

65,22

65,73

+0,51


 

Как видно из таблицы 25, при увеличении объема продаж примерно в 2 раза, предприятие увеличит свою прибыль более чем в 5 раз. При этом запас финансовой прочности увеличится на 61,52%. Этот запас необходим на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка.

Если для прогнозного года рассчитать величину операционного левереджа, то получится коэффициент равный 2,99. Это является слабой силой рычага. Фирма, имеющая продажи с 30% зоной финансовой прочности работает как раз со слабым операционным рычагом. Но в силу отраслевых особенностей, так как спрос на данную продукцию сезонно постоянен, предприятие не может наращивать величину финансового левереджа, т.е. заимствовать крупные кредиты.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия