Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:09, дипломная работа
Цель дипломного исследования заключается в дальнейшем изучении теоретических положений, методологических подходов и разработка практически обоснованных экономических решений по организации анализа финансовых результатов деятельности предприятия, обеспечивающих существенный вклад в экономику предприятия.
Для достижения поставленной цели дипломного исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- выявлены и обоснованы цели, задачи и модели, определяющие экономические аспекты анализа финансовых результатов;
- изучены основные показатели и обоснованы источники информации для анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
- выявлены наиболее существенные факторы, влияющие на деятельность предприятия и обеспечивающие методический и организационный порядок анализа, его финансовых результатов и эффективности хозяйствования;
Введение
Глава 1. Теоретические основы сущности и логика анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.1. Цели, задачи и модели анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.2 Основные показатели финансовых результатов деятельности предприятия
1.3 Источники информации для анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Глава 2. Методические подходы к анализу финансовых результатов деятельности предприятия ООО «Автомир»
2.1 Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности предприятия ООО «Автомир»
2.2 Модели организации и методы финансовых коэффициентов для анализа финансовых результатов деятельности предприятия
2.3 Анализ эффективности хозяйствования предприятия
Глава 3. Рациональная организация анализа финансовых результатов деятельности предприятия
3.1. Методы управления запасами предприятия и анализ денежных потоков предприятия
3.2 Маржинальный анализ «узких мест» деятельности предприятия
Заключение
Библиография
2.1 Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности предприятия ООО «Автомир»
Принятие экономически обоснованного решения по конкретным направлениям деятельности предприятия связано с выявлением наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии предприятия. Для этого проводится анализ и оценка финансового состояния и финансовых результатов на основе процедур экспресс-анализа и углубленного анализа прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.
Сравнение показателей деятельности предприятия, как на уровне отрасли, так и на уровне самого предприятия за ряд лет, направлен на определение доли участия предприятия в экономике отрасли, определения изменения финансового положения предприятия, его конкурентоспособности. При этом, проводя сравнение показателей за ряд лет, учитывается влияние внутренних я внешних факторов, повлекших за собой изменения показателей финансово-хозяйственной деятельности. По результатам данного сравнения показателей деятельности предприятия определятся стратегия проведения анализа финансовых результатов, направленная на выявление наиболее экономически выгодных решений по повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
Необходимым условием при проведении анализа является изучение и оценка бизнес - среды фирмы, воздействие па которую оказывают внешние и внутренние факторы. Бизнес - среда фактически определяет положение предприятия на рынке, а, следовательно, и его финансовое благополучие. Поэтому без оценки внутренней и внешней среды организации комплексный анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия невозможен. внешнюю среду предприятия формируют ее внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности. В первую очередь это бизнес - партнеры, с которыми предприятие связывают деловые интересы, клиенты поставщики, заказчики, подрядчики, контрагенты. Воздействие внешней среды предприятия характеризуется множеством факторов, важнейшие из которых представлены в таблице 2.
Таблица 2
Внешние факторы, определяющие деятельность предприятия
Международные |
Общеэкономические Стабильность международной политики Международная конкуренция |
Цикличность экономического развития Финансовая политика транснациональных банков и фондов заключение международных соглашений: образование свободных экономических зон, зон свободной торговли тарифные соглашения международный маркетинг Финансовая состоятельность зарубежных партнеров Лицензионная торговля. Организация совместных предприятий Стратегические зоны хозяйствования |
Национальные |
Политические
Этнографические и демографические |
Соотношение финансовой системы Отношение к собственности Принцип земельной политики государства, отношение государства к предпринимательству Налоговая политика Ограничение монополизма Защита конкуренции Покупательная способность (уровень цен, возможность получения кредита) Уровень доходов, накопления населения Цикличность экономического развития Предпринимательская активность |
Рыночные |
Психология потребителя Научно-технические Формы конкуренции |
Потребительский выбор Привычки, традиции и нормы Новизна конкуренции и технологий Конкурентоспособность продукции Уровень издержек производства Качество продукции Уровень маркетинга |
В укрупненном виде внутреннюю
среду предприятия можно предст
Комбинация представленных в таблице 3 факторов индивидуальна для каждого предприятия и зависит от особенностей реализуемых товаров, величины предприятия, а также от особенностей его функционирования.
Внутренние факторы
формируются самим предприятием
Таблица 3
Конкурентная позиция предприятия |
Цель деятельности (миссия) Традиции, репутация, имидж Квалификация руководства и сотрудников Доля рынка и стадия жизненного цикла |
Принципы деятельности |
Форма собственности Организационная структура управления Инновационная деятельность Организация производства Адаптивность Форма специализации Концентрация производства Диверсификация производства |
Ресурсы и их использование |
Прогрессивность средств и методов производства Длительность производственного цикла Уровень производственных запасов Оборачиваемость средств |
Маркетинговые стратегия и политика |
Сегментация рынка (соотношение массовых и целевых рынков сбыта, рыночные окна и ниши) Товарная политика Ценовая политика Сбытовая политика Коммуникационная политика Стратегические цели и прогнозирование сбыта |
Финансовый менеджмент |
Структура баланса Платежеспособность Ликвидность Соотношение собственных и заемных средств Стоимость капитала Структура имущества Инвестиционная Доход на акцию Уровень прибыли и рентабельность |
Далее рассмотрим ряд этих факторов и их влияние на формирование финансовых результатов. Так, исследуя актуальность проблемы ценообразования в торговле Л.Н. Гончаренко [12,17] отмечает, что торговая деятельности в России осуществляется отечественными и зарубежными организациями различных организационно-правовых форм собственности. Это крупные организации - оптовики, предприятия розничной торговли и частные предприниматели. Каждая из этих структур преследует на рынке собственные цели, иногда вступающие в противоречия между собой. Одной из таких проблем является широкий диапазон цен.
Н.И. Мартынчук приводит следующие результаты исследования: «По данным компании Peloitte & Touche, издержки на организацию поставок в России составляют 25% розничной цены товара. Если сравнить эту цифру со среднеевропейским показателем в 8-10%, то напрашиваются следующие выводы: во-первых, российские компании еще имеют достаточно большой резерв для списания собственных издержек; во-вторых, у российских компаний осталось не так много времени, чтобы осуществить это снижение. Так как западные компании, выйдя на рынок с издержками в 10%, имеют все шансы за короткое время вытеснить российские оптово-розничные сети рынка...» [23,196]. Выход из этой ситуации - это создание супер - и гипермаркетов. Так как (по экспертным оценкам) розничная расценка в супермаркетах уменьшается в 1,2 - 1,5 раза.
По данным проведенного анализа продаж иномарок в России за 2006 год наблюдается тенденция увеличения спроса на иномарки в связи с успешной позицией зарубежных компаний в определении цены на свою продукцию. Лидер рейтинга - автомобиль Toyota была обречена на успех, так как цены на автомобили этой марки были номинированы в долларах, что в условиях падения его курса по отношению к евро делало Toyota более привлекательной для российских потребителей по сравнению с автомобилями, чьи цены ориентировались на европейскую валюту.
Большинство марок тоже увеличили объемы продаж за счет ориентирования цен на российский рынок. Такой рост был в основном характерен для автомобилей, цены на которые по-прежнему оставались в Долларах, продажи по евро такой динамикой, как правило, похвастаться не могут. Так, по информации «Евросиб Форвард» - дилера Land Rover, с 1 июня 2003 года Land Rover в России установил цены в евро, что оказало негативное влияние на уровень продаж, поэтому с 1 марта 2004 года Land Rover был вынужден вернуться к доллару[15].
Максимальный хозяйственный эффект в долгосрочной перспективе является неуклонный рост товарооборота.
Кроме того, товарооборот является прогрессивным показателем лишь в случае более быстрого его увеличения по сравнению с ростом численности населения [16, 32]. Именно эта черта характерна для развития товарооборота Курской области.
Так в 2006 году по сравнению с 2005 годом розничный товарооборот вырос на 4540 млн. руб., или на 24,3%, а численность населения снизилась на 16,6 тыс. человек, или - на 1,4 %.
Преимущественный рост розничного товарооборота по сравнению с численностью населения означает, что одна часть его прироста обеспечивается увеличением численности населения, а другая - ростом душевого товарооборота области. Именно этот фактор является ведущим в приросте розничного товарооборота области. Объем продаж за счет данного фактора вырос на 4791,84 млн. руб., а за счет численности населения - снизился на 251,74 млн. руб.
Объем розничного товарооборота находится в определенной зависимости от величины привлеченных трудовых ресурсов, которые характеризуются средней списочной численностью работников. За счет данного фактора товарооборот уменьшился на 4001,84 млн. руб. Основным фактором общего увеличения является рост производительности труда, за счет которого получено дополнительно 8541,74 млн. руб. товарооборота.
Успешное функционирование
рынка товаров народного
Ресурсы товаров народного потребления являются материальной основой развития розничного товарооборота, при этом формирование товарного обеспечения непосредственно связано с движением товарных запасов, уровень которых складывается под воздействием множества факторов. В 2006 году товарные запасы выросли на 8,2 % , в результате чего розничный товарооборот увеличился на 1532,78 млн. руб.
Кроме динамики и объема товарных запасов на величину прироста товарооборота оказывает влияние один из показателей товарооборачиваемости - скорость товарооборота в числе оборотов. В области за исследуемый период товарооборачиваемость увеличилась почти на 15%, в результате чего товарооборот увеличился на 3007,12 млн. руб.
Актуальной проблемой для предприятий торговли является повышение экономической эффективности использования действующих основных фондов. Для решения ее в розничной торговле применяется целая система показателей, которые позволяют не только определить эффективность использования основных средств в торговле, но и исчислить их количественное влияние на прирост объема товарооборота. Таким образом, появляется возможность установить, в какой степени рост объема товарооборота обусловлен увеличением массы основных фондов, а какой - повышением эффективности их использования. Произведенные расчеты показывают, что основная величина прироста товарооборота - 5334,5 млн. руб., является результатом повышения эффективности использования фондов, а за счет снижения капиталовложений в основные фонды на 4,25% товарооборот снизился на 794,6 млн. руб.
Рассматривая влияние различных факторов на показатель розничного товарооборота, каждый фактор, как правило, берется в отдельности и определяет экономический эффект во всем его объеме. В реальных условиях все экономические явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Вместе с тем, в статистическом анализе роста розничного товарооборота в силу разных причин учесть все факторы не представляется возможным. Значит, надо произвести отбор наиболее важных факторов, определяющих основные особенности розничного товарооборота.
Задача анализа состоит в том, чтобы проследить за ролью каждого из факторов роста розничного товарооборота. Видное место в этом анализе принадлежит индексному методу, который преследует две главные цели: первая - показать относительное и абсолютное изменение товарооборота; вторая - построить мультипликативную и аддитивную индексные модели, которые позволяют разложить показатель изменения товарооборота по факторам.
Мультипликативная индексная факторная модель товарооборота представляет собой разложение индекса товарооборота (Jo) на произведение индексов численности работников (Jt), производительности их труда (Jw), среднегодовой стоимости основных фондов (1ф), фондоотдачи (Jf), средних товарных запасов (L), и товарооборачиваемости (Jc), то есть:
Jo = Jt + Jw + тф + Jf + J3 + Jc (8)
Аддитивная индексная факторная модель товарооборота представляет собой разложение абсолютного прироста товарооборота по указанным выше факторам, то есть:
∆О = ∆Ot + ∆Ow + ∆Оф + ∆Of + ∆Оз + ∆Ос (9)
На основе результатов анализа товарооборота, представленного в таблице 4, можно определить прирост товарооборота за счет источников экстенсивного роста (1+3+5) —3263,66 млн. руб., то есть произошло снижение товарооборота, и за счет источников интенсивного роста (2+4+6) — 16882,76 млн. руб.
Основные показатели для проведения факторного анализа товарооборота Курской области представлены в приложении 2.
Расчет прироста товарооборота за счет отдельных факторов товарооборота Курской области в 2005 году произведен с использованием программы EXCEL. Данные расчетов приведены в приложении 2.
Изменение показателей факторного анализа розничного товарооборота Курской области в 2005–2006 годах представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Показатели факторного анализа розничного товарооборота курской области в 2005 -2006 гг.
1 – численность населения, чел.
2 – душевой товарооборот, руб.
3- среднесписочная численность работников, чел.
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО "Автомир"