Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО "Автомир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:09, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования заключается в дальнейшем изучении теоретических положений, методологических подходов и разработка практически обоснованных экономических решений по организации анализа финансовых результатов деятельности предприятия, обеспечивающих существенный вклад в экономику предприятия.
Для достижения поставленной цели дипломного исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- выявлены и обоснованы цели, задачи и модели, определяющие экономические аспекты анализа финансовых результатов;
- изучены основные показатели и обоснованы источники информации для анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
- выявлены наиболее существенные факторы, влияющие на деятельность предприятия и обеспечивающие методический и организационный порядок анализа, его финансовых результатов и эффективности хозяйствования;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы сущности и логика анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.1. Цели, задачи и модели анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.2 Основные показатели финансовых результатов деятельности предприятия
1.3 Источники информации для анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Глава 2. Методические подходы к анализу финансовых результатов деятельности предприятия ООО «Автомир»
2.1 Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности предприятия ООО «Автомир»
2.2 Модели организации и методы финансовых коэффициентов для анализа финансовых результатов деятельности предприятия
2.3 Анализ эффективности хозяйствования предприятия
Глава 3. Рациональная организация анализа финансовых результатов деятельности предприятия
3.1. Методы управления запасами предприятия и анализ денежных потоков предприятия
3.2 Маржинальный анализ «узких мест» деятельности предприятия
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Analiz_finansovykh_rezultatov_deyatelnosti_pred (1).doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

4 – производительность  труда, млн. руб.

5- стоимость основных  фондов, млн. руб.

6- фондоотдача, млн.  руб.

7- средние товарные  запасы, млн. руб.

8- товарооборачиваемость,  об.

 

Таким образом, исследование влияния наиболее существенных факторов на показатель розничного товарооборота позволяет изыскать имеющиеся резервы его роста.

 

Таблица 4

Результаты факторного анализа прироста розничного товарооборота Курской области в 2005 году *

Факты прироста розничного товарооборота

2005 г. в % к

2004 г.

Прирост товарооборота, млн. руб.

Доля прироста каждого фактора в общем объеме прироста,

%

1. Численность работников

78,6

-4001,84

-88,2

2. Производительность труда

158,1

8541,74

188,2

3. Стоимость основных  фондов

95,75

-794,6

-17,5

4. Фондоотдача

129,8

+5334,5

117,5

5. Средние товарные запасы

108,2

+1532,78

33,76

6. Товарооборачиваемость

114,86

+3007,120

66,24

ВСЕГО

 

4539,90

100


 

Составлено по данным Российского статежегодника по Курской  области 2006 г.

Рассматривая дифференцирование  продукции как фактор выживания в конкурентной среде Е.Н. Григорьева [13, 32-32] отмечает, что на сегодняшний день рынок потребительских товаров весьма разнообразен и имеет широкий ассортимент. Неизбежность конкуренции между предприятиями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей, предприниматели реализуют собственный экономический суверенитет лишь тогда, когда вступают во взаимное соперничество за внимание потребителей. Это касается не только товаров повседневного потребления, но и продукции в сфере автомобилепроизводства.

По данным консалтинговой компании Pricewaterhouse Coopers, структура автомобильного рынка значительно меняется: происходит уменьшение доли импортных подержанных автомобилей в пользу новых - как иностранных так и отечественных. В 2005 г. количество автомобилей, выпущенных российскими производителями, составило 870 тыс. шт. (в I квартале 2006 г. - 222 тыс. шт.). Объем продаж российских производителей в 2005 г. равнялся 4,3 млрд. долл. (в I квартале 2006 г. - 1,4 млрд. долл.). Причем количество автомобилей, выпущенных зарубежными производителями в России, составило в 2005 г. только 54 тыс. шт. (объем продаж - 0,6 млрд. долл.), в I квартале 2006 г. - 22 тыс. шт. (объем продаж – 0,3 млрд. долл.). В 2006 г в Россию было ввезено 170 тыс. шт. новых и 400 тыс. шт. подержанных иномарок на сумму, соответственно, 3,5 млрд. долл. И 4 млрд. долл. В I квартале 2006 г. количество новых иномарок составило 43 тыс. шт. на сумму 0,9 млрд. долл., подержанных - 41 тыс. шт. на сумму 0,4 млрд. долл. Объем рынка легковых автомобилей в 2005 г. исчислялся в 1495 тыс. шт.(12,4 млрд. долл.) в I квартале 2006 г. - 328 тыс. шт. (3 млрд. долл.). Объем рынка оценивается приблизительно в 3% ВВП. Тройка ведущих производителей представлена следующими компаниями: «АвтоВаз» (доля в общем объеме производства составляет 70%), Группа «СОК» (в том числе «Иж-Авто», «РосЛада») - 11%, «РусПромАвто» (в том числе «ГАЗ») - 6%.

По данным экспертов Pricewaterhous Coopers общий объем продаж легковых автомобилей в России через пять лет может достичь 2,0-2,2 млн. шт.[21,58].

Самойлов К. (экс-маркетинг-директор компании SAB Miller Russia («Транмарк») один из создателей марок «Золотая бочка» и «Три богатыря») считает, что чем больше доля рынка, которая принадлежит лидерам (первой четверке), тем, соответственно, выше уровень консолидации рынка.

Таким образом, внешние  и внутренние факторы являются важным условием анализа финансовых результатов деятельности предприятия, от которых зависит его финансовое благополучие.

 

2.2 Модели организации и методы финансовых коэффициентов анализа финансовых результатов деятельности предприятия

 

В экономической литературе используются различные методы анализа, детализация процедурной стороны  которых зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Рассматривая организацию аналитической работы В. Ковалев [19, 85] предполагает следующую двухмодульную структуру: экспресс-анализ финансового состояния, детализированный анализ финансового состояния.

По его мнению, экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности, третий этап - основной в экспресс-анализе. Его цель - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия. Оценка экономического потенциала и финансово-хозяйственной деятельности проводится с использованием совокупных показателей, представленных в таблице 5.

 

Таблица 5

Совокупность аналитических  показателей для анализа экспресс-анализа

Направление

Показатели

Оценка экономического потенциала предприятия

Оценка имущественного положения

Величина основных средств  и их доля в общей сумме активов. Общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия.

Оценка финансового  положения

Величина собственных  средств и их доля в общей сумме источников. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме. Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников.

Наличие «больных» статей в отчетности

Убытки.

Ссуды и займы, не погашенные в срок. Просроченная дебиторская  и кредиторская задолженность. Векселя выданные (полученные) просроченные.

Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности

Оценка прибыльности

Рентабельность общая. Рентабельность основной деятельности.

Оценка эффективности использования экономического потенциала.

Рентабельность авансированного  капитала. Рентабельность собственного капитала.


 

Экспресс-анализ может  завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

Для оценки и характеристики общей направленности финансово-хозяйственной деятельности необходимо выявить ряд наиболее важных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия. К ним можно отнести: общая стоимость имущества организации, равная итогу баланса (строка 700); стоимость мобилизованных (внеоборотных) средств (активов), равная итогу раздела j баланса (строка 190); стоимость мобильных (оборотных) средств, явная итогу раздела 2 актива баланса (строка 290); стоимость материальных оборотных средств (строка 210); величина собственных средств организации, равная итогу раздела 4 баланса (строка 490); величина заемных средств равная сумме итогов разделов 5 и 6 пассива баланса (строка 590+690); величина собственных средств в обороте, равная разнице итогов раздела 4,1 (строка 490-190).

Оценка имущественного состояния.

Из данных, представленных в приложении 3 видим, что по сравнению с 2004 годом имущество ООО «Автомир» увеличилось в 2006 году на 2268,2 тыс. руб. Увеличение имущества предприятия произошло в основном за счет увеличения доли оборотных активов предприятия. Так увеличение оборотных средств в 2006 году по сравнению с 2004 годом составило 2808,9 тыс. руб. По сравнению с 2004 годом оборотных средства увеличились в более чем 2 раза. Основную долю оборотных средств составило увеличение дебиторской задолженности в 2006 году по сравнению с 2004 годом на 1634,4 тыс. руб. Доля дебиторской задолженности в 2006 году составила 48,8% общей стоимости оборотных средств. Несмотря на то, что дебиторская задолженность краткосрочная (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), наличие ее в такой значительной сумме характеризует иммобилизацию (отвлечение) оборотных средств предприятия, что может негативно сказаться на финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. Материальные оборотные средства увеличились по сравнению с 2004 годом на 908,3 тыс. рублей, что составило 41% всех оборотных средств. Увеличение материальных оборотных средств говорит о том, что у предприятия возникли сложности со сбытом продукции. Затаривание товаров на складах может негативно сказаться на деятельности ООО «Автомир» и повлечь за собой снижение темпов роста выручки. Увеличение оборотных средств на 55,0 тыс. рублей в 2006 году произошло за счет увеличения доли денежных средств по сравнению с 2004годом на 2,26%. Однако по сравнению с 2005 годом доля денежных средств снизилась на 5,74%. Увеличение доли денежных средств является позитивным направлением деятельности предприятия, так как эта часть активов является наиболее ликвидной, они дают возможность предприятию своевременно погашать текущие обязательства.

Доля внеоборотных активов  в общем объеме имущества ООО  «Автомир» на конец 2006 года составила 20,9 %, что составляет 1116,9 тыс. руб. Внеоборотные активы снизились по сравнению с 2004 годом на 340,6 тыс. руб. или на 26,5 %. Основной составляющей внеоборотных активов ООО «Автомир» являются основные средства, стоимость которых в 2006 году увеличилась на 864,0 тыс. руб., Анализ структуры имущественного положения ООО «Автомир» представлен в приложении 3.

Оценка финансового  положения

Собственные средства ООО  «Автомир» на конец 2006 года составили 1326,7 тыс. руб. по сравнению с 2004 годом собственные средства предприятия увеличились на 771,5тыс. руб. и составили 24,8% в общей сумме источников общества. Доля заемных средств в общей сумме источников предприятия составила 75,2%, основную часть которых составили краткосрочные кредиты и займы (64,9%). Абсолютное преобладание краткосрочных кредитов общей сумме всех пассивов служит признаком агрессивной политики управления текущими пассивами. При такой политике у предприятия возрастает эффект финансового рычага. Постоянные затраты отягощаются процентами за кредит, увеличивается сила воздействия операционного рычага, но все же в меньшей степени, чем при преимущественном использовании более дорогого долгосрочного кредита. Остальную часть 35,1% составила кредиторская задолженность.

Увеличение собственных средств в 2006 году по сравнению с 2004 годом на 6,7% не повлекло за собой снижение заемных средств, так как произошло увеличение доли краткосрочных кредитов на 74,4% , что составляет 1111,3 тыс. руб., а также увеличение кредиторской задолженности на 38,7%, что составило 385,3 тыс. руб., основную часть которой составляет задолженность перед поставщиками и подрядчиками. Доля собственных оборотных средств в общей сумме источников предприятия составляет всего лишь 3,9% или 209,7 тыс. руб. По сравнению с 2004 годом, в котором была выявлена нехватка собственных средств, покрываемая за счет источников заемных средств, в 2006 году наблюдается положительная тенденция увеличения собственных оборотных средств. Анализ источников собственных и заемных средств представлен в приложении 4.

Наличие «больных» статей в отчетности

Одной из самых «больных»  статей баланса ООО «Автомир» является кредиторская задолженность. Ее сумма на конец 2006 года составила 1407,7 тыс. руб., что составляет 26,6% общей суммы источников средств предприятия. Основную часть ее составляет задолженность перед поставщиками и подрядчиками 62,8%, к тому же в 2006 году у предприятия появилась задолженность перед бюджетом по налогам, что составило 251,3 тыс. руб. Причем задолженность перед бюджетом но налогам и сборам влечет за собой уплату пеней и штрафов, поэтому данную статью кредиторской задолженности нужно расценивать как первоочередную при выплате задолженности. Также имеется задолженность перед персоналом по оплате труда, так по сравнению с 2004 годом она возросла на 23,2 тыс. руб. и составила 2,3% в общей доле кредиторской задолженности. Также наблюдается увеличение в 2006 году по сравнению с 2004 годом увеличение задолженности перед государственными внебюджетными фондами. Их доля в общей сумме кредиторской задолженности на конец 2006 года составила 1%, что превышает данную статью в 2004 году на 0,8% 11,3 тыс.руб. Наличие такой большой кредиторской задолженности говорит о финансовых затруднениях акционерного общества. Так же об определенных недостатках деятельности общества свидетельствует наличие сумм «плохих» долгов в статьях баланса - наличие дебиторской задолженности. По сравнению с 2004 годом она также возросла на 1634,4 тыс. руб. Анализ состава и структуры кредиторской задолженности представлен в приложении 5.

Оценка прибыльности

Прибыльность - это превышение доходов над затратами, а рентабельность - как получение приемлемой отдачи во вложенный капитал, используемый ресурс, привлекаемое средство.

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна  деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затратным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализуемой, продукции. Показатели, характеризующие рентабельность ООО «Автомир» представлены в приложении 6.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО "Автомир"