Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:22, курсовая работа
Объектом работы являются финансовые результаты деятельности работы ОАО «ОГК-3» «Харанорская ГРЭС».
Важнейшими показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, являются прибыль и рентабельность. Таким образом, целью работы является анализ финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта. В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- провести анализ состава и динамики показателей «Отчета о финансовых результатах»;
- провести анализ динамики, структуры и отношения доходов и расходов предприятия;
- оценить уровень прибыли до налогообложения;
- провести факторный анализ прибыли от продаж;
- провести факторный анализ чистой прибыли;
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах.
Каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации.
Получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Получение выручки за произведённую и реализованную продукцию ещё не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию. Суть деятельности каждого предприятия определяет особенности его функционирования, содержание и структуру активов, в особенности основных средств; формирует существенную часть конечного финансового результата.
Полученная прибыль в абсолютном выражении за некоторый период не дает возможности достоверно утверждать об эффективном функционировании предприятия за данный период. Для того чтобы дать полную и точную оценку полученным результатам, необходимо знать факторы, оказавшие влияние на их формирование, направленность и степень их воздействия. Поэтому изучение вопроса об анализе формирования финансовых результатов хозяйствующего субъекта является важным и актуальным в условиях рыночной экономики. По итогам проведенного анализа руководитель сможет выявить факторы повышения эффективности функционирования предприятия, а, следовательно, повысить некоторые показатели рентабельности.
Актуальность данного вопроса определяет выбор темы и содержание данной работы.
Объектом работы являются финансовые результаты деятельности работы ОАО «ОГК-3» «Харанорская ГРЭС».
Важнейшими показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, являются прибыль и рентабельность. Таким образом, целью работы является анализ финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта. В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- провести анализ состава и динамики показателей «Отчета о финансовых результатах»;
- провести анализ динамики, структуры
и отношения доходов и
- оценить уровень прибыли до налогообложения;
- провести факторный анализ прибыли от продаж;
- провести факторный анализ чистой прибыли;
- оценка и прогнозирование
- провести анализ динамики
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, десяти таблиц, четырех рисунков, заключения, списка использованных источников, приложения.
1 Теоретические и методические основы анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия
1.1 Теоретические основы анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Доходы в зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы и прочие доходы.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности, и прочие расходы.
Расходы по обычным видам деятельности включают:
а) себестоимость предприятия;
б) коммерческие расходы;
в) управленческие расходы.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.
Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость продукции, работ, услуг на базе расходов от обычной деятельности, которые группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.
Финансовый результат – итоговый показатель финансово – хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль – это положительный конечный финансовый результат деятельности предприятия. Выделяют показатели прибыли, отражаемые в «Отчете о финансовых результатах»: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Если финансовый результат положительный – это прибыль, если отрицательный – это убыток.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем материальных потребностей персонала предприятия.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими издержками выражает рентабельность.
Целью анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия является детальное рассмотрение состава и динамики прибыли, изучение финансовых результатов от обычных (реализация товаров и услуг) и прочих видов деятельности, рассмотрение эффективности работы (рентабельности) предприятия, изучение распределения и использования прибыли в организации.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- провести факторный анализ чистой прибыли;
- оценить уровень прибыли до налогообложения;
- рассмотреть динамику
- провести факторный анализ прибыли от продаж;
- анализ динамики показателей рентабельности;
- факторный анализ рентабельност
Основным источником информации при анализе финансовых результатов предприятия служит «Отчет о финансовых результатах».
В аналитической практике применяется несколько методов, которые используются при анализе любой формы отчетности, - вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ показателей, расчет финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
1.2 Методические основы анализа
финансовых результатов и
Анализ отчета о прибылях и убытках предполагает последовательное изучение всех статей отчета.
Первый этап предусматривает расчет и анализ динамики (абсолютного изменения и темпов роста) чистой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим и всех статей ее формирования (горизонтальный анализ). В процессе такого анализа необходимо обратить внимание на сокращение доходов и прибылей, а также увеличение расходов и убытков, полученных от различных операций и видов деятельности.
Абсолютное отклонение показателей рассчитывается как:
±ΔП = П1 – П0,
где П1 – показатель отчетного года, тыс.руб.;
П0 – показатель предыдущего года, тыс.руб.
Темп роста = Δ абс / П0 * 100%
На этапе анализа динамики и структуры и отношения доходов и расходов организации рассматривается отношение общей суммы доходов к общей сумме расходов, отношение доходов от обычных видов деятельности к соответствующей сумме расходов, а также отношение прочих доходов к прочим расходам. На данном этапе проводится расчет темпа прироста и изменение удельного веса.
Темп прироста = Δ абс / П0* 100%;
Удельный вес = уд.вес П1 – уд.вес П0. (4)
На третьем этапе – оценка уровня прибыли до налогообложения рассматриваются показатели валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли и финансовый результат от прочей деятельности, который находится путем сложения таких показателей как проценты к получению и прочие доходы.
Факторный анализ чистой прибыли проводится с помощью аддитивной модели. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются показатели, участвующие в ее формировании. Аддитивная факторная модель чистой прибыли имеет следующий вид:
ЧП = В – С- Кр – Упр.р. + % к получ. - % к упл.
+ пр.дох. – пр.расх. + ОНА – ОНО – ТНП,
где В – выручка;
- С – себестоимость;
- Кр – коммерческие расходы;
- Упр.р. – управленческие расходы;
- % к получ. – проценты к получению;
- % к упл. – проценты к уплате;
- пр.дох – прочие доходы;
- пр.расх. – прочие расходы;
- ОНА – отложенные налоговые активы;
- ОНО – отложенные налоговые обязательства;
- ТНП – текущий налог на прибыль.
Методика факторного анализа прибыли от продаж включает следующие расчеты:
а) расчет общего изменения прибыли от продаж (ΔР):
ΔР = Р1 – Р0,
где Р1 – прибыль отчетного года, тыс.руб.;
Р0 – прибыль предыдущего года, тыс.руб.
б) расчет влияния на прибыль изменения отпускных цен на проданную продукцию:
В’ = В1/ Iц,
где В’ – выручка отчетного года в ценах предыдущего;
В1 – выручка отчетного года;
Iц – индекс цен.
в) расчет влияния на прибыль изменения себестоимости продукции:
С’ = С1 / Iц,
где С’ – себестоимость отчетного года в ценах базисного;
С1 – себестоимость отчетного года.
г) расчет совокупного влияния факторов, равного общему изменению прибыли от продаж рассчитывается по формуле
П’ = В’ – C’,
- ΔП за счет ΔVпрод. = П0*% прироста Vпрод. / 100%;
- % прироста Vпрод. = В’/ В0*100 - 100
- ΔП за счет Δ Ц = В1 – В’;
- ΔП за счет Δ Спрод. = С’ – C1;
- ΔП за счет Δ структуры продаж = ΔП – п.1 – п.2 – п.3.
Этап анализа показателей рентабельности проводится исходя из расчетов:
а) Рентабельность продукции (Rпрод) = П/С*100%, (10)
где П – прибыль,
С – себестоимость.
б) Рентабельность продаж (Rпродаж) = П/В*100%
Для того, чтобы провести анализ динамики показателей рентабельности необходимо найти значение таких показателей как: рентабельность производственной продукции (Rпроиз.продук.), рентабельность продаж (Rпродаж), рентабельность хозяйственной деятельности (Rхоз.деят.) и затраты на 1руб. выручки:
- Rпроиз.продук. = Прибыль от продаж/ Себестоимость*100%; (12)
- Rпродаж = Прибыль от продаж/ Выручка*100%;
- Rхоз.деят. = Чистая прибыль/ Доходы*100%;
- Затраты на 1руб.выручки = Себестоимость/ Выручка. (15)
Методика анализа прибыли в системе директ – костинг по «Отчету финансовых результатов» включает расчет показателей качественного уровня финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг):
а) маржинальный доход (МД) = В – переменные расходы; (16)
б) доля МД в выручке = МД / В;
в) порог прибыли (ПП) = Постоянные расходы / доля МД; (18)
г) запас финансовой прочности (ЗФП) =
В – ПП;
д) зона прибыли (ЗП) = ЗФП / В*100%;
е) зона убытка (ЗУ) = 100% - ЗП;
ж) операционный рычаг (ОР) = пост. расходы / перем. расходы. (22)