Анализ функционирования национального рынка труда Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Япония расположена на множестве крупных и мелких островов, протянувшихся с северо-востока на юго-запад почти на 3,5 тыс. км. Общая площадь островов составляет 378 тыс. кв. км, а их число достигает 3900.

Содержание работы

1. Введение: общая характеристика национального рынка труда Японии. 3
2. Анализ и прогноз динамики трудовых ресурсов и экономически активного населения Японии. 13
3. Анализ структуры занятости Японии. 15
4. Анализ динамики и структуры безработицы Японии. 18
5. Анализ миграционных процессов Японии. 21
Заключение (выводы). 26
Библиографический список. 27

Файлы: 1 файл

УЧР-2012+.docx

— 73.32 Кб (Скачать файл)

1990 г. – настоящее время –  период «Новая миграционная политика».  Политика предпочтения для высококвалифицированных трудовых мигрантов. В стране существует 28 статусов пребывания иностранцев в Японии, по которым устанавливается время пребывания и разрешенные виды деятельности, по 16 из них можно работать. Основные категории длительно проживающих иностранцев на территории страны три: постоянные резиденты, беженцы и трудовые мигранты. В отношении трудовых мигрантов проводится политика «трех дверей» для иммиграции. «Парадная дверь» – никкейдзин – потомки японских эмигрантов: им японское правительство оказывает определенное послабление по въезду в страну и трудоустройству. «Боковая дверь» – привлечение для трудовой деятельности учащихся-стажеров и практикантов, данный вид иммиграции задумывался как элемент передачи новых технологий развивающимся странам. «Задняя дверь» – нелегальные мигранты, которые въезжают по туристическим визам, а потом остаются работать – с ними активно борются, штрафуют и депортируют. В области внутренней миграции начинается отток населения из крупных городских центров на периферию.

Для того чтобы была возможность  оценивать проводимую миграционную политику, всегда необходимо знать адекватность статистической базы и методов сбора информации по миграции населения, поэтому проведем анализ системы статистического учета в Японии.

Статистика внутренней миграции населения является важным источником информации для оценки внутренней мобильности населения. В Японии одна из лучших систем учета внутренней миграции населения – она основана на отчетах регистров населения.

В Японии за управление внешней  миграцией населения отвечает иммиграционная

служба. Она была основана в 1947 г. в  качестве одного из подразделений Министерства юстиции, в чьи обязанности входила проверка легальности въезда выезда из страны, установление статуса пребывания иностранных граждан, контроль за его соблюдением, регистрация иностранцев, депортация нарушителей иммиграционного законодательства и некоторые другие функции.

В правовом плане положениие иностранных граждан и лиц без гражданства в Японии регулируется законами от 4 октября 1952 г. «О контроле за въездом и выездом и статусе беженцев» (иммиграционный закон) и от 28 апреля 1952 г. «О регистрации иностранцев».

Согласно закону о регистрации  каждый иностранец, находящийся в  Японии свыше 90 дней с даты въезда или 60 дней со дня рождения, либо при выходе из японского гражданства должен зарегистрироваться в муниципальных органах власти по месту жительства. Для облегчения статистического учета заполняют анкету из 18 вопросов, в которой отражены: имя (псевдоним), пол, дата и место рождения, гражданство, статус, род занятий (профессия), номер паспорта и дата выдачи, период пребывания, место жительства, место работы, данные о членах семьи и родителях. Данная информация хранится в муниципалитете, и любые

изменения статуса должны немедленно регистрироваться.

Регистрационное удостоверение  выдается всем иностранцам сроком на 5 лет. Освобождаются от регистрации иностранцы, прибывшие в Японию на срок менее 90 дней, а также иностранные граждане, имеющие разрешение на въезд в случае крайней необходимости, при аварии, для временного укрытия, как члены экипажей воздушных и морских судов; лица с дипломатическими и служебными статусами (проходят регистрацию в МИД Японии), военнослужащие и вольнонаемные вооруженных сил США и ООН, а также члены их семей.

С 20 ноября 2007 г. введены новые  процедуры иммиграционного контроля. Их целью является предотвращение террористических актов и усиление мер по профилактике терроризма. В соответствии с новыми иммиграционными процедурами все иностранные граждане должны при въезде в Японию предоставить паспорт, подвергнуться процедуре снятия отпечатков пальцев и фотографированию. После этого сотрудник иммиграционного контроля должен провести короткую беседу о целях въезда и благонадежности иностранного гражданина.

В случае отказа следовать данным процедурам иностранному гражданину предлагается покинуть страну.

Можно выделить ряд проблем  современной миграционной политики Японии, которые также, в той или иной мере, характерны для России.

Во-первых, в обществе растет понимание  того, что наличие нелегальных мигрантов, которые проникли в страну по фальшивым документам либо остались сверх срока своего пребывания и занимаются сомнительной деятельностью, ведет к росту преступности в стране и общему ухудшению безопасности. По оценкам специалистов, в 2008 г. на территории Японии находилось ориентировочно 150 тыс. нелегальных мигрантов.

Во-вторых, процесс старения населения  влечет за собой нехватку рабочей силы. В связи с этим правительство пересмотрело ограничения в приеме на работу иностранцев и прежде всего для категорий работников, в которых наблюдается острая потребность, например таких, как врачи и медсестры. Иностранные врачи и медсестры, прежде чем они будут допущены к практике, должны успешно сдать в Японии национальные экзамены по соответствующим областям знаний и получить статус постоянного резидента. В Японии этот статус предполагает отсутствие ограничений на трудовую деятельность, но требует постоянной перерегистрации. В настоящее время его имеют менее 1% населения. Для данной

категории населения существуют ограничения  в правах. Если проблему социальных гарантий решил закон, принятый в июне 2009 г., который уравнял этих граждан в социальных правах с японским населением, то закон о предоставлении им избирательных прав находится на рассмотрении в парламенте, поскольку ранее он не набирал достаточного количества голосов для утверждения.

Категории иммигрантов, так  называемым «никкейдзин» (потомкам японских эмигрантов), предоставляются определенные преференции при получении работы в Японии, и они с начала 1990-х годов активно приглашались в страну. Данная категория иммигрантов стала самой массовой, но разразившийся экономический кризис ударил прежде всего именно по ним. Массовые увольнения «никкейдзин» привели к потере ими дохода и, как следствие, жилья, а поскольку они были срочными работниками, то лишились права на получение социальных выплат и пособия по безработице. В крупных городах Японии, по состоянию на апрель 2009 г., 40% иностранных работников потеряли работу, и это стало социальной проблемой.

В-третьих, существуют проблемы злоупотреблений  преференциями визового законодательства, предусмотренными для категории иностранных рабочих стажер/практикант. Данный статус подразумевает обучение на предприятии и стажировку [12]. Однако японские малые и средние компании используют данное визовое послабление для получения дешевой рабочей силы. Обычно таких работников никто не обучает, а используют для выполнения тяжелого неквалифицированного физического труда с низкой оплатой и без социальных гарантий.

Вследствие кризиса многие «обучающие»  школы обанкротились (по оценкам специалистов, около 50%), поэтому студенты вынуждены уезжать домой не доучившись.

В-четвертых, в Японии существует проблема использования виз категории «артист» для ввоза в страну девушек, занимающихся проституцией. Преступные 
группировки активно пользуются данным послаблением в законодательстве для ведения своей незаконной деятельности. Японское правительство также подвергается международной критике за недостаточные меры по борьбе с торговлей людьми.

В-пятых, активная миграция японского  населения в крупные города превратила страну в высокоурбанизированное государство и, как следствие, обусловила существенный разрыв в уровне жизни населения крупных городах и периферии. В префектурах также возникла нехватка молодых квалифицированных кадров, поскольку молодые люди, уезжая учиться в крупные центры, уже не возвращались назад. Это еще больше осложнило социальную ситуацию на местах.

Меры, которые предпринимает  Япония для решения своих проблем  в области миграции населения, на наш взгляд, являются весьма эффективными, и этот опыт может быть использован для совершенствования миграционной политики России. Основными мерами борьбы с нелегальными мигрантами в Японии являются:

• тщательный анализ статуса проживания при въезде иностранца в страну;

• незаконное пребывание иностранцев  квалифицируется как преступное деяние и наравне с незаконным въездом влечет за собой уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет и (или) штрафа в размере 300 тыс. иен;

• наличие запрета на повторный  въезд в Японию для лиц, уличенных  в незаконном пребывании, который увеличен с одного года до пяти лет;

• давление, оказываемое на правительства  иностранных государств, для осуществления ими контроля за гражданами, которые были депортированы из Японии.

Разразившийся экономический кризис привел к ухудшению социально-экономического положения мигрантов во всем мире. Япония и Россия не являются исключением. Японским правительством с начала 2009 г. были предприняты следующие меры для преодоления сложившейся ситуации:

• на муниципальном уровне в целях  ослабления данной проблемы созданы консультационные центры, которые содействуют доступу к информации по трудоустройству и социальному обеспечению;

• предприятия для предотвращения увольнений рабочих-мигрантов сокращают рабочее время и сверхурочные работы;

• в марте 2009 г. правительством принят указ о предоставлении иностранным рабочим и членам их семей субсидий для возвращения на Родину.

Сумма составляет 300 тыс. йен на работника  и 200 тыс. йен на члена семьи;

• с мая 2009 г. начаты экспериментальные  языковые трехмесячные курсы для безработных иностранцев. Они осуществляются на безвозмездной основе с целью увеличить их шансы на получение работы, так как слабое знание языка – одна из причин увольнения. Японский опыт создания консультационных и языковых центров для поддержки иностранных рабочих-мигрантов может быть полезен для России. Представляет интерес и субсидирование мигрантов с целью возвращения их на Родину.

Однако подобный опыт вряд ли станет популярным вследствие отсутствия средств на региональном уровне.

Кризис оказал влияние и на систему  образования. Для Японии специфической проблемой является нарушение японскими работодателями визового режима, предоставляемого иностранным стажерам и практикантам, которых вместо обучения используют для выполнения трудоемких, неквалифицированных работ.

Правительство Японии, борясь с этой проблемой:

• ввело более строгие правила  контроля и учета предприятий, привлекающих на работу стажеров или практикантов;

• разрабатывает новые нормы  миграционного законодательства в  отношении категории «стажер»;

• выделило дополнительные субсидии для поддержания школ, обучающих студентов из-за рубежа.

 

Заключение (выводы).

 

В соответствии с вышеизложенным можно констатировать следующие различия в функционировании  японских  и американских  фирм  в экономике своих стран:

1. В японской фирме имеет место  более низкая степень специализации.  Японская фирма акцентирует   внимание  на  способности   групп рабочих самостоятельно  решать локальные проблемы.

2. Задачи координации и непосредственного  управления производством как на цеховом, так и на межцеховом уровнях имеют тенденцию интегрироваться в одну. Отсутствие централизованной службы для контроля и распределения потока материалов между цехами является отличительной чертой сборочного завода японской фирмы.

3. Японская фирма пытается стимулировать  работников посредством системы  заработной платы, которая учитывает  трудовой стаж и заслуги последних;  продвижением по службе отдельных  работников на основе их индивидуальных  заслуг; единовременными выплатами  в момент выхода на пенсию (система  стимулирования, объединяемая понятием  «пожизненный найм»).

4. В фирме поведение работника  формируется с учетом необходимости  его соответствия долгосрочной  ориентации всей организации. 

5. Заключение на рынке труда  Японии контракта о квазипостоянном  найме отличается значительно  более высокой неопределенностью  относительно теории полноценных  трудовых контрактов. Их продолжительность  может составлять несколько лет,  сама же работа по таким  контрактам стандартизована под  контролем со стороны профсоюза.

6. Количество уровней управления  в японской промышленности является  одной из причин более высокой  производительности. Так в японской  автомобильной промышленности имеется  всего лишь пять уровней управления. Таким образом, хорошее управление- причина ведущей роли Японии  в области производительности  труда.

7. Лидирующему положению в мировой  экономике Японии способствовали  три важных принципа стратегии  производства: производство по принципу  «точно вовремя»; использование  концепции «делать с первого  раза»; применение принципа комплексного  профилактического обслуживания.

8. На японских заводах ответственность  за решение производственных  проблем фактически находится  в среднем более чем на одну  ступень ниже в управленческой  пирамиде, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью.

11. В Японии соглашения на  уровне предприятий одной отрасли  часто координируются отраслевой  федерацией профсоюзов предприятий.

Информация о работе Анализ функционирования национального рынка труда Японии