Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:00, курсовая работа
Япония расположена на множестве крупных и мелких островов, протянувшихся с северо-востока на юго-запад почти на 3,5 тыс. км. Общая площадь островов составляет 378 тыс. кв. км, а их число достигает 3900.
1. Введение: общая характеристика национального рынка труда Японии. 3
2. Анализ и прогноз динамики трудовых ресурсов и экономически активного населения Японии. 13
3. Анализ структуры занятости Японии. 15
4. Анализ динамики и структуры безработицы Японии. 18
5. Анализ миграционных процессов Японии. 21
Заключение (выводы). 26
Библиографический список. 27
1990 г. – настоящее время –
период «Новая миграционная
Для того чтобы была возможность оценивать проводимую миграционную политику, всегда необходимо знать адекватность статистической базы и методов сбора информации по миграции населения, поэтому проведем анализ системы статистического учета в Японии.
Статистика внутренней миграции населения является важным источником информации для оценки внутренней мобильности населения. В Японии одна из лучших систем учета внутренней миграции населения – она основана на отчетах регистров населения.
В Японии за управление внешней миграцией населения отвечает иммиграционная
служба. Она была основана в 1947 г. в качестве одного из подразделений Министерства юстиции, в чьи обязанности входила проверка легальности въезда выезда из страны, установление статуса пребывания иностранных граждан, контроль за его соблюдением, регистрация иностранцев, депортация нарушителей иммиграционного законодательства и некоторые другие функции.
В правовом плане положениие иностранных граждан и лиц без гражданства в Японии регулируется законами от 4 октября 1952 г. «О контроле за въездом и выездом и статусе беженцев» (иммиграционный закон) и от 28 апреля 1952 г. «О регистрации иностранцев».
Согласно закону о регистрации каждый иностранец, находящийся в Японии свыше 90 дней с даты въезда или 60 дней со дня рождения, либо при выходе из японского гражданства должен зарегистрироваться в муниципальных органах власти по месту жительства. Для облегчения статистического учета заполняют анкету из 18 вопросов, в которой отражены: имя (псевдоним), пол, дата и место рождения, гражданство, статус, род занятий (профессия), номер паспорта и дата выдачи, период пребывания, место жительства, место работы, данные о членах семьи и родителях. Данная информация хранится в муниципалитете, и любые
изменения статуса должны немедленно регистрироваться.
Регистрационное удостоверение выдается всем иностранцам сроком на 5 лет. Освобождаются от регистрации иностранцы, прибывшие в Японию на срок менее 90 дней, а также иностранные граждане, имеющие разрешение на въезд в случае крайней необходимости, при аварии, для временного укрытия, как члены экипажей воздушных и морских судов; лица с дипломатическими и служебными статусами (проходят регистрацию в МИД Японии), военнослужащие и вольнонаемные вооруженных сил США и ООН, а также члены их семей.
С 20 ноября 2007 г. введены новые
процедуры иммиграционного
В случае отказа следовать данным процедурам иностранному гражданину предлагается покинуть страну.
Можно выделить ряд проблем современной миграционной политики Японии, которые также, в той или иной мере, характерны для России.
Во-первых, в обществе растет понимание того, что наличие нелегальных мигрантов, которые проникли в страну по фальшивым документам либо остались сверх срока своего пребывания и занимаются сомнительной деятельностью, ведет к росту преступности в стране и общему ухудшению безопасности. По оценкам специалистов, в 2008 г. на территории Японии находилось ориентировочно 150 тыс. нелегальных мигрантов.
Во-вторых, процесс старения населения влечет за собой нехватку рабочей силы. В связи с этим правительство пересмотрело ограничения в приеме на работу иностранцев и прежде всего для категорий работников, в которых наблюдается острая потребность, например таких, как врачи и медсестры. Иностранные врачи и медсестры, прежде чем они будут допущены к практике, должны успешно сдать в Японии национальные экзамены по соответствующим областям знаний и получить статус постоянного резидента. В Японии этот статус предполагает отсутствие ограничений на трудовую деятельность, но требует постоянной перерегистрации. В настоящее время его имеют менее 1% населения. Для данной
категории населения существуют ограничения в правах. Если проблему социальных гарантий решил закон, принятый в июне 2009 г., который уравнял этих граждан в социальных правах с японским населением, то закон о предоставлении им избирательных прав находится на рассмотрении в парламенте, поскольку ранее он не набирал достаточного количества голосов для утверждения.
Категории иммигрантов, так называемым «никкейдзин» (потомкам японских эмигрантов), предоставляются определенные преференции при получении работы в Японии, и они с начала 1990-х годов активно приглашались в страну. Данная категория иммигрантов стала самой массовой, но разразившийся экономический кризис ударил прежде всего именно по ним. Массовые увольнения «никкейдзин» привели к потере ими дохода и, как следствие, жилья, а поскольку они были срочными работниками, то лишились права на получение социальных выплат и пособия по безработице. В крупных городах Японии, по состоянию на апрель 2009 г., 40% иностранных работников потеряли работу, и это стало социальной проблемой.
В-третьих, существуют проблемы злоупотреблений преференциями визового законодательства, предусмотренными для категории иностранных рабочих стажер/практикант. Данный статус подразумевает обучение на предприятии и стажировку [12]. Однако японские малые и средние компании используют данное визовое послабление для получения дешевой рабочей силы. Обычно таких работников никто не обучает, а используют для выполнения тяжелого неквалифицированного физического труда с низкой оплатой и без социальных гарантий.
Вследствие кризиса многие «обучающие» школы обанкротились (по оценкам специалистов, около 50%), поэтому студенты вынуждены уезжать домой не доучившись.
В-четвертых, в Японии существует проблема
использования виз категории «артист»
для ввоза в страну девушек, занимающихся
проституцией. Преступные
группировки активно пользуются данным
послаблением в законодательстве для
ведения своей незаконной деятельности.
Японское правительство также подвергается
международной критике за недостаточные
меры по борьбе с торговлей людьми.
В-пятых, активная миграция японского населения в крупные города превратила страну в высокоурбанизированное государство и, как следствие, обусловила существенный разрыв в уровне жизни населения крупных городах и периферии. В префектурах также возникла нехватка молодых квалифицированных кадров, поскольку молодые люди, уезжая учиться в крупные центры, уже не возвращались назад. Это еще больше осложнило социальную ситуацию на местах.
Меры, которые предпринимает Япония для решения своих проблем в области миграции населения, на наш взгляд, являются весьма эффективными, и этот опыт может быть использован для совершенствования миграционной политики России. Основными мерами борьбы с нелегальными мигрантами в Японии являются:
• тщательный анализ статуса проживания при въезде иностранца в страну;
• незаконное пребывание иностранцев квалифицируется как преступное деяние и наравне с незаконным въездом влечет за собой уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет и (или) штрафа в размере 300 тыс. иен;
• наличие запрета на повторный въезд в Японию для лиц, уличенных в незаконном пребывании, который увеличен с одного года до пяти лет;
• давление, оказываемое на правительства иностранных государств, для осуществления ими контроля за гражданами, которые были депортированы из Японии.
Разразившийся экономический кризис
привел к ухудшению социально-
• на муниципальном уровне в целях ослабления данной проблемы созданы консультационные центры, которые содействуют доступу к информации по трудоустройству и социальному обеспечению;
• предприятия для предотвращения увольнений рабочих-мигрантов сокращают рабочее время и сверхурочные работы;
• в марте 2009 г. правительством принят указ о предоставлении иностранным рабочим и членам их семей субсидий для возвращения на Родину.
Сумма составляет 300 тыс. йен на работника и 200 тыс. йен на члена семьи;
• с мая 2009 г. начаты экспериментальные языковые трехмесячные курсы для безработных иностранцев. Они осуществляются на безвозмездной основе с целью увеличить их шансы на получение работы, так как слабое знание языка – одна из причин увольнения. Японский опыт создания консультационных и языковых центров для поддержки иностранных рабочих-мигрантов может быть полезен для России. Представляет интерес и субсидирование мигрантов с целью возвращения их на Родину.
Однако подобный опыт вряд ли станет популярным вследствие отсутствия средств на региональном уровне.
Кризис оказал влияние и на систему образования. Для Японии специфической проблемой является нарушение японскими работодателями визового режима, предоставляемого иностранным стажерам и практикантам, которых вместо обучения используют для выполнения трудоемких, неквалифицированных работ.
Правительство Японии, борясь с этой проблемой:
• ввело более строгие правила контроля и учета предприятий, привлекающих на работу стажеров или практикантов;
• разрабатывает новые нормы миграционного законодательства в отношении категории «стажер»;
• выделило дополнительные субсидии для поддержания школ, обучающих студентов из-за рубежа.
В соответствии с вышеизложенным можно констатировать следующие различия в функционировании японских и американских фирм в экономике своих стран:
1. В японской фирме имеет место
более низкая степень
2. Задачи координации и
3. Японская фирма пытается
4. В фирме поведение работника
формируется с учетом
5. Заключение на рынке труда
Японии контракта о
6. Количество уровней управления
в японской промышленности
7. Лидирующему положению в
8. На японских заводах
11. В Японии соглашения на
уровне предприятий одной
Информация о работе Анализ функционирования национального рынка труда Японии