Анализ и менеджмент экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 23:56, шпаргалка

Описание работы

Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий. [Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д.

Файлы: 1 файл

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по АМЭД.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Рыночное планирование изучает законы, принципы, методы научно обоснованного выбора и рационального использования всех видов ресурсов на различных предприятиях.

В процесс планирования входит выбор целей и установление путей их достижения.

Процесс планирования проходит 4 стадии.

разработка общих целей; определение задач; выбор основных путей и средств их достижения; контроль за их выполнением.

Планирование опирается на фактические нормативные данные настоящего или прошлого, но стремится установить процесс развития предприятия в будущем. Любое планирование базируется на неполных данных, что предполагает корректировку плана.

Задачи планирования

Основные исполнители

Проектирование ближайшей и отдаленной перспективы по датам (дд. мм. гг.)

Руководители предприятия, всех рангов, функциональные отделы предприятия.

Организация исполнения

Руководители структурных звеньев. Начальники цехов, отделов, мастера, бригадиры.

Контроль исполнения

Руководители предприятия и специалисты.


 

 

55. Методы планирования.

Выделяют несколько основных методов планирования:

  • экономический анализ – расчленение экономического процесса (явления) на отдельные составные части, исследование этих частей, их взаимодействия между собой и влияния в целом на весь процесс. Определяются факторы, влияющие на цель, в результате чего можно разрабатывать мероприятия;
  • балансовый – согласование между потребностями и возможностями. Балансы могут создаваться по разным видам ресурсов: трудовым, материальным и т. д.;
  • прогнозный – планирование на основе прогнозирования;
  • программно целевой – увязывание целей с ресурсами через программы действий;
  • нормативный – количественное обоснование плановых показателей на основе норм и нормативов. Норма – регламентируемая величина абсолютного расхода ресурсов на одну единицу продукции. Норматив – относительный показатель расхода какого либо ресурса на другие ресурсы;
  • экономико-математический – применение методов теории вероятности, сетевого планирования, линейного программирования и других математических методов.

Выбор формы планирования зависит во многом от стадии развития фирмы. Если фирма зрелая, то бизнес планы масштабны. На начальной стадии развития фирмы бизнес планы нечеткие и небольшие.

Другие факторы,которые влияют на выбор формы планирования:

  • квалификация персонала;
  • возможности организации планирования;
  • особенности деятельности фирмы.

 

 

 

56. Формы планирования.

Современная практика менеджмента выделяет три основные формы внутрифирменного планирования: 
♦ централизованное; ♦ децентрализованное; ♦ комбинированное.

Выбор формы планирования зависит от масштабов организации, характера основного производства и уровня развития диверсификации, организационной структуры, квалификации специалистов-плановиков, состояния учета, развитости технической базы информационных технологий и т. д 
Централизованная форма планирования. При руководстве предприятия имеется центральная служба (отдел) планирования. Она подчиняется непосредственно президенту (генеральному директору) или одному из его заместителей. Ее главная функция — разработка перспективных и текущих планов для всех предприятий, входящих в объединение. Предприятия и отделения не имеют в этом случае плановых служб и ограничиваются оперативным контролем за снабжением и запасами материалов, сырья, запчастей и т. п.

Эта форма используется, как правило, в объединениях предприятий одинакового или близкого производственного профиля с единой сетью вычислительной техники, что позволяет сократить персонал, занятый планированием. Основное преимущество централизованной формы — большие возможности для осуществления единой идеологии развития исходя из интересов объединения в целом.

Децентрализованная форма планирования. В крупных концернах с диверсифицированным производством и достаточно самостоятельными отделениями или филиалами основная работа по планированию сосредоточена в них.

В концерне имеется центральная плановая служба, которая разрабатывает в соответствии с указаниями высшего руководства лишь общее направление развития концерна. Кроме того, она осуществляет методическое и координационное руководство плановой деятельностью. На основе планов подразделений центральная служба составляет единый план, который используется как средство контроля.

Центральная служба при децентрализованной форме планирования должна учитывать два основных требования:

♦ по своей организационной структуре быть приспособленной для координации работы всех отделов аппарата управления и направлять деятельность всех подразделений фирмы по единому плану, соответствующему общей политике

♦ строить свою работу с учетом новейших достижений информационных технологий на базе компьютерной техники. Фирмы стараются формировать центральную службу планирования из самых творческих, способных к аналитической работе специалистов, умеющих использовать новейшие методы и средства планирования, а также оценивать основные направления развития технического прогресса применительно к запросам и условиям деятельности компании.

Комбинированная форма планирования содержит элементы и составляющие первых двух форм планирования.

Процесс планирования

Непосредственно процесс планирования состоит из четырех стадий:

1) постановка целей организации;

2) анализ внешней и  внутренней среды организации, оценка ее сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей;

3) изучение и анализ  альтернатив программ действий  организации;

4) выбор программ и  их реализация.

Необходимость в составлении планов требует от менеджеров не только способности мыслить в перспективе, одновременно совершая практические действия, но и, пожалуй, более главного навыка — умения выделять цели.

При постановке целей менеджер должен выяснить: в каком состоянии находится организация; в каком состоянии она хочет находиться; что для этого необходимо сделать?

Определив таким образом перечень целей, менеджер также должен осознавать степень значимости каждой из них и уметь выделять: главные цели (ГЦ); важнъие цели (ВЦ); промежуточные цели (ГЩ); низшие цели (НЦ). В соответствии с такой классификацией процесс постановки и определения целей можно представить в виде «дерева целей».

2) планирование действий;

3) проверка и оценка  работы;

4) корректирующие меры.

 

57. Виды планов предприятия и их содержание.

План — это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Виды планирования различают по нескольким признакам.

В зависимости от гибкости плановвыделяют два основных вида планирования:

  1. директивное – планирование сверху вниз с четко заданными показателями;
  2. индикативное – направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью лавирования.

В зависимости от горизонта и уровня планирования выделяют три вида планирования:

  1. стратегическое – комплекс долгосрочных решений, которые вырабатываются в рамках политики достижения поставленных целей;
  2. тактическое – среднесрочное планирование, направленное на реализацию стратегических планов. Задачи тактического планирования: выбор оптимальных средств для реализации стратегии, обеспечение пропорционального развития и скоординированнос ти действий организационных звеньев;
  3. оперативное планирование – краткосрочное планирование, направленное на реализацию тактических планов. Объекты оперативного планирования: объем выпуска и продаж, контроль качества, кадры, товарно материальные запасы и др.

 

58. Система планов предприятия.

Результатом планирования является совокупность планов, каждый из которых представляет собой часть общей системы и нацелен на достижение общих целей предприятия, устойчивое экономическое и социальное функционирование и развитие.

Основные задачи развития системы планирования предприятия:

  • обеспечение высокой прибыльности и роста производительности труда, максимальное использование ресурсов
  • четкая взаимная увязка деятельности отдельных подразделений, ее согласованность
  • выявление потребности в ресурсах, необходимых для процесса производства
  • своевременное и равномерное выполнение плановых заданий

С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.

  • Директивное планирование – это процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.
  • Индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но число их весьма ограничено. Задания индикативного плана называют индикаторами. Индикаторы – это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами госуправления и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения указанных параметров.

В зависимости от срока, на который составляется план, принято различать:

  • долгосрочные (перспективные) планы
  • среднесрочные планы
  • краткосрочные (текущие) планы

По содержанию плановых решений выделяют:

  • стратегические планы
  • тактические планы
  • оперативно-производственные планы

Стратегические планы, как правило, ориентированы на длительную перспективу и определяют основные направления развития хозяйствующего субъекта. Выступают основой, фундаментом, на котором строится вся система планирования предприятия.

Тактические планы. Если стратегическое планирование рассматривается как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое – процесс создания предпосылок для реализации этих возможностей.

Оперативное (календарное, производственное) планирование – завершающий этап в хозяйственной деятельности предприятия. С помощью оперативного планирования осуществляется конкретизация показателей тактических планов с целью обеспечения повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его подразделений.

Оперативные планы обычно применяются для планирования отдельных операций (производство, маркетинг).

По сферам планирования выделяют следующие функциональные планы:

  • план маркетинга (сбыта)
  • план производства (производственная программа, подготовка производства и др.)
  • планирование персонала (потребности, переподготовки)
  • план издержек производства и обращения
  • план финансов
  • план материально-технического обеспечения

В производственно-структурном аспекте планы бывают:

  • корпоративные
  • самостоятельных экономических единиц
  • отдельных подразделений

 

59. Стратегическое планирование деятельности предприятия.

Стратегическое планирование - это планирование от будущего к настоящему исходя из глобальных идей и поставленных целей развития.

В широком смысле слова планирование - это задание целей любой системе или подсистеме. Важность планирования деятельности предприятия выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым», то есть предприятие, которое не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, само становится объектом планирования, средством достижения чужих целей. Планирование как экономическую категорию можно рассматривать с общеэкономической и управленческой позиций.

С позиций управления производством, планирование - одна из важнейших основных функций. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Предположим, существует какая-то социально - экономическая система или подсистема. В ней есть субъект (тот, кто воздействует, обозначим его через S) и объект (тот, на кого воздействуют, обозначим его через О). Взаимодействие между субъектом и объектом происходит посредством реализации основных функций управления. Таких функций семь:

Информация о работе Анализ и менеджмент экономической деятельности