Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 13:59, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы, влияющие на эти показатели.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучить экономический анализ в управлении объемом производства и продаж.
2. Дать краткую организационно-экономическую характеристику организации.
3. Провести анализ объемов производства и продаж.
На основании таблицы 3.11 видно, что на ООО «ЭМК» коэффициент вариации составляет 0,094. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 9,4%.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также степень аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. На ООО «ЭМК» он равен Каритм = 0,055 + 0,071 +0,134 = 0,26.
Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100.
Например, за первую декаду план выпуска недовыполнен на 960 тыс. руб., или на 3%, по причине несвоевременной поставки сырья и на 800 тыс. руб., или на 2,5%, по причине неисправности оборудования. Отсюда доля первого фактора в изменении общего показателя аритмичности составляет 11,5% (0,03 / 0,26 х 100), а второго - 9,6% (0,025 / 0,26 х 100). В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.
Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленном исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства (100 800 - 36 288 х 3 = 8 064 тыс. руб.).
Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема:
Рис. 4. 1. Схема факторной системы объема реализации продукции
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции:
ГПн + ТП = РП + ГПк
Следовательно, РП = ГП н + ТП – ГПк.
ГПн + ТП + Отн = РП + ОТк + ГПк.
РП = ГПн + ТП + Отн – Отк – ГПк,
где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП – стоимость выпуска товарной продукции;
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
Отн, Отк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения этих факторов требуется анализ баланса товарной продукции.
Таблица 4.1
Анализ факторов изменения объема реализации продукции
Показатель
|
Сумма в плановых ценах, тыс. руб. | ||
план |
Факт |
+,- | |
1. Остаток готовой продукции на начало года |
2 000 |
2 000 |
|
2. Выпуск товарной продукции |
96 000 |
100 800 |
+ 4 800 |
3. Остаток готовой продукции на конец года |
2 200 |
3 545 |
+ 1 345 |
4. Отгрузка продукции за год (п.1 + п.2 - п.З) |
95 800 |
99 255 |
+ 3 455 |
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям: 5.1. на начало года 5.2. наконец года |
4 450 5 000 |
4 500 7 155 |
+ 50 + 2 155 |
6. Реализация продукции (п.4 + п.5.1 - п.5.2) |
95 250 |
96 600 |
+ 1350 |
Из таблицы 4.1 видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателям и разработать конкретные меры по ускорению реализации продукции и получению выручки [25].
Сделаем вывод, что объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усилия конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить не только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
В процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки [21].
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции:
ВП = ЧР * ГВ
РП = ЧР * ГВ * Дв
эффективность их использования:
ВП = ОПФ * ФО
РП = ОПФ * ФО *Дв
использования:
ВП = МЗ * МО
РП = МЗ * МО * Дв,
где ЧР – численность рабочих,
ГВ – годовая выработка,
Дв – доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме
валовой продукции,
ОПФ – основные производственные фонды,
ФО – фондоотдача,
МЗ – материальные запасы,
МО – материалоотдача.
Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:
DВП xi = DГВ * ЧР ф,
DВП xi = DФО xi * ОПФ ф,
Где, DВП xi - изменение валовой продукции;
DГВ – изменение годовой выработки;
ЧР ф – фактическая численность рабочих;
DФО xi – изменение фондоотдачи;
ОПФ ф – основные производственные фонды по факту;
Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции отражены на рисунке 4.2.
Рис.4.2. Резервы роста объема реализации продукции
Резервы роста производства продукции состоят из трех групп:
а) создание дополнительных рабочих мест;
б) сокращение потерь рабочего времени;
в) повышение уровня производительности труда.
а) приобретение дополнительных машин и оборудования;
б) более полное использование их фонда рабочего времени;
в) повышение производительности работы оборудования;
а) дополнительное приобретение сырья и материалов;
б) сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов;
в) сокращение норм расходы сырья и материалов на единицу продукции.
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
РВПкр = РКР * ГВф,
РВПфрв = РФРВ *ЧВф,
РВПчв = РЧВ * ФРВв,
где РВПкр, РВПфрв, РВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;
РКР - резерв увеличения количества рабочих мест;
РФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени;
РЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;
ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машино-час (РЧВ) рассчитывают по формуле:
РВПк = РК * ГВф,
РВПт = РТ * ЧВф,
РВПчв = РЧВ * Тв.
По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расходы на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. затем результаты суммируются по всем видам продукции:
РВП = å(РМj / НРji пл * Цi пл)
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после результаты суммируются:
РВП = å(Р¯ОТХj / НРji пл * Цi пл)
в) планируемое сокращение нормы расходы j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
РВП = å(Р¯НРji * VВПi пл /НРji пл * Цi пл).
Далее нужно обобщить выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции. Источником информации послужил бизнес-план ООО «ЭМК» на 2013 год. Для этого построим еще одну аналитическую таблицу:
Таблица 4.2
Резервы увеличения выпуска продукции в ООО «ЭМК», тыс. руб.
Источник резервов |
Резервы увеличения выпуска продукции за счет | ||
Трудовых ресурсов |
Средств труда |
Предметов труда | |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Увеличение количества ресурсов |
- |
1 000 |
2 500 |
2. Более полное использование рабочего времени |
1 000 |
2 340 |
- |
3. Повышение производительности труда |
1 050 |
- |
- |
4. Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов |
- |
- |
230 |
5. Снижение норм расхода сырья и материалов |
- |
- |
450 |
Итого: |
2 050 |
3 340 |
3 180 |
3340 – 2050 = 1290 тыс. руб.
3340 – 3180 = 160 тыс.. руб.
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.
Вывод: на ООО «ЭМК» резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам 1290 тыс. рублей, а по материальным ресурсам – 160 тыс. рублей.
При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.
При анализе производства и реализации готовой продукции в ООО «ЭМК» было выявлено, что за пять лет объем производства возрос на 12%, а объем реализации - на 7,9%.
Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями, необходимо стремится, чтобы объем производства и реализации были примерно одинаковыми, либо сокращать выпуск отдельных видов продукции, учитывая спрос на них.
За отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации - только на 1,42%. Это также свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
За отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 тыс. руб., или на 10%, а в целом за год – на сумму 4800 тыс. руб. или на 5%.
Недовыполнение план по договорам произошло в связи с тем, что некоторые покупатели отказались от продукции ООО «ЭМК», найдя другого поставщика оборудования, по более дешевым ценам, в связи с чем договора были расторгнуты.
ООО «ЭМК» необходимо стремится, чтобы объем производства и реализации были примерно одинаковыми, либо сокращать выпуск отдельных видов продукции, учитывая спрос на них. Также необходимо стремится выполнять все условия договора, чтобы покупатель был доволен, идти на снижение цен, делать скидки постоянным покупателем, тогда не возникнет невыполнение договорных обязательств.
Были рассчитаны резервы роста реализации продукции ООО «ЭМК», из чего был сделан вывод: на ООО «ЭМК» резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам 1290 тыс. рублей, а по материальным ресурсам – 160 тыс. рублей.
Информация о работе Анализ и управление объемами производства и продаж