Анализ и управление объемами производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы, влияющие на эти показатели.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучить экономический анализ в управлении объемом производства и продаж.
2. Дать краткую организационно-экономическую характеристику организации.
3. Провести анализ объемов производства и продаж.

Файлы: 1 файл

кур раб.Анализ и управление объемами производства и продаж. Перова.docx

— 109.56 Кб (Скачать файл)

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. В курсовой я применяю среднегеометрическую взвешенную.

Для наглядности динамика товарной и валовой продукции может быть изображена с помощью графиков, в виде столбчатых и полосовых диаграмм.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства [30].

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятия, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл)  и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):

Кд.п. = (Оппл – Опн) / ОПпл

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

 

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (Таблица 3.1).

Таблица 3.1

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

 

Год

Объем производства           продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, млн. руб.

Темпы роста, %

 

 

Базисные

Цепные

 

базисные

Цепные

2008

90 000

100

100

89 500

100

100

2009

92 400

102,7

102,7

92 600

103,4

103,4

2010

95 800

106,4

103,6

94 300

105,4

101,8

2011

94 100

104,5

98,2

93 500

104,4

99,2

2012

100 800

112

107,1

96 600

107,9

103,0


 

Трб2009=92400/90000*100=102,7%

Трц2009=92400/90000*100=102,7%

Трб2010=95800/90000*100=106,4%

Трц2010=95800/92400*100=103,6%

Трб2011=94100/90000*100=104,5%

Трц2011=94100/95800*100=98,2%

Трб2012=100800/90000*100=112%

Трц2012=100800/94100*100=107,1%

Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12%, а объем реализации - на 7,9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали (рис. 3.2), то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Рентабельность продаж 2011=654/94100*100=0,69%

Рентабельность продаж 2012 год =2554/100800*100=2,53%

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической:


Тр = n-1ÖТ1 * Т2 * …. * Тn ,    Тпр = Тр – 100%;

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции:

Твып.п = ÖТ1 * Т2 * Т3*Т4*Т5 = Ö1,0 * 1,027 * 1,036*0,982*1,071 = Ö1,119 = 1,0578 = 105,78 %


Тпр = 105,78 – 100 = 5,78 %

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:

Трп =Ö1,0 * 1,034 * 1,018*0,992*1,03 = Ö1,076 = 1,037 = 103,7

Тпр = 103,7 – 100 = 3,7 %

Рис. 3.2. Динамика производства и реализации продукции   за период с 2008 по 2012 год

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ООО «ЭМК» за 2013 год

Изделие

 

Объем производства продукции, тыс. руб.

Реализация продукции, тыс. руб.

план

факт

+,-

%  к плану

План

факт

+,-

%  к плану

ЯУ8253

ЩЭ-на 3 кв.

ШРУЭ3-8-60

ОЩВ-9

 

 

 

28 800

33 600

19 200

14 400

25 200

33 264

22 176

20 160

-3 600

-336

+ 2976

+ 5760

-12,5

-1,0

+ 15,5

+ 40,0

28 500

33 600

18 900

14 250

24 250

31800 21350

19200

-4 250

-1800

+ 2450

+4950

-14,9

-5,35

+ 13,0

+ 34,7

Итого

96 000

100800

+ 4800

+ 5,0

95 250

96 600

+ 1350

+ 1,42


Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации - только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Как видно из таблицы, в 2013 году перевыполнили план по производству и реализации щитков ОЩВ-9 на 40% и 34,7%  соответственно, тогда как наибольшее недовыполнение плана наблюдается  по ящикам управления ЯУ8253 (выпуска продукции на сумму  3600 тыс. руб. или 12,5%, реализации продукции – на сумму 4250 тыс.руб. или  14,9 %).

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций.

 Кроме того, в условиях конкуренции  предприятие может потерять рынки  сбыта продукции, что повлечет  за собой спад производства.

Вывод: предприятию необходимо тщательно следить за выполнением плана по договорам.

 Проведем анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции  в ООО «ЭМК» за март 2013 г. и в целом за год (таблица 3.3, 3.4).

Таблица 3.3

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции ООО «ЭМК» за март 2013 г.

Изделие

Потребитель

План        поставки       по договору, тыс. руб.

Фактически      отгружено, тыс.руб.

Недопоставка  продукции, тыс.руб.

Зачетный объем    в

пределах плана, тыс.руб.

Ящик управления ЯУ8253

1. ООО «ЭМК сервис»

800

850

 

800

2. ООО «Трамп»

800

750

-50

750

3.ООО «Вип-Мастер»

600

700

 

600

Щитки этажные ЩЭ-на 3 кв.

1. ООО «ЭМК сервис»

500

500

 

500

2. ООО «Трамп»

1200

1050

- 150

1050

И т.д.

         

Итого

 

8 000

8 500

-800

7 200


Из таблицы 3.3 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 8000 тыс. руб., или на 10%, а в целом за год – на сумму 4800 тыс.руб. или на 5% (табл.3.4).

Недовыполнение план по договорам произошло в связи с тем, что некоторые покупатели отказались от  продукции ООО «ЭМК», найдя другого поставщика оборудования,  по более дешевым ценам, в связи с чем договора были расторгнуты.

 Таблица 3.4

Анализ выполнения договорных обязательств за 2013 год, тыс. руб.

Месяц

План  поставки продукции

Недопоставка продукции

Выполнение, %

 

за месяц

с   начала года

за месяц

с   начала года

за    месяц

с начала года

Январь Февраль Март

Декабрь

7 500

 7 800

8 000

9 500

7 500

15 300

23 300

95 850

-300

-100

-800

-

-300

-400

-1200

-4 800

96,0

98,7

90,0

100,0

96,0

 97,4

94,8

95,0


 

На основании таблицы можно сделать вывод, что наибольше количество невыполнения плана по поставке продукции пришлось на март 2013 года и составила  800 тыс. руб., на январь 2013 года пришлось  недовыполнение плана на сумму 300 тыс. руб., а на февраль -100 тыс.руб.   

При анализе товарной  продукции устанавливают выполнение плана по номенклатуре и ассортименту продукции, что мы и рассмотрим в следующем разделе.

На основании выше проделанных расчетов можно сделать следующий  вывод: необходимо стремится, чтобы объем производства и реализации были примерно одинаковыми, либо сокращать выпуск отдельных видов продукции, учитывая спрос на них. Также  необходимо стремится выполнять все условия договора, чтобы покупатель был доволен, идти на снижение цен, делать скидки постоянным покупателем, тогда не возникнет невыполнение договорных обязательств.

3.3. Анализ ассортимента и реализации продукции

 Номенклатура – это перечень наименований изделий и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.

Ассортимент  - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает: полный; групповой; внутригрупповой [34].

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

  определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

  оценку  уровня конкурентоспособности выпускаемой  или планируемой к  выпуску  продукции;

  изучение  жизненного цикла изделий и  принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

 оценку  экономической эффективности и  степени риска изменений в  ассортименте продукции.

Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:

Внутренние причины: недостатки в организации производства; плохое техническое состояние оборудования; простои; аварии; недостаток средств; недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Внешние причины: конъюнктура рынка; изменение спроса на отдельные виды продукции; состояние материально-технического обеспечения; несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все  экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке; материалоемкость; себестоимость товарной продукции; прибыль; рентабельность [29].

Информация о работе Анализ и управление объемами производства и продаж