Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:49, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.
Введение 4
1. История антимонопольного законодательства 6
2. Антимонопольная политика и антимонопольное
законодательство: понятие, основные принципы 9
3. Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой 15
3.1 Антимонопольное законодательство в Канаде и США 17
3.2 Антимонопольное законодательство в Великобритании 19
3.3 Антимонопольное законодательство во Франции 21
3.4 Антимонопольное законодательство в Германии 22
3.5Антимонопольное законодательство в Италии, Японии 24
4. Анализ использования антимонопольного регулирования
за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь 25
Заключение 35
Список использованных источников 38
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 39с., 2 табл., 15 источников
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
Объектом и предметом исследования является антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой
Цель работы проанализировать состояние и уровень современного антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой, а так же какие меры и способы применяют власти для антимонопольного регулирования, сравнить и проанализировать возможности применения зарубежного опыта антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.
При выполнении работы использованы методы: логический, анализ, синтез, индукция, дедукция, группировка и сравнение.
Автор подтверждает,
что приведенный в работе расчетно-аналитический
материал правильно и объективно отражает
состояние исследуемого процесса, а все
заимствованные из литературных и других
источников теоретические, методологические
и методические положения и концепции
сопровождаются ссылками на их авторов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
1.
История антимонопольного
2.
Антимонопольная политика и
законодательство: понятие, основные принципы 9
3. Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой 15
3.1
Антимонопольное
3.2
Антимонопольное
3.3
Антимонопольное
3.4
Антимонопольное
3.5Антимонопольное законодательство в Италии, Японии 24
4.
Анализ использования
за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь 25
Заключение 35
Список
использованных источников 38
ВВЕДЕНИЕ
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
Система
государственного регулирования экономики,
сформировавшаяся во всех индустриально
развитых странах, в качестве обязательного
элемента предусматривает создание
благоприятных условий для
Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.
В
данной курсовой работе я рассмотрю
основные причины возникновения
монополий; понятие, основные принципы
антимонопольной политики и антимонопольного
законодательства, особенности современной
монополизации экономики; государственный
контроль за монополистической
1.История антимонопольного законодательства
Первый в современной истории
антимонопольный закон был
На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше — в отдельных штатах США. Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями. Так, пшеница в 1889 году стоила на 35 % дешевле, чем десятью годами ранее, свинина за 1883—1889 гг. упала в цене на 19 %, говяжья вырезка — на 39 %, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8 %. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50 %.
Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман, добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. Как показывает его переписка с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерман защищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, от удешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. В частности, он лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозку нефти в цистернах, а не в бочках.
Среди
отраслей, которые в Конгрессе
считались монополизированными, были
производство нефти, сахара, рельсов, свинца,
цинка, джута, угля и хлопкового масла.
Но во всех перечисленных отраслях, о которых
доступны соответствующие данные, производство
между 1880 и 1890 гг.
росло быстрее, чем американское производство
в целом. ВНП США за данный период вырос
в реальном выражении на 24 %, а в номинальном
на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях,
где были образованы тресты, то в номинальном
измерении он вырос за это время на 62 %,
а в реальном — на 175 %. Таким образом, тресты
обеспечивали рост производства и снижение
цен.
Таблица 1.1 Рост выпуска в отдельных отраслях промышленности США в 1880—1890 гг.
Номинальный ВВП | 16% | Реальный ВВП | 24% | |
Средний по «монополизированным отраслям» | 62% | Средний по «монополизированным отраслям» | 175% | |
Хлопковое масло | 151% | Сталь | 258% | |
Изделия из кожи | 133% | Цинк | 156% | |
Веревки и шпагат | 166% | Уголь | 153% | |
Джут | 57% | Стальные рельсы | 142% | |
Нефть | 79% | |||
Сахар | 75% |
Рост цен | % |
ИЦП по экономике в целом | -7 |
«Монополизированные отрасли» | |
Сталь | -53 |
Очищенный сахар | -22 |
Свинец | -12 |
Цинк | -20 |
Таблица
1.2 - Рост цен в отдельных отраслях промышленности
США в 1880—1890 гг.
2.
Антимонопольная политика
и антимонопольное законодательство:
понятие, основные принципы
Монополия (от греч. Monopolium- один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.
Монополизм находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).
Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.
Существенными признаками монополии являются обладание субъектом собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.
Главная ограничительная сила рыночной власти монополии – эластичность спроса на её продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
-Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
-Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.