Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:49, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.
Введение 4
1. История антимонопольного законодательства 6
2. Антимонопольная политика и антимонопольное
законодательство: понятие, основные принципы 9
3. Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой 15
3.1 Антимонопольное законодательство в Канаде и США 17
3.2 Антимонопольное законодательство в Великобритании 19
3.3 Антимонопольное законодательство во Франции 21
3.4 Антимонопольное законодательство в Германии 22
3.5Антимонопольное законодательство в Италии, Японии 24
4. Анализ использования антимонопольного регулирования
за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь 25
Заключение 35
Список использованных источников 38
Однако
в действительности случаи ужесточения
по отношению к компаниям-
3.2 Антимонопольное законодательство в Великобритании
В
европейских странах
В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.
Великобритания,
в которой сложились две системы контроля
за монополиями. В первой из них, основанной
на законах о добросовестной торговле
и о конкуренции, ключевую роль играют
Ведомство по добросовестной торговле,
Комиссия по монополиям, государственный
секретарь торговли и промышленности.
Вторая система контроля, предусмотренная
законодательством об ограничительной
торговой практике, ключевую роль отводит
Суду по ограничительной практике. В целом
законодательство либеральнее американского
антитрестовского, так как следует традиционной
британской политике свободы торговли
и минимизации прямого государственного
вмешательства в хозяйственную деятельность
предпринимателей. В функции Ведомства
входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях
господствующим положением, передача
дел о монопольной ситуации в какой-либо
отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление
контроля за предполагаемыми слияниями
предприятий, передача дел о картельных
договорах в суд по ограничительной практике,
возбуждение дел по поводу установления
и поддержания перепродажных цен. Основная
задача Комиссии по монополиями слияниям
заключается в проведении расследования
и составления докладов по поводу наличия
(или возможности возникновения) монопольной
ситуации либо осуществления слияния
предприятий. В случае если Комиссия по
монополиям придет к заключению о нарушении
публичных интересов, государственный
секретарь имеет широкие полномочия по
применению различных мер воздействия
на правонарушителя: вынесение постановлений
о прекращении действия договора, о запретах
в поставке товаров, связывающих сделок,
дискриминации, о запрете или ограничении
слияний, о разделении предприятий путем
продажи каких-либо их частей или каким-то
иным способом.
3.3 Антимонопольное законодательство во Франции
Во
Франции антимонопольное
В
вопросе контроля процессов слияния
более жесткую позицию
Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.
Совет
по вопросам конкуренции считается
независимым административным органом,
на решения которого министр экономики
не может налагать “вето”. Он выполняет
консультативные функции по заказу
различных учреждений, а также
может применять санкции: предписать
предприятию или лицу прекратить
инкриминируемую деятельность в
течение определенного срока; наложить
на предприятие или лицо денежный
штраф, максимальная величина которого
составляет 5% торгового оборота
предприятия нарушителя; потребовать
от нарушителя опубликовать приговор
Совета в определенных журналах. Если
предприятие, ставшее жертвой
3.4 Антимонопольное законодательство в Германии
В
ФРГ государственным
3.5 Антимонопольное законодательство в Италии, Японии
Из
европейских стран наиболее поздно
антимонопольное
В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.
Достаточно
либеральным считается
Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.
На
Западе антимонопольная политика –
это гибкая система постоянно
действующих, мобильно перестраивающихся
мер и санкций, носящих запретительный,
ограничительный или
4. Анализ
использования антимонопольного
регулирования за рубежом
и возможность его применения
в Республике Беларусь
Монополизм
в Республике Беларусь отличается от
монополизма в странах с
В
Республике Беларусь государственный
монополизм проявляется прежде всего
в сфере управления, обуславливая
монополизм хозяйствующих субъектов
как в сфере производства, так
и в сфере обращения. В зависимости
от критериев можно выделить: по
происхождению - естественный и искусственный
монополизм, по степени влияния - всеобщий,
абсолютный и т.н. олигополию, по сфере
влияния – отраслевой и межотраслевой,
по территориальному признаку - тотальный
и локальный, по функциональной роли-
ведомственный, должностной и
Уровень
монополизации белорусской
Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным - они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.
Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития - всё это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.
Экономическая ситуация в Беларуси характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, государство инициирует монополизацию экономики путём интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. [10, c. 100-111]
Демонополизация экономики предполагает, что предприятия могут свободно реализовывать свою продукцию любому нуждающемуся в ней потребителю, а потребитель имеет возможность выбора поставщика продукции.
Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемся экономическом кризисе. Необходимость его обусловили:
1)
высокий уровень концентрации
и слабая диверсификация
2) преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;
3)
формирование квазирыночных
4)
усиление злоупотреблений
В
Республике Беларусь предприятие признаётся
занимающим доминирующее положение
на рынке определённого товара, если,
во-первых, его доля продаж превышает
некоторую величину, установленную
уполномоченным республиканским органом
государственного управления (за исключением
случаев государственной и
Начало
государственной политики в области
антимонопольного регулирования положено
принятием в декабре 1992 г. первого
в истории республики антимонопольного
закона "О противодействии