Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:49, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.
Введение 4
1. История антимонопольного законодательства 6
2. Антимонопольная политика и антимонопольное
законодательство: понятие, основные принципы 9
3. Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой 15
3.1 Антимонопольное законодательство в Канаде и США 17
3.2 Антимонопольное законодательство в Великобритании 19
3.3 Антимонопольное законодательство во Франции 21
3.4 Антимонопольное законодательство в Германии 22
3.5Антимонопольное законодательство в Италии, Японии 24
4. Анализ использования антимонопольного регулирования
за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь 25
Заключение 35
Список использованных источников 38
-Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.
Монополизм
в экономике государства
Негативными
последствиями монополизма
1)
на уровне общества —
2)
на уровне отрасли —
3)
на уровне предприятия —
4)
на уровне отдельного
Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.
Антиподами
монополизма всегда были рынок и
конкуренция, основанные на частной
собственности на средства производства
и предпринимательскую
Демонополизация экономики - это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
Антимонопольная
политика государства всегда опирается
на антимонопольное
Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.
В
основу комплекса государственных
мер, составляющих антимонопольную
политику, заложено общее концептуальное
представление, согласно которому наивысшее
благосостояние граждан достигается
в случае, когда они имеют возможность
свободно обмениваться производимыми
ими товарами и услугами на конкурентном
рынке. Причем считается, что если все
сделки по подобному обмену будут
заключаться на уровне цен, устанавливаемых
в результате конкурентной борьбы между
поставщиками товаров и услуг, то
общество в целом получит больший
объем материальных благ, чем в
случае, когда часть подобных сделок
будут заключаться по ценам, отклоняющимся
от конкурентных в сторону, как завышения,
так и занижения. Конкурентный рынок,
таким образом, выступает универсальным
регулятором общественного
Разработка
и принятие антимонопольного законодательства
— одно из самых важных средств
государственного регулирования экономики.
В современный период главная
особенность этого
Существуют две основные формы борьбы с монополиями:
1)
предупреждение создания
2)
ограничение использования
Для
проведения антимонопольной политики
государство создает
Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. [3, c. 324-325]
Опыт
развитых стран свидетельствует, что
антитрестовская политика оказалась
малоэффективной и влияла лишь на
формы централизации капитала, но
сам процесс монополизации она
не приостановила. Противодействие
монополизации экономики
Незаконными
признаются действия субъектов, направленные
на территориальный раздел рынков,
бойкот конкурентов, прикрепление покупателя
к определенным источникам снабжения,
установление согласованных цен
и скидок, на согласование квот производства
с целью манипулирования
В
странах Восточной Европы проблема
антимонопольного регулирования возникла
сравнительно недавно. Следует отметить,
что монополии здесь были созданы
искусственно, путем концентрации производства,
приведшей к образованию
Обобщая
сказанное, отметим, что свободная
конкуренция обусловила
концентрацию производства, приведшую
не к появлению, а к господству рыночных
монополий. Наиболее распространенными
их видами являются чистая, или абсолютная,
естественная и искусственная, производственная
и организационная монополии. Классическими
организационными формами монополий являются
картели, синдикаты, тресты, концерны,
которые в модернизированном виде существуют
и в настоящее время.
3.
Государственный контроль
за монополистической
деятельностью в странах
с развитой рыночной
экономикой
В странах с развитыми рыночными системами ответственность за судьбу рынка и создание условий для его эффективного функционирования взяло на себя государство, встав на защиту рыночной конкуренции, найдя действенные средства антимонопольной профилактики.
Во
всех промышленно развитых странах
в настоящее время
Разработка
и принятие антимонопольного законодательства
— одно из самых важных средств
такого государственного регулирования
экономики. В современный период
главная особенность этого
В развитых странах
Исторически
сложилось две системы
3.1 Антимонопольное законодательство в Канаде и США
Наиболее
разработанным принято считать
антимонопольное
Антимонопольный закон Шермана 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется "всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности. .." В этом законе также указывается, что "каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую-либо отрасль торговой операции... будет считаться правонарушителем". В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление", карающееся не только денежными штрафами, но и тюремным заключением. В особых случаях суд может вынести решение о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.
С
точки зрения американского
Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния — слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" — признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.
Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.
Вертикальные
слияния — это слияния фирм,
специализирующихся на разных стадиях
производительного процесса в одной
отрасли. Такие слияния также
не допускаются, если каждая фирма обладает
10 или более процентами соответствующего
рынка. Считается, что вертикальные
слияния сокращают возможности
конкуренции между компаниями-
В
США предусматриваются