Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:49, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.
Введение 4
1. История антимонопольного законодательства 6
2. Антимонопольная политика и антимонопольное
законодательство: понятие, основные принципы 9
3. Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой 15
3.1 Антимонопольное законодательство в Канаде и США 17
3.2 Антимонопольное законодательство в Великобритании 19
3.3 Антимонопольное законодательство во Франции 21
3.4 Антимонопольное законодательство в Германии 22
3.5Антимонопольное законодательство в Италии, Японии 24
4. Анализ использования антимонопольного регулирования
за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь 25
Заключение 35
Список использованных источников 38
1.
Становление в нерыночной
2.
Формальное заимствование
3.Охват
практически всех
4.
Выполнение роли инструмента
макро- и микроэкономической
5.
Осуществление в условиях
6.
Нацеленность на уменьшение
7.
Направленность на становление
конкурентных отношений, в то
время как на Западе - на устранение
барьеров, препятствующих развитию
конкуренции. Эта особенность
объясняется тем, что в
Монополистическую
деятельность применительно к национальной
экономической системе
Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом:
1)
неблагоприятного состояния
2)
ограниченной собственной
3) высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.
Организационными мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, между предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).
Специализированным
органом, обеспечивающим координацию,
реализацию и контроль за мерами по
ограничению и устранению монополизма
и его проявлений в хозяйственной
деятельности, но развитию конкуренции
и предпринимательства ранее
выступали Государственный
Основными направлениями антимонопольной деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.
В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.
Аналогичная
ситуация складывается с торговыми
предприятиями и предприятиями
сферы услуг, антимонопольное регулирование
которых осуществляется территориальными
органами. В настоящее время уже
определено около 30 позиций услуг
и 100 товарных групп, по которым необходимо
вести постоянное наблюдение на областных
товарных рынках и применять ту или
иную форму государственного регулирования.
Для ограничения
С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных структур, а также новых процессов и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:
1)
устранение монополизма на
2)
контроль за реорганизацией
3) предупреждение, ограничение и пресечение антиконкурентных действий "искусственных" монополий;
4)
снижение отрицательных
сохраняющегося
по технологическим и
Эффективность
антимонопольного регулирований в
Беларуси снижают слабая законодательная
дисциплина, развитие нелегитимных экономических
процессов, диффузия институтов, специфика
субъектов антимонопольного регулирования
(бюрократизация и коррупция в
государственном аппарате). Без реформы
системы экономических
В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов. Министерство предпринимательства и инвестиций подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности иразвитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной политики внастоящее время являются
а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход кэкономическим методам государственного регулирования на макроуровне;
б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;
в)
обеспечение притока
г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.
Антимонопольная политика в области ценообразования была направлена в основном на сужение сферы прямого государственного регулирования цен на продукцию и услуги предприятии на базе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен. [9, c. 55-56]
Государственное
антимонопольное регулирование
нуждается в детальном анализе
ситуации на товарных рынках республики.
Однако эта работа осложняетсянеудовлетворительны
Обобщая
сказанное, следует подчеркнуть, что
в условиях перехода к рынку речь
должна идти не столько о борьбе
с монополизмом, о разработке и
принятии пакета антимонопольных законов,
сколько о формировании конкурентных
отношений, на защиту которых и следует
направить антимонопольное
В отечественной экономике до настоящего времени остается прежней природа формирования монопольных структур, т.е. они создаются не в результате естественных процессов концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив данную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
Бесспорно,
в некоторых случаях (но лишь в
малом количестве от их общего количества)
существование монополии
Антимонопольная
служба Республики Беларуси еще очень
молода, но уже сделаны ее первые
шаги к нормализации ситуации по данным
проблемам. Намного больше ей еще
предстоит сделать, и эти действия
должны осуществляться одновременно с
усовершенствованием
К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся: