Анализ конкурентоспособности организации /продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………….........................5
I. Общетеоретические основы оценки уровня конкурентоспособности организации / продукции.……………………………………………....5
1.1. Значение и информационное обеспечение анализа конкурентоспособности.…………………………………...……5
1.2. Методики оценки уровня конкурентоспособности организации / продукции.……………………………………...10
II. Рыночная оценка уровня конкурентоспособности организации / продукции, на примере ООО «АгроТрансАвто»..…………………..16
Заключение ………………………………………………………………………20
Список использованных источников..……………………………………….…23

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 178.61 Кб (Скачать файл)

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать: 
- улучшение экономического положения предприятия; 
- расширение или завоевание новых рынков сбыта; 
- достижение технического уровня продукции, превышающего 
уровень ведущих предприятий и фирм; 
- ориентацию на удовлетворение требований потребителя определен-ных отраслей или определенных регионов; 
- освоение изделий, функциональные возможности которых 
реализуются на новых принципах; 
- улучшение важнейших показателей качества продукции; 
- снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции; 
- увеличение сроков гарантии на продукцию; 
- развитие сервиса.

 

    1. Методики оценки уровня конкурентоспособности организации / продукции

   При оценке уровня конкурентоспособности продукции применяются следующие методы:

- дифференциальный;

- комплексный;

- смешанный.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности.

 (i = 1………,n) (1)

 (2)

где Pi - значение i-го показателя;

Рi*б - базовое значение i-го показателя;

n-количество  показателей.

Из формул (1), (2) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя отвечает повышение конкурентоспособности продукции. Например: относительное значение мощности изделия вычисляется по формуле (1), а для удельного расхода топлива по формуле (2).

    Как правило, по величинам единичных показателей не представляется возможным однозначно оценить уровень конкурентоспособности продукции. В связи с этим, широкое применение нашли комплексные и смешанные методы оценки.

Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей.

 Узловым  моментом при оценке конкурентоспособности  является расчет общего показателя  уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле (3):

 (3)

где I (t), Iб (t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;

П , Пб  - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;

З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.

Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле (4):

 (4)

где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца;

,

средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году службы соответственно оцениваемого и базового образца;

T - срок  службы;

n - количество  статей эксплуатационных затрат.

При неполной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сравнении отечественных и зарубежных образцов, следует применять относительный интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы (3):

 (5)

где  - отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца;

q - отношение  единовременных затрат потребителя  на приобретение оцениваемого  и базового образцов;

mзб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;

T' - отношение  сроков службы оцениваемого и  базового образца;

 - относительное значение i-ого показателя  качества продукции (i = 1………….,n);

miб - доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах, mзб +,……. .,+mnб = 1;

Pi, Piб - значение i - го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат; 4

При К (t) ≥ 1 продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К (t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.

    Для определения уровня конкурентоспособности продукции может быть использован и смешанный метод оценки.

Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей.

При этом методе проводятся следующие мероприятия:

1. наиболее важные показатели  используются как единичные;

2. остальные единичные показатели  объединяются в группы, для каждой  из которых определяются групповые  показатели;

3. на основе полученной совокупности  групповых и единичных показателей  качества оценивается уровень  конкурентоспособности дифференциальным  методом.

Данный метод имеет ряд недостатков:

1) во всех случаях предполагается  линейная зависимость конкурентоспособности  от значения критерия, то есть по всем параметрам спроса равна 1;

2) не учитывается то, что для  нескольких критериев существуют  ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых, конкурентоспособность  продукции стремится к нулю;

3) при сравнении нескольких товаров  необходимо проведение расчётов  для каждой пары в отдельности;

4) сложно установить весовое  значение показателей, особенно  для большого количества критериев;

5) невозможно оценить степень  влияния на конкурентоспособность  продукции факторов, не поддающихся  количественной оценке;

6) данным методом рассчитывается  конкурентоспособность одного объекта  относительно другого, а не уровень  конкурентоспособности вообще;

7) существует определённая сложность  выбора базы сравнения, особенно  в случаях, когда в качестве  таковой необходимо принять ряд  существующих образцов. Возникает  вопрос: какой товар является  лучшим?

    Перечисленные выше методики до сих пор используют на предприятиях, но все большее и большее распространение в России получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.

    Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Госкомстата затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение – это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило, эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.

    Также существуют и аналитические методы статистики определения конкурентоспособности продукции, основанные на методе сравнения. именно они и составляют методологический фундамент конкурентоспособности товара. Обобщённый алгоритм, принятый большинством российских ученых, предполагает выполнение следующих процедур: эксперты определяют уровень ценовых и потребительских характеристик тестируемого продукта и соотносят их с одноименными составляющими заранее определенного товара-конкурента. Это узкий подход, который применим преимущественно для узкоспециализированных товаров, функционирующих в рыночной нише.

    Оценка конкурентоспособности продукции является исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции.

    Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это:

- дифференциальный, в результате  оценки которого устанавливается: достигнут ли уровень параметров  базовой техники, по каким параметрам  он не достигнут, какие из параметров  наиболее сильно отличаются от  базовых.

- маркетинговый (комплексный) основанный на применении  групповых, интегральных, смешанных  показателей или сопоставлении  показателей удельных полезных  эффектов разрабатываемой продукции  и продукции аналога-конкурента  с учетом весомости каждого  параметра.

 

    1. РЫНОЧНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОДУКЦИИ

 

   Выявим рыночную оценку  уровня конкурентоспособности на примере сельскохозяйственной организации «АгроТрансАвто». Основной продукцией являются: семена пшеницы, ячмень, овес, подсолнух, кукуруза, сахарная свекла и т.д.

   Экономическая практика уже давно показала, что потребители на рынке не выступают единым целым: они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами, что необходимо учитывать как в теоретических, так и в практических разработках, посвященных конкурентоспособности. Именно это обстоятельство учитывается маркетологами ООО «АгроТрансАвто» при сегментировании рынка и позиционировании товара.

   Для оценки конкурентоспособности продукции ООО «АгроТрансАвто» возьмем продукцию, которая имеет наибольший спрос у покупателей – сахарная свекла. По результатам опроса основных потребителей – ЭФКО, ПродемиксХолдинг, Центрально-Черноземный Агро- Промышленный комплекс (ЦЧ АПК) и государственных организаций специалистами отдела маркетинга ООО «АгроТрансАвто» были выделены наиболее весомые показатели, влияющие на конкурентоспособность продукции:

долговременность использования без дополнительных затрат (46%);

качество (31%);

цена (14%);

сроки поставки (9%).

   Оценку конкурентоспособности сахарной свеклы произведем исходя из вышеуказанных критериев.

   Оценки в баллах по качеству обслуживания были даны респондентами в пределах от 1 до 10. По результатам проведенного анализа в качестве образца, обладающими наибольшими параметрами конкурентоспособности принят образец аналогичный вышеуказанного.

   С целью определения уровня конкурентоспособности сахарной свеклы, имеющей наибольший спрос по основным названным факторам на основании полученных исходных данных, произведем оценку конкурентоспособности по методике: дифференциальным, комплексным и смешанным методами.

Источник: Данные опроса покупателей ООО "АгроТрансАвто".

Расчет показателей конкурентоспособности дифференциальным методом произведем по формуле (1).

Поэтому расчет единичного показателя для кукурузы:

,

,

Суммарный индекс конкурентоспособности будет равен 0,635.

Расчет единичного показателя для подсолнечника:

,

Суммарный индекс конкурентоспособности будет равен 0,723.

Расчет единичного показателя для сахарной свеклы:

,

Суммарный индекс конкурентоспособности будет равен 0,901.

Таким образом, наиболее конкурентоспособной продукцией ООО «АгроТрансАвто» является сахарная свекла, так как она имеет наиболее высокие единичные и суммарный индексы конкурентоспособности.

  По параметрам долговечности и удобства, качества и срокам поставки рассматриваемые образцы имеют низкий уровень конкурентоспособности. По экономическим параметрам рассматриваемые товары вполне конкурентоспособны.

    Аналогично можно произвести  расчет комплексным и смешанным  методом.

    Кроме этого, принимая во внимание то обстоятельство, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей, в рамках оценки конкурентоспособности продукции следует рассмотреть ценовую политику предприятия и оценить ее влияние на конкурентоспособность производимой продукции.

   Ценовая политика ООО «АгроТрансАвто» представляет собой совокупность мероприятий по управлению ценами и ценообразованием и заключается в установлении на товары (услуги) таких цен, которые компенсируют затраты на производство, соответствуют конъюнктуре рынка, удовлетворяют спрос покупателя и приносят плановую прибыль. Ценовая политика ООО «АгроТрансАвто» рассматривается только в контексте общей политики фирмы.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности организации /продукции