Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 22:09, курсовая работа
Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………….........................5
I. Общетеоретические основы оценки уровня конкурентоспособности организации / продукции.……………………………………………....5
1.1. Значение и информационное обеспечение анализа конкурентоспособности.…………………………………...……5
1.2. Методики оценки уровня конкурентоспособности организации / продукции.……………………………………...10
II. Рыночная оценка уровня конкурентоспособности организации / продукции, на примере ООО «АгроТрансАвто»..…………………..16
Заключение ………………………………………………………………………20
Список использованных источников..……………………………………….…23
Политика
в области качества может быть сформулирована
в виде принципа деятельности предприятия
или долгосрочной цели и включать:
- улучшение экономического положения
предприятия;
- расширение или завоевание новых рынков
сбыта;
- достижение технического уровня продукции,
превышающего
уровень ведущих предприятий и фирм;
- ориентацию на удовлетворение требований
потребителя определен-ных отраслей или
определенных регионов;
- освоение изделий, функциональные возможности
которых
реализуются на новых принципах;
- улучшение важнейших показателей качества
продукции;
- снижение уровня дефектности изготавливаемой
продукции;
- увеличение сроков гарантии на продукцию;
- развитие сервиса.
При оценке уровня конкурентоспособности продукции применяются следующие методы:
- дифференциальный;
- комплексный;
- смешанный.
Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности.
(i = 1………,n) (1)
(2)
где Pi - значение i-го показателя;
Рi*б - базовое значение i-го показателя;
n-количество показателей.
Из формул (1), (2) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя отвечает повышение конкурентоспособности продукции. Например: относительное значение мощности изделия вычисляется по формуле (1), а для удельного расхода топлива по формуле (2).
Как правило, по величинам единичных показателей не представляется возможным однозначно оценить уровень конкурентоспособности продукции. В связи с этим, широкое применение нашли комплексные и смешанные методы оценки.
Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей.
Узловым
моментом при оценке
(3)
где I (t), Iб (t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;
П , Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;
З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.
Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле (4):
(4)
где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца;
,
средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году службы соответственно оцениваемого и базового образца;
T - срок службы;
n - количество
статей эксплуатационных
При неполной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сравнении отечественных и зарубежных образцов, следует применять относительный интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы (3):
(5)
где - отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца;
q - отношение
единовременных затрат
mзб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;
T' - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;
- относительное значение i-ого показателя качества продукции (i = 1………….,n);
miб - доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах, mзб +,……. .,+mnб = 1;
Pi, Piб - значение i - го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат; 4
При К (t) ≥ 1 продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К (t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.
Для определения уровня конкурентоспособности продукции может быть использован и смешанный метод оценки.
Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей.
При этом методе проводятся следующие мероприятия:
1. наиболее важные показатели используются как единичные;
2. остальные единичные
3. на основе полученной
Данный метод имеет ряд недостатков:
1) во всех случаях
2) не учитывается то, что для
нескольких критериев
3) при сравнении нескольких
4) сложно установить весовое
значение показателей, особенно
для большого количества
5) невозможно оценить степень
влияния на
6) данным методом рассчитывается
конкурентоспособность одного
7) существует определённая
Перечисленные выше методики до сих пор используют на предприятиях, но все большее и большее распространение в России получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.
Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Госкомстата затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение – это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило, эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.
Также существуют и аналитические методы статистики определения конкурентоспособности продукции, основанные на методе сравнения. именно они и составляют методологический фундамент конкурентоспособности товара. Обобщённый алгоритм, принятый большинством российских ученых, предполагает выполнение следующих процедур: эксперты определяют уровень ценовых и потребительских характеристик тестируемого продукта и соотносят их с одноименными составляющими заранее определенного товара-конкурента. Это узкий подход, который применим преимущественно для узкоспециализированных товаров, функционирующих в рыночной нише.
Оценка конкурентоспособности продукции является исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции.
Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это:
- дифференциальный, в результате
оценки которого
- маркетинговый
(комплексный) основанный на применении
групповых, интегральных, смешанных
показателей или сопоставлении
показателей удельных полезных
эффектов разрабатываемой
Выявим рыночную оценку уровня конкурентоспособности на примере сельскохозяйственной организации «АгроТрансАвто». Основной продукцией являются: семена пшеницы, ячмень, овес, подсолнух, кукуруза, сахарная свекла и т.д.
Экономическая практика уже давно показала, что потребители на рынке не выступают единым целым: они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами, что необходимо учитывать как в теоретических, так и в практических разработках, посвященных конкурентоспособности. Именно это обстоятельство учитывается маркетологами ООО «АгроТрансАвто» при сегментировании рынка и позиционировании товара.
Для оценки конкурентоспособности продукции ООО «АгроТрансАвто» возьмем продукцию, которая имеет наибольший спрос у покупателей – сахарная свекла. По результатам опроса основных потребителей – ЭФКО, ПродемиксХолдинг, Центрально-Черноземный Агро- Промышленный комплекс (ЦЧ АПК) и государственных организаций специалистами отдела маркетинга ООО «АгроТрансАвто» были выделены наиболее весомые показатели, влияющие на конкурентоспособность продукции:
долговременность использования без дополнительных затрат (46%);
качество (31%);
цена (14%);
сроки поставки (9%).
Оценку конкурентоспособности сахарной свеклы произведем исходя из вышеуказанных критериев.
Оценки в баллах по качеству обслуживания были даны респондентами в пределах от 1 до 10. По результатам проведенного анализа в качестве образца, обладающими наибольшими параметрами конкурентоспособности принят образец аналогичный вышеуказанного.
С целью определения уровня конкурентоспособности сахарной свеклы, имеющей наибольший спрос по основным названным факторам на основании полученных исходных данных, произведем оценку конкурентоспособности по методике: дифференциальным, комплексным и смешанным методами.
Источник: Данные опроса покупателей ООО "АгроТрансАвто".
Расчет показателей конкурентоспособности дифференциальным методом произведем по формуле (1).
Поэтому расчет единичного показателя для кукурузы:
,
,
Суммарный индекс конкурентоспособности будет равен 0,635.
Расчет единичного показателя для подсолнечника:
,
Суммарный индекс конкурентоспособности будет равен 0,723.
Расчет единичного показателя для сахарной свеклы:
,
Суммарный индекс конкурентоспособности будет равен 0,901.
Таким образом, наиболее конкурентоспособной продукцией ООО «АгроТрансАвто» является сахарная свекла, так как она имеет наиболее высокие единичные и суммарный индексы конкурентоспособности.
По параметрам долговечности и удобства, качества и срокам поставки рассматриваемые образцы имеют низкий уровень конкурентоспособности. По экономическим параметрам рассматриваемые товары вполне конкурентоспособны.
Аналогично можно произвести
расчет комплексным и
Кроме этого, принимая во внимание то обстоятельство, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей, в рамках оценки конкурентоспособности продукции следует рассмотреть ценовую политику предприятия и оценить ее влияние на конкурентоспособность производимой продукции.
Ценовая политика ООО «АгроТрансАвто» представляет собой совокупность мероприятий по управлению ценами и ценообразованием и заключается в установлении на товары (услуги) таких цен, которые компенсируют затраты на производство, соответствуют конъюнктуре рынка, удовлетворяют спрос покупателя и приносят плановую прибыль. Ценовая политика ООО «АгроТрансАвто» рассматривается только в контексте общей политики фирмы.
Информация о работе Анализ конкурентоспособности организации /продукции