Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа
Актуальность темы исследования проявляется в том, что специфика переходного этапа рыночных отношений в России изменяет характер деятельности предприятия в экономической среде. Изменение институциональной среды, а также целевых установок предприятия вызывает необходимость внедрения новых методов управления его внутренними подсистемами (бизнес-процессами), обеспечивающими максимальную адаптацию в конкурентной среде. Осуществление эффективной деятельности в условиях рыночной конкуренции ориентирует промышленные предприятия на реальные потребности в производимой ими продукции и платежеспособный спрос. Экономические реформы в значительной степени ускорили распространение конкурентных отношений на российском рынке. Государство, предприятия, потребители стали активнее влиять на конкурентную ситуацию.
Введение
1. Теория и методология управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность
1.2 Современные теоретико-методологические подходы к разработке конкурентных стратегий и управлению конкурентоспособностью
1.3 Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия
2. Эффективность и конкурентоспособность предприятия на примере ОАО «БзАТИ»
2.1 Характеристика предприятия ОАО «БзАТИ»
2.2 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды
2.3 Диагностика внутренней среды «БзАТИ»
2.4 Анализ факторов внешней среды
2.5 Конкурентная стратегия БзАТИ на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2005-2007)
Заключение
Список использованной литературы
Анализ конкурентоспособности предприятия
Содержание
Введение
1. Теория и методология
управления
1.1 Конкуренция и
1.2 Современные теоретико-
1.3 Внешние и внутренние
факторы, определяющие уровень
конкурентоспособности
2. Эффективность и
2.1 Характеристика предприятия ОАО «БзАТИ»
2.2 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды
2.3 Диагностика внутренней среды «БзАТИ»
2.4 Анализ факторов внешней среды
2.5 Конкурентная стратегия БзАТИ на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2005-2007)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования
проявляется в том, что специфика
переходного этапа рыночных отношений
в России изменяет характер деятельности
предприятия в экономической
среде. Изменение институциональной
среды, а также целевых установок
предприятия вызывает необходимость
внедрения новых методов
Вместе с тем опыт последних лет показал, что большинство российских предприятий не готово к ведению конкурентной борьбы. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие на многих предприятиях систематизированных представлений о том, что является конкурентным преимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать. Особенно недостаточно исследован отраслевой аспект этой проблемы. В этой связи развитие теории и практики управления конкурентоспособностью предприятия в направлении совершенствования методов достижения конкурентных преимуществ с учетом отраслевых условий является актуальной проблемой.
Теоретические и методологические вопросы конкурентоспособности были заложены в работах классиков экономической теории: А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла, Д. Риккардо, Дж. Робинсона, Дж. Кейса, Й. Шумпетера, Э.Чемберлена, Ф.А. Хайека. Вопросы регулирования конкурентоспособности в сложившейся рыночной системе рассматривались в трудах И. Ансоффа, К. Викселля, Л. Водачек, Ж.-Ж. Ламбена, А.П. Лернера, М. Мескон, В.Оучи, М. Портера, Г. Саймона, А. Стрикленд, X. Такеучи, Ф.И. Эджо-урта и др. Различные аспекты конкурентоспособности освещены отечественными авторами довольно широко, среди них следует отметить Г.Л. Азоева, М.И. Гель-вановского, Н.И. Герчикову, А.П. Градова, О.В. Куликова, В.Д. Марковой, А.З.Селезнева, Р.А.Фатхутдинова, А.Ю. Юданова и др. Основное внимание исследователей привлекают проблемы конкурентоспособности товара и национальной экономики, при этом недостаточно исследованной остается проблема конкурентоспособности промышленного предприятия.
Цель исследования: анализ
влияние факторов, обеспечивающих эффективность
и конкурентоспособность
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
- Изучить теоретические аспекты данной темы;
- Проанализировать факторы,
влияющие на эффективность и
конкурентоспособность
- Проанализировать конкурентную стратегию предприятия;
- Изучить роль конкурентных
преимуществ обеспечивающих
- Выработать рекомендации
по повышению
Объектом исследования является:
изучение влияния факторов на эффективность
и конкурентоспособность
Предметом исследования является:
анализ конкурентоспособности
Научная новизна исследования
обоснована необходимость
выделения текущей и
предложен комплекс показателей
оценки уровня конкурентоспособности
предприятия, включающий в себя показатели
конкурентоспособности
- обоснованы и предложены
в качестве методических
Методы исследования:
1 теоретические (изучение источников, классификация, обобщение, экспертные заключения, схематизации);
2 практические (опрос, наблюдение, контен-анализ, статистический, системный, логический, сравнительный).
Структура работы - обусловлена целями, исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении определена цель, задачи, объект, предмет исследования, методы исследования, актуальность, научная новизна гипотеза методологическая основа.
В первой главе представлено теоретическое обоснование темы и раскрываются следующие проблемы:
1 Конкуренция и
2 Современные теоретико-
3 Внешние и внутренние
факторы, определяющие уровень
конкурентоспособности
Во второй главе, изучены следующие факторы:
1 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды;
2 Диагностика внутренней среды БзАТИ;
3 Анализ факторов внешней среды;
4 Конкурентная стратегия БзАТИ на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2005-2007).
1. Теория и методология управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность
Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. По мнению автора Азоева Г.Л. [1,с.92] с экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на:
-ценовую (конкуренцию на основе цены);
-неценовую (конкуренцию
на основе качества
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).
К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой (таблица 1). По мнению Портера М. [9,с.59] степень важности некоторых из них (по данным опроса 200 американских компаний) в коммерческом успехе фирмы представлена ниже:
Таблица 1 - Маркетинговые методы управления фирмой.
Метод маркетинговой политики |
% компаний поставивших фактор на 1-ое место |
|
1 |
2 |
|
Разработка и выпуск новых товаров Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга Организация работы торгового аппарата Реклама и стимулирование сбыта Усовершенствование выпускаемой продукции Политика цен Совершенствование организационной структуры Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения Сокращение издержек обращения Кредитная политика и финансирование |
79 73 59 56 52 50 44 41 17 14 |
|
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
-промышленный шпионаж;
-привлечение к сотрудничеству
специалистов фирм-конкурентов,
-выпуск поддельных товаров,
внешне ничем не отличающихся
от изделий-подлинников, но
-закупка образцов с целью их копирования.
Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы.
- Конкуренция на ресурсных
рынках с целью обеспечения
производства необходимыми
- Конкуренция продавцов в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
- Конкуренция покупателей на сбытовых рынках.
В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.
В условиях насыщенного рынка
конкуренция покупателей
Основным направлением конкурентной
деятельности абсолютного большинства
российских предприятий, производителей
продукции производственно-
Смит А. [12,с.115] впервые
доказал, что конкуренция, уравнивая
нормы прибыли, приводит к оптимальному
распределению труда и
Несмотря на то, что Смит А. не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:
на основе теории конкурентной
цены сформулировал понятие
определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов;
впервые показал, каким образом
конкуренция, уравнивая нормы прибыли,
приводит к оптимальному распределению
труда и капиталов между
разработал элементы модели
совершенной конкуренции и
сделал существенный шаг к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.
В целом весь конец 19 и начало 20 веков явились периодом, изменившим многие устоявшиеся взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Недовольство существовавшей моделью совершенной конкуренции, главным образом, было вызвано чрезмерным вниманием только одному виду конкуренции - ценовой и невозможности раскрыть с ее помощью сущности конкурентной деятельности.
А уже к середине 20 века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии (Таблица 2).
Таблица 2 - Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию
Экономическая модель конкуренции |
Основоположники модели и их основные труды |
|
1 |
2 |
|
ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Очень большое количество предприятий, реализующих стандартизованную продукцию; контроль над ценой отсутствует; очень эластичный спрос; неценовые методы конкуренции не практикуются; отсутствуют препятствия для организации бизнеса |
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ А. Смит «Исследования о природе и причине богатства народов» (1776 г).; Д. Рикардо «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817г.); Дж. С. Милль «Принципы политической экономии» (1848 г.); К. Маркс «Капитал» (1863-1894 гг.) |
|
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Большое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию; диапазон цен узкий; эластичный спрос; входной барьер в отрасль незначительный |
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ А.О. Курно «Исследования математических принципов теории богатства» (1838 г.); Ф.И. Эджуорт «Теория монополии» (1897 г.); К. Викселль «Лекции по политической экономии» (1901 г.); Дж. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933г.) Э. Чемберлин «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.); Дж. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) Й. Шумпетер «Капитализм, социализм и демократия» (1942 г.); А.П. Лернер «Экономика контроля» (1944 г.); Ф.А. Хайек «Индивидуализм и экономический порядок» (1948 г.) П. Саффа «Производство товаров посредством товаров» (1960 г.) |
|
ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Небольшое количество предприятий; диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности действий предприятий; преимущественно не ценовая конкуренция; наличие существенных препятствий для организации бизнеса |
||
ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Одно предприятие,
выпускающее уникальную продукцию,
не имеющее эффективных |
||
Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия