Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа
Актуальность темы исследования проявляется в том, что специфика переходного этапа рыночных отношений в России изменяет характер деятельности предприятия в экономической среде. Изменение институциональной среды, а также целевых установок предприятия вызывает необходимость внедрения новых методов управления его внутренними подсистемами (бизнес-процессами), обеспечивающими максимальную адаптацию в конкурентной среде. Осуществление эффективной деятельности в условиях рыночной конкуренции ориентирует промышленные предприятия на реальные потребности в производимой ими продукции и платежеспособный спрос. Экономические реформы в значительной степени ускорили распространение конкурентных отношений на российском рынке. Государство, предприятия, потребители стали активнее влиять на конкурентную ситуацию.
Введение
1. Теория и методология управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность
1.2 Современные теоретико-методологические подходы к разработке конкурентных стратегий и управлению конкурентоспособностью
1.3 Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия
2. Эффективность и конкурентоспособность предприятия на примере ОАО «БзАТИ»
2.1 Характеристика предприятия ОАО «БзАТИ»
2.2 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды
2.3 Диагностика внутренней среды «БзАТИ»
2.4 Анализ факторов внешней среды
2.5 Конкурентная стратегия БзАТИ на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2005-2007)
Заключение
Список использованной литературы
Рассмотрим основные показатели,
характеризующие отрасль
Таблица 3 - Основные показатели, характеризующие отрасль по производству асбестотехнических изделий.
Показатель |
Отраслевая характеристика показателя |
|
1 |
2 |
|
Размер (емкость) рынка |
Платежеспособный внутренний спрос на продукцию отрасли составляет 2800 млн. руб. (в ценах 2005г.) |
|
Скорость роста (потенциал) рынка, |
Определяется среднегодовыми темпами роста основных отраслей - потребителей (3-12 %) |
|
стадия развития отрасли. |
Отрасль находится в стадии зрелости |
|
Масштаб конкуренции |
Преимущественно национальный.
Международная конкуренция |
|
Основные потребители |
См. рис. 6. |
|
Основные конкуренты |
Российские производители контрафактной продукции. |
|
Степень интеграции производителей |
Интеграционные
процессы в отрасли имеют явно
выраженную тенденцию к активизации.
Основные направления интеграции: слияние
производителей путем приобретения
контрольных пакетов акций |
|
Барьеры на входе в отрасль и выходе из нее |
Умеренные барьеры на входе в виде необходимости приобретения опыта работы в отрасли, низкой рентабельности бизнеса. Выход из отрасли требует разработки продуктов и рынков, технологически подобных производству АТИ |
|
Темп изменения продукции и технологии |
Технологии производства АТИ остаются на уровне 60-х годов 20 столетия. Инновационная активность в процессных нововведениях усиливается в связи с решением ЕС о прекращении производства асбестосодержащих изделий. В этой связи ряд предприятий (Фритекс и ТИИР) показывают высокие темпы обновления технологии и продукции. |
|
Степень загрузки производственных мощностей |
Среднеотраслевой коэффициент загрузки 42 %. Отраслевой лидер - Фритекс достиг 90% загрузки производственных мощностей. |
|
Среднеотраслевые удельные затраты на 1 рубль произведенной продукции (коп.) |
88,77 коп. на 1 рубль
произведенной продукции ( |
|
В таблице 4 (Приложение А) представлены данные о производстве и реализации асбестотехнических изделий предприятиями отрасли, из которых следует, что в анализируемом периоде (2005-2006 гг.) отмечается:
- рост реализованной продукции
в целом по отрасли и по
всем входящим в нее
- динамика товарной продукции
в сопоставимых ценах
- в отрасли имеется
группа предприятий - лидеров
по производству и реализации
асбестотехнических изделий,
В таблице 5 (Приложение Б) представлены показатели эффективного производства в отрасли. Удельные затраты на производство и реализацию продукции предприятиями отрасли выросли в 2006 г. относительно 2005 г. в среднем на 19,4 %. Рост отмечен на всех предприятиях отрасли, и обусловлен опережающим ростом материальных и энергетических затрат в сравнении с ростом рыночных цен на асбестотехническую продукцию. На всех предприятиях отрасли, за исключением БзАТИ, наблюдался рост в структуре затрат оплаты труда персонала. Отмечается общая тенденция снижения доли амортизации в затратах, что объясняется старением, а отчасти и выбытием основных фондов. Ниже среднеотраслевого уровня складываются затраты у предприятий ТИИР, УралАТИ, ФРИТЕКС. Существенное превышение затрат над среднеотраслевым уровнем отмечается у предприятий ВАТИ (на 3,8 %), БзАТИ (на 4,9 %), ЕзАТИ (8,8 %).
Анализ среднемесячной выработки
на 1 работника промышленно-
Из числа действующих отраслевых производителей, ведущие конкурентные позиции на рынке по объемам продаж занимают заводы ФРИТЕКС, УралАТИ и ВАТИ, поставляющие более 60 % асбестотехнической продукции потребителям России и СНГ. Среди остальных трех предприятий выделяется ТИИР (~ 16 % доли в объеме реализации отрасли). Более определенную характеристику положения предприятий в отрасли и их влияния на конкурентную среду дает анализ показателей эффективности
Таблица 6 (Приложение В). Совмещая показатели рыночной доли и некоторые показатели производственной эффективности можно утверждать, что лидерами отрасли, обладающими не только прочными конкурентными рыночными позициями, но и стратегической перспективой, являются предприятие «ФРИТЕКС» г. Ярославль, и научно-производственное предприятие «ТИИР» г. Ярославль. Подтвердим это показателями интегральной оценки эффективности деятельности предприятий отрасли АТИ, выполненной по специальной методике Бородина В.А. [14,с.96] по данным бухгалтерской отчетности предприятий за 2005 г. Данные расчета представлены таблицей 6 (Приложение В) и сведены по интегральным показателям в таблицу 7.
Таблица 7 - Значения интегрального показателя эффективности предприятий асбестотехнической промышленности
Предприятие |
Значения интегрального показателя |
|
ФРИТЕКС |
1328,4 |
|
ТИИР |
595,7 |
|
УралАТИ |
Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия