Анализ механизма формирования прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является изучение, и анализ механизма формирования прибыли на предприятии и определение резервов ее увеличения.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
изучить экономическое содержание и функции прибыли;
определить роль прибыли в рыночной экономике;
изучить виды прибыли;
рассмотреть формирование прибыли на предприятии;
изучить распределение прибыли на предприятии;
рассмотреть управление формированием прибыли;

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях экономического кризиса значимость прибыли предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Проблематика данной темы заключается в сложности формирования и распределения прибыли в постоянно изменяющихся экономических условиях, а также в сложности увеличения прибыли из-за нехватки свободных средств необходимых для совершенствования производства, что значительно сократило бы затраты на заработную плату работников и повысило бы качество продукции. 

Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и  удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и  работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями. При развивающихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности. Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Таким образом, актуальность рассматриваемой  темы определяется тем, что прибыль  предприятия является основным показателем эффективности деятельности предприятия, который сигнализирует о положительных или отрицательных результатах деятельности.

Главной целью данной курсовой работы является изучение, и анализ механизма формирования прибыли на предприятии и определение резервов ее увеличения.

На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:

    1. изучить экономическое содержание и функции прибыли;
    2. определить роль прибыли в рыночной экономике;
    3. изучить виды прибыли;
    4. рассмотреть формирование прибыли на предприятии;
    5. изучить распределение прибыли на предприятии;
    6. рассмотреть управление формированием прибыли;
  1. провести анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат;
    1. изучить факторы увеличения прибыли на предприятии;
    2. определить резервы увеличения прибыли на предприятии.

Общими методами исследования, применяемыми в работе, выступают системный  подход к изучаемым явлениям и  процессам, анализ и синтез, группировка  и сравнение, табличный и графический  метод.

Объектом курсовой работы является прибыль предприятия. Предмет исследования – формирование и резервы увеличения прибыли на предприятии.

Для постановки проблемы использовались справочная и учебная литература (О. И. Волков, В. П. Грузинов, А. И. Ильин, Л. Н. Нехорошева, С. И. Протасеня, В.Ф. Протасов и др.). Конкретные задачи исследования разрешались из статей научных и периодических изданий («Экономика, финансы, управление», «Финансы, учет, аудит» и др.)

 

 

 

         1. ПРИБЫЛЬ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1. Экономическая сущность, функции и виды прибыли

 

Прибыль как экономическая категория  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства в процессе предпринимательской  деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.

Особенность прибыли в условиях рынка – то, что предприятия ориентированы не на преимущественное накопление ее в денежной форме, а на расходование (инвестиции и инновации). Тем самым обеспечивается экономический рост предприятия и повышается его конкурентоспособность.

Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата следует сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. [6, с. 261]

Прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. В общем виде показатель прибыли  можно  рассчитать следующим образом:

 

                                       П = ВР -  С ,                                                 (1.1)

 

где  П — прибыль  от продаж; 

С — себестоимость  реализованной  продукции  (работ,  услуг); 

ВР  — выручка  от  продажи  продукции (работ,  услуг).

Из данной  формулы  следует, что любое изменение  выручки  или себестоимости  влечет за собой  адекватное  изменение  прибыли.  Все аспекты снабженческой, производственной и сбытовой деятельности предприятия  находят свое отражение в показателе  прибыли:  уровень использования материальных  ресурсов,  основных  средств,  трудовых ресурсов, объем реализации  продукции,  уровень цен. С другой стороны, прибыль является основным  источником  развития предприятия, расширения  его производственной базы и источником финансирования социальной сферы. Из прибыли выплачиваются дивиденды и другие доходы учредителям и собственникам предприятия.  По прибыли кредиторы  судят о возможностях  предприятия  по  возврату заемных средств,  инвесторы  — о целесообразности инвестиций  в предприятие, поставщики  — о платежеспособности  предприятия. [1, с. 223]

 Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли (предприниматель всегда ставит своей целью получить прибыли, но не всегда ее получает). Если выручка равна себестоимости, значит, удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. Если затраты превышают выручку, то предприятие несет убытки. Получение отрицательного финансового результата ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, которое может привести даже к банкротству субъекта хозяйствования.

Прибыль как экономическая категория  выступает в качестве источника  развития и стимулирования эффективного труда.

Как оценочный показатель прибыль  характеризует эффективность использования  всех ресурсов предприятия. Являясь  конечным результатом деятельности предприятия, прибыль создает условия для его расширения, развития и повышения конкурентоспособности. Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственника. Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую уплачивает предприятие в виде налогов и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении (чистой прибыли). Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием больших возможностей для материального стимулирования труда работников. Собственники также заинтересованы в росте прибыли, поскольку это увеличивает получаемые ими дивиденды.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции:

  • результативную, т.е. получаемая прибыль выступает измерителем результатов деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить не возможно. А поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве;
  • стимулирующую, т.е. часть прибыли выступает источником материального вознаграждения работников и выплат дивидендов владельцам капитала;
  • финансирующую, т.е. часть полученной прибыли является источником самофинансирования предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.

Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производства, начно-технического и социального развития предприятия.

Кроме того, прибыль  является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, инвестиционных, производственных и других программ. [6, с. 261]

Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке производственно-финансовой деятельности предприятия, распределении  прибыли, оставшейся в распоряжении, используются конкретные виды прибыли. В зависимости от метода исчисления оперируют следующими видами прибыли: экономической, бухгалтерской, чистой, валовой, номинальной, реальной, минимальной, нормальной, удовлетворительной, максимальной, облагаемой и не облагаемой налогом, консолидированной, остающейся в распоряжении предприятия и т.д.

Экономическая прибыль – разность между полученной выручкой (валовым доходом) и экономическими издержками (явными и неявными, или  издержками упущенных возможностей). Источниками экономической прибыли являются: реализация продукции, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства; освоение новых рынков; наличие инфляционных процессов и т.д.).

Бухгалтерская прибыль – разность между полученной выручкой (валовым доходом) и бухгалтерскими (явными) издержками. Источники: реализация продукции, прочая реализация, внереализационные  операции. [6, с. 263]

При расчете  валовой прибыли из выручки от реализации без налогов и платежей вычитается только себестоимость реализованных  товаров, сформированная по условно-переменным затратам, в состав которых не включены условно-постоянные расходы (управленческие расходы и расходы на реализацию). Они выделены отдельными статьями как условно-постоянные. Поэтому валовая прибыль больше прибыли от реализации товаров на величину условно-постоянных расходов. Не смотря на то, что понятие «валовая прибыль» было введено сравнительно недавно с 01.01.2008, однако не считаться с этим показателем при оценке стоимости предприятия и эффективности его функционирования неправильно, так как удельный вес валовой прибыли в выручке от реализации на промышленных предприятиях РБ в 2008 - 2009 гг. в среднем составлял 9 - 17 %. Валовая прибыль превышает прибыль от реализации и общую прибыль в указанный период на 10 – 20 % и более.

Прибыль от реализации продукции – из выручки без  налогов и платежей вычитаются как  себестоимость, сформированная по условно-переменным затратам, так и условно-постоянные расходы. [15, с. 61]

Прибыль от прочей реализации (например, от реализации ненужных в производстве материальных ценностей) рассчитывается как выручка от реализации материальных ценностей минус налоги, включаемые в цену и выплачиваемые из выручки, и затраты, связанные с их реализацией.

Прибыль по внереализационным  операциям образуется путем вычитания  из доходов, полученных в результате данных операций, расходов, связанных  с их осуществлением (дивиденды от акций и др.)

Сумма прибыли  от реализации продукции, прибыль от прочей реализации и прибыль по внереализационным операциям образуют прибыль предприятия за отчетный год.

Налогооблагаемая  прибыль равна прибыли за отчетный год минус налог на недвижимость (он рассчитывается от остаточной стоимости основных фондов по годовой ставке 1%) минус налог на доходы (от части прибыли, облагаемой налогом на доходы).

Чистая прибыль  рассчитывается следующим образом: прибыль за отчетный год минус  налог на недвижимость минус налог на доходы минус налог на прибыль минус транспортный сбор.

Номинальная прибыль  характеризует фактически полученный размер прибыли и соответствует  величине чистой прибыли.

Реальная прибыль  – номинальная прибыль, скорректированная  на уровень инфляции.

Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившемуся за исследуемый период.

Информация о работе Анализ механизма формирования прибыли на предприятии