Анализ механизма формирования прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является изучение, и анализ механизма формирования прибыли на предприятии и определение резервов ее увеличения.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
изучить экономическое содержание и функции прибыли;
определить роль прибыли в рыночной экономике;
изучить виды прибыли;
рассмотреть формирование прибыли на предприятии;
изучить распределение прибыли на предприятии;
рассмотреть управление формированием прибыли;

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

Нормальная  прибыль – минимальный доход, необходимый  для удержания предпринимателя в определенной отрасли. Она представляет соответствующий процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности. Если получаемая прибыль меньше нормальной, то наблюдается «бегство» капитала из неприбыльной отрасли, если больше нормальной, то происходит прилив капитала в прибыльную отрасль. [6, с. 264]

Маржинальная  прибыль – разность между выручкой и прямыми производственными  затратами по реализованной продукции.

Капитализированная  прибыль (реинвестированная) прибыль – часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления.

Потребляемая  прибыль – та часть прибыли, которая  расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы. [11, с. 388]

Таким образом, прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Она является измерителем результатов деятельности предприятия, источником материального вознаграждения работников, выплат дивидендов и самофинансирования предприятия. Получение прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, снижение затрат на производство. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Определенную роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчетах в направлении и использовании средств, организации производства и сбыта продукции.

Исходя из выше рассмотренных видов прибыли  можно прийти к выводу, что в  понятиях экономической и бухгалтерской  прибыли есть отличия, которые заключаются  в том что, в первом случае учитываются  как явные, так и неявные издержки, а во втором только явные. Валовая прибыль больше прибыли от реализации основных товаров на величину условно-постоянных расходов. Так как из валовой прибыли вычитаются только условно-переменные издержки, а из прибыли от реализации – условно-переменные и условно-постоянные. Также выделяют прибыль не связанную с основным видом деятельности и прибыль, получаемую от акций. Так как прибыль облагается налогом, то выделяют такую прибыль, как налогооблагаемая, для определения которой из прибыли вычитают налог на недвижимость и на доходы. А чистая прибыль, которой соответствует номинальная прибыль, меньше налогооблагаемой на величину транспортного сбора. При расчете реальной прибыли учитывается уровень инфляции, что очень важно в рыночных условиях. В фонд накопления направляется капитализированная прибыль, а потребляемая прибыль - на выплату дивидендов. В заключение хочется сказать, что минимальная, нормальная и максимальная прибыль связаны с планируемым объемом производства; достижение каждой означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубыточности либо прибыльности.

1.2. Роль прибыли в экономике организации

 

В рыночной экономике получение  прибыли является целью предпринимательской  деятельности, поэтому она выступает  в качестве движущей силы развития предпринимательства и вместе с этим служит основным источником финансовых ресурсов у многих участников общественного производства. Это свидетельствует о большой общественной значимости прибыли, которая определяет и ее важную роль в развитии рыночной экономики как на микро-, так и на макроуровне. Рассмотрим более детально, какую роль играет прибыль предприятия в условиях рыночной экономики (см. рис. 1.1).

 

 

Рис. 1.1. Роль прибыли предприятия в условиях рыночной экономики

Источник: [7, с. 549]

 

1. Прибыль предприятия является  главной целью предпринимательской  деятельности. Основным побудительным  мотивом осуществления любого  вида бизнеса, его главной конечной  целью является рост благосостояния  собственников предприятия. Для  менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает "рыночную цену" этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. И наоборот, систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства. Для остального персонала уровень прибыли предприятия — достаточно высокий побудительный мотив их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли.

2. Прибыль предприятия создает  базу экономического развития  государства в целом. Механизм  перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет "наполнять" доходную часть государственных бюджетов всех уровней, что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики.

3. Прибыль предприятия является  критерием эффективности конкретной  производственной деятельности. Индивидуальный  уровень прибыли предприятия  в сравнении с отраслевым характеризует  степень умения менеджеров успешно  осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности, и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.

4. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования финансовых ресурсов прибыли принадлежит главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребности в привлечении финансовых средств из внешних источников и, при прочих равных условиях, — тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником, и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

5. Прибыль — главный источник  возрастания рыночной стоимости  предприятия. Способность самовозрастания  стоимости капитала обеспечивается  путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно, и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

6. Прибыль предприятия является  важнейшим источником удовлетворения  социальных потребностей общества, если предприятие будет делать вещи, на которые нет спроса, то оно не получит никакой прибыли. Размер прибыли выполняет роль механизма обратной связи, четко и быстро информируя предприятия о том, что лучше всего воспринимается рынком, а что им отвергается. Если бизнес стремится к извлечению прибыли, то существует почти железная гарантия того, что производство будет находиться в гармонии со спросом.

7. Прибыль является основным  защитным механизмом, предохраняющим  предприятие от угрозы банкротства.  Чтобы прибыль могла проявить свою роль, ее размеры на предприятиях должны соответствовать требованиям рыночной экономики. Это побуждает предприятия не только поддерживать объем производства на соответствующем уровне, но и успешно действовать на рынке, на котором происходит реализация созданной продукции, работ и услуг. За счет полученной выручки они возмещают расходы и образуют прибыль. Рынок для предприятия становится жизненной средой. Поэтому, чтобы получать прибыль, необходимо нормальное функционирование, как самого предприятия, так и рынка в целом. Эти два условия находятся в постоянном противоречии, что в реальной действительности проявляется в различных формах: в нарушениях хода воспроизводства, перепроизводстве товаров, избытке или нехватке денежных средств и, наконец, в многочисленных банкротствах отдельных предприятий. Разрешается это противоречие посредством постоянного направляющего и дисциплинирующего воздействия рынка на отдельные предприятия. [7, с. 548]

В целом можно сказать, что прибыль  играет важную роль, как на уровне предприятия, так и на уровне всей экономики. Она является побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, где цель -  рост благосостояния; создает базу экономического развития государства (через налоговую систему); является критерием эффективности производственной деятельности, внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия; источником удовлетворения социальных потребностей общества; а также основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства.

1.3. Порядок формирования и распределения  прибыли

 

Показатель прибыли, формируемый  в соответствии с белорусским  законодательством, включает в себя доходы и расходы, приходящиеся только на реализованную продукцию. В данном случае на исчисляемый показатель влияет только деятельность организации на рынках сбыта и, частично, ее производственная деятельность в той части, которая приходится на реализованную продукцию.  Показатель прибыли должен предоставлять комплексную информацию, которая позволила бы охарактеризовать деятельность всей организации как единого целого. Ведь даже если сбыт некоторых видов товаров является прибыльным, то их производство в полном ассортименте может быть убыточным. Или же если деятельность отдела сбыта и производственных подразделений будет достаточно эффективна, а отдела снабжения – убыточной, то, естественно это приведет к снижению прибыли всей организации. Вследствие этого мы можем говорить о том, что рассчитываемый в настоящее время показатель конечного финансового результата не соответствует экономическому содержанию прибыли. [13,с. 25]

В настоящее время формирование финансового результата предприятия  базируется на 3 основных методологических принципах:

    • непрерывности хозяйственной деятельности;
    • соответствия доходов и расходов;
    • временной определенности хозяйственных операций. [4, c. 18]

В процессе формирования финансовых результатов рассчитывают:

    • валовую прибыль (Пв);
    • прибыль (убыток) от продажи (Ппр);
    • балансовую прибыль (убыток) или прибыль до налогообложения;
    • чистую прибыль (убыток) (Чп).

Валовая прибыль определяется как  разность между выручкой от продажи и себестоимости реализованной продукции.

 

Пв = Впр – С,                                             (1.2)

 

где Впр – выручка от продажи товаров, работ, услуг;

         С –  себестоимость проданных товаров,  работ, услуг.

Балансовая прибыль включает три основных элемента:

  • прибыль от продажи продукции, работ, услуг;
  • прибыль от операционных доходов и расходов;
  • прибыль от внереализационных доходов и расходов.

Соответственно этим направлениям формируется прибыль (убыток):

  1. Прибыль (убыток) от продажи продукции определяется как разность между выручкой от продажи и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя коммерческие и управленческие расходы.

 

Пв = Впр – С – Рк – Рупр,                                      (1.3)

 

где Рк – коммерческие расходы;

      Рупр – управленческие расходы.

  1. Финансовый результат от операционных доходов и расходов. Важное место в нем занимает прибыль (убыток) от реализации активов – разность между выручкой от реализации в отпускных ценах и их остаточной стоимостью, а также расходами по реализации и налогами, относимыми на их реализацию. [12 ,c. 23]

К операционным доходам и расходам относятся:

  • доходы и расходы, связанные с продажей и прочим выбытием (ликвидацией, списанием, безвозмездной передачей) основных средств, нематериальных активов, производственных заказов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов;
  • доходы и расходы (включая амортизацию), связанные с предоставлением во временное пользование активов предприятия;
  • доходы и расходы, связанные с предоставлением за плату прав на патенты, изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
  • доходы (проценты) и расходы, связанные с участием данного предприятия в уставных капиталах других организаций, а также доходы и расходы по ценным бумагам;
  • доходы (проценты), полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия другим организациям;
  • расходы по содержанию законсервированных производственных мощностей;
  • расходы по аннулированию производственных заказов;
  • отчисления в резервы (например, под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги, по сомнительным долгам) и т.д.

Информация о работе Анализ механизма формирования прибыли на предприятии