Анализ механизма формирования прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является изучение, и анализ механизма формирования прибыли на предприятии и определение резервов ее увеличения.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
изучить экономическое содержание и функции прибыли;
определить роль прибыли в рыночной экономике;
изучить виды прибыли;
рассмотреть формирование прибыли на предприятии;
изучить распределение прибыли на предприятии;
рассмотреть управление формированием прибыли;

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 725.00 Кб (Скачать файл)

 

Источник: собственная разработка.

 

Результаты анализа влияния факторов на прибыль от реализации товаров показывают, что сверхплановый рост прибыли от реализации произошел под воздействием одного положительно повлиявшего фактора. За счет изменения объема оптового товарооборота на 2277 млн. руб., прибыль от реализации товаров увеличилась бы по сравнению с планом на 136 млн. руб. Однако снижение уровня валового дохода на 1,017 % и увеличение уровня издержек обращения на 1,67 % сократило возможный прирост прибыли на 124 млн. руб. В конечном счете прирост прибыли от реализации товаров составил 12 млн. руб.

На основании исходных данных можно также провести факторный анализ изменения валового дохода, остающегося в распоряжении организации (таблица 2.5).

Результаты анализа влияния  факторов на валовой доход, остающийся в распоряжении организации, показывают, что сверхплановый рост валового дохода произошел под воздействием изменения объема оптового товарооборота. За счет этого фактора валовой доход увеличился по сравнению с планом на 315 млн. руб. Однако снижение уровня валового дохода сократило возможный его прирост на 47 млн. руб. В конечном итоге валовой доход, остающийся в распоряжении организации, увеличился на 268 млн. руб. (315 + (-) 47).

 

Таблица 2.5 - Анализ изменения валового дохода, остающегося в распоряжении организации

 

Наименование показателя

Алгоритм расчета

Расчет влияния

Результат влияния (+, –), млн. руб.

Изменение валового дохода, остающегося в распоряжении организации, в том числе за счет:

 

 

ΔВД ост  = ВД ост ф - ВД ост пл

 

 

592-324

+268

а) изменения объема оптового товарооборота

(∆Vопт. т-та)

ΔВД ост (Vопт. т-та) = (Vопт. т-та) х Ур ВД ОСТ пл : 100

 

 

2277 х 13,834 : 100

 

+315,0

б) изменения уровня валового дохода, остающегося в распоряжении организации

(ΔУр ВД ОСТ)

ΔВД ост (ΔУр ВД ОСТ) = (Vопт. т-та) х (ΔУр ВД ОСТ) : 100

 

 

 

4619 х (-1.017) : 100

 

-46,97523


Источник: собственная разработка.

 

В результате проведенного анализа  прибыли от реализации товаров и валового дохода, остающегося в распоряжении организации ЗАО «Белтепломашснаб» можно сделать вывод, что основное положительное влияние на изменение вышеназванных показателей оказало изменение объема оптового товарооборота, отрицательное – снижение уровня валового дохода и увеличение издержек обращения.

 

2.4 Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов

 

Наряду с анализом прибыли от реализации продукции исследуются  результаты от внереализационной деятельности, которые могут значительно влиять на прибыль отчетного периода.

Для анализа используются данные формы  № 2 и данные синтетического и аналитического учета по счету 92.

Анализ результатов от внереализационных  операций следует проводить по каждому их виду (таблица 2.6).

 

Таблица 2.6 - Анализ  внереализационных результатов

Показатели

I квартал 2010 г.

I квартал 2011 г.

I квартал 2012 г.

Сумма

Сумма

Доходы

Расходы

Внереализационный результат

1.Внереализационные доходы

+13

+32

169

-

+169

1.1.Курсовые и суммовые  разницы

-

-

169

-

+169

2.Внереализационные расходы

4

-47

-

195

-195

2.1. Курсовые и суммовые  разницы

-

-

-

192

-192

2.2.Прочие внереализационные  расходы

-

47

-

3

-3

Итого

9

-15

169

195

-26


Источник: собственная разработка.

 

Проведенный анализ позволяет сделать  вывод, что убытки от внереализационных  операций на 26 млн. руб. превысили прибыли  от них. Внереализационные убытки в значительной мере являются результатом нарушения договорной дисциплины, плохой постановки учета. Внереализационные доходы и расходы от штрафов, пени, неустоек в некоторых случаях являются результатом недостоверного учета (например, прибыль прошлых лет, выявленная в I квартале 2012 г.).

2.5 Анализ распределения и использования  прибыли

 

Основной задачей анализа распределения  и использования прибыли является выявление пропорций и тенденций  распределения прибыли, уровня и  причин их отклонения от плана, предыдущих отчетных периодов. В процессе анализа изучается также использование фондов, образованных за счет чистой прибыли. По результатам анализа с учетом конкретных условий разрабатываются рекомендации по совершенствованию пропорций распределения прибыли и наиболее целесообразному использованию фондов.

За счет чистой прибыли создаются  следующие фонды: резервный, накопления, потребления (на индивидуальное и коллективное потребление). Часть чистой прибыли  может быть использована и на другие цели, например на пополнение собственных оборотных средств. Направления использования чистой прибыли ЗАО «Белтепломашснаб» мы можем увидеть на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Направления использования прибыли

Анализ структуры прибыли организации  и ее использования в I квартале 2010-2012 гг. проведем в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7- Анализ структуры прибыли организации и ее использования в I квартале 2010-2012 гг.

 

Наименование показателей

I квартал 2012 г.

I квартал 2011 г.

I квартал 2010 г.

абсолютное значение, млн. рублей

удельный вес, %

абсолютное значение, млн. рублей

удельный вес, %

абсолютное значение, млн. рублей

Прибыль (убыток) (форма 2, строка 200)

126

100

166

100

78

Прибыль (убыток) от реализации товаров 

152

120,6

181

109

70

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (форма 2, строка 120)

-

-

-

-

-

Прибыль (убыток) от внереализационных  доходов и расходов (форма 2, строка 160)

-26

-20,6

-15

-9

9

Налоги, сборы, платежи  из прибыли (форма 2, строка 210)

40

31,7

43

25,9

28

Прочие расходы и  платежи из прибыли 
(форма 2, строка 220)

-

-

6

3,6

-

Распределенная прибыль 
(форма 3, строка 061)

86

68,3

117

70,5

50

Нераспределенная прибыль 
(форма 3, строка 066)

-

-

-

-

-

Резервный фонд (форма 3, строка 020)

-

-

-

-

-

Фонд пополнения собственных  оборотных средств (форма 3, строка 064)

В % к чистой прибыли

 

26

х

 

20,6

30

 

35

х

 

21

30

 

35

Х

Фонд накопления (форма 3, строка 062)

В % к чистой прибыли

34

х

27

40

47

х

28,3

40

47

Х

Фонд потребления  (форма 3, строка 063)

В % к чистой прибыли

26

х

20,6

30

35

х

21

30

35

Х


 

Как показывают данные таблицы  2.7, распределению подлежало 126 млн. руб. прибыли. Налоги и сборы из прибыли составили 31,7 %, чистая прибыль – 68,3 %.  По сравнению с I кварталом 2011 г. чистая прибыль в составе общей прибыли снизилась на 2,2 процентных пункта и составила 86 млн. руб., что на 31 млн. руб. меньше прибыли предыдущего года. Чистая  прибыль была распределена в следующих пропорциях: фонд накопления – 40 %, фонд потребления – 30 %, фонд пополнения собственных оборотных средств – 30 %. Структура распределения чистой прибыли практически не изменилась.

 

 

 

3. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ  НА ЗАО “БЕЛТЕПЛОМАШСНАБ”

3.1 Анализ резервов роста прибыли

 

По результатам анализа прибыли организации необходимо разрабатывать мероприятия текущего и перспективного характера по улучшению использования финансовых ресурсов, укреплению режима экономии в расходовании средств, усилению роли механизма формирования и распределения прибыли как экономического рычага интенсификации производства. Заинтересованности организации в увеличении прибыли и улучшении ее использования могло бы послужить создание отдельного структурного подразделения, в функции которого входило бы планирование прибыли и анализ по источникам образования, а также разработка направлений использования.

Осуществление глубоких преобразований в экономике вызывает необходимость  максимальной мобилизации внутренних резервов, выявления возможностей увеличения объема товарной продукции, снижения себестоимости, роста прибыли. И здесь важен правильный расчет резервов роста прибыли.

На рисунке 3.1 представлены основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации товаров.

Рисунок 3.1  - Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от  реализации товаров

 

Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенствование структуры продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

Определение резервов роста прибыли  за счет ликвидации убытков от прочей реализации и внереализационных операций, соблюдения плановой структуры и ассортимента не вызывает сомнений. Сумма недополученной прибыли вследствие структурных сдвигов, убытков от прочей реализации и внереализационных операций равна резервам ее роста по этим факторам.

В исследуемой организации остатки  нереализованной продукции отражены по отпускным ценам и по себестоимости. Прибыль, полученную в результате снижения остатков нереализованной продукции, установить нетрудно (т.е. разница между  оптовой ценой и себестоимостью).

Правильное исчисление резервов увеличения прибыли необходимо для ее планирования на будущий период. Зная перспективную сумму прибыли организации, можно правильно прогнозировать инвестиционную политику, а также расходы на социально-культурные мероприятия и материальное стимулирование работников. Основной же недостаток современной практики поиска резервов роста прибыли, широко распространенный в исследуемой организации, состоит в том, что все преимущественно сводится к выявлению безусловных потерь и перерасходов.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста  прибыли. Изучение конкретных условий  хозяйственной деятельности анализируемой организации позволяет сделать выводы о том, что такие резервы имеются.

На основе анализа резерва увеличения прибыли, проведенного в предыдущей главе,  можно сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения  прибыли:

- увеличение объема реализации продукции;

- снижение  себестоимости  выпускаемой  продукции.

Таким образом,  для увеличения положительного результата на ЗАО «Белтепломашснаб» предлагается разработать мероприятия обеспечивающие:

  1. Строгое соблюдение заключенных договоров на выполнение работ. Особо важно  предприятию найти заказчиков на выполнение  престижных и наиболее нужных для рынка работ.
  2. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.
  3. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.
  4. Улучшать  качество выполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного  предприятия заказчиками работ.    

Выполнение этих предложений значительно  повысит получаемую прибыль на предприятии.

3.2 Расчет экономической эффективности  от предложенных мероприятий

 

Для определения резервов роста  прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (таблица 3.1) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу товаров формула (3.1):

Информация о работе Анализ механизма формирования прибыли на предприятии