Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 09:03, курсовая работа
Цель расчетного задания– исследование сущности и понятия рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков.
Основные задачи исследования:
– раскрытие экономической сущности, понятия и видов рейтинговой оценки банков;
–изучение современных методик рейтинговой оценки банков, структурный анализ расходных статей коммерческого банка, классификационных групп кредитных организаций России;
– анализ современного состояния и развития банковских рейтингов в России
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы оценки коммерческих банков ………………….……...5
2.Анализ осуществления рейтинговых оценок коммерческих банков РФ…….18
2.1. Рейтинг надежности банков России……………………………………….…18
2.2. Проблемы развития систем оценки рисков банков России…..………..…..20
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………
В России индустрия рейтингования начала развиваться лишь с середины 1990-х гг., и первым национальным рейтинговым агентством, начавшим присваивать рейтинги российским эмитентам, стал «Эксперт РА».
Логическая схема методики, в соответствии с которой «Эксперт РА» производит присвоение рейтингов кредитоспособности банка, включает анализ трех блоков: внутренняя кредитоспособность банка, факторы поддержки и подверженность стресс-факторам. Внутренняя кредитоспособность банка оценивается по трем составляющим: рыночные позиции, финансовый анализ и управление и риск-менеджмент.
Блок «рыночные позиции банка» включает в себя анализ истории и репутации банка, специализации и аффилированности, географии деятельности, конкурентного положения и стратегического обеспечения. Блок «финансовый анализ» включает в себя анализ достаточности и структуры капитала банка, качества активов, качества привлеченных средств, прибыльности операций, ликвидности банка и валютных и забалансовых рисков. Блок «управление и риск-менеджмент» включает в себя анализ качества процедур корпоративного управления, организации бизнес-процессов, информационной прозрачности банка и управления рисками.
Факторы поддержки банка определяются как взвешенная сумма оценок двух блоков – «собственники банка» и «отношения с государственными органами». После определения кредитоспособности экспертным путем производится оценка стресс-факторов, способных оказать влияние на уровень кредитоспособности банка в среднесрочной перспективе. Стресс-факторы включают в себя, например, негативное влияние собственников, риски регулирования и надзора. По результатам анализа кредитоспособности и корректировки на стресс-факторы выносится решение о рейтинговой оценке.
В 2000 г. было создано Национальное рейтинговое агентство (НРА), осуществляющее деятельность по рейтингованию участников финансового рынка (присваивает ежеквартально более чем по 50 показателям рейтинги свыше 700 российским компаниям). Все присваиваемые рейтинги можно разделить на два вида – дистанционные и индивидуальные. Дистанционные рейтинги построены на анализе исключительно финансовой отчетности из открытых источников (таких рейтингов большинство). Индивидуальные рейтинги НРА (в основном присвоены крупнейшим игрокам финансового рынка) подразумевают в том числе качественный анализ рейтингуемой компании.
С 2001 г. на российском рынке начало работать независимое национальное рейтинговое агентство «Рус-Рейтинг» (RusRating), основные услуги которого – присуждение рейтинга банкам, лизинговым компаниям, промышленным предприятиям, облигациям банков и исследование банковского сектора. В 2002 г. «Эксперт РА» и информационное агентство АК&М объединили свои усилия по созданию оригинальной отечественной методики присвоения кредитных рейтингов и оценке регионов и муниципальных образований по национальной шкале. Для решения этой задачи агентства создали консорциум «Эксперт РА - АК&М». А в 2005 г. было образовано рейтинговое агентство АК&М как дочерняя компания информационного агентства АК&М.
Оценка надежности банков - проблема актуальная как для клиентов, активно работающих с банковскими структурами, так и для самих банков, которым необходимо оценивать своих партнеров.
Следует особо отметить, что в условиях нестабильного финансового рынка России, проблема корректного определения положения банка приобретает особую сторону. В российской практике уже существуют некоторые методики построения банковских рейтингов, однако, довольно небольшая история их применения уже знает достаточно примеров неверного оценивания (примеры "Национального кредита", "Лефортовского", "Русского продовольственного банка", "Тверьуниверсалбанка"). Практически все подобные ошибки связаны с несовершенством оценочной системы, на основе которой производилось ранжирование.
Однако, так или иначе, в России сейчас существует несколько наиболее известных агентств, которые рассчитывают и публикуют рейтинги банков. К их числу относятся Аналитический центр финансовой информации (АЦФИ), Агентство финансовой информации (Интерфакс), Агентство банковской информации (газета "Экономика и жизнь"), информационный центр "Рейтинг", МБО "Оргбанк", исследовательская группа "TOP CONTENT", издательство "Коммерсант", журналы "Эксперт", "Деньги" и многие другие. Отметим также, что к российскому рынку начинают активно проявлять интерес известные зарубежные рейтинговые агентства, такие как "The Thompson Bank Watch", "Moody's Investors Service", "Standard & Poor's", "IBKA" .
Еще одной серьезной проблемой в российском банковском системе является факт, что на четыре российских рейтинговых агентства приходится 55% рынка рейтинговых услуг в России, остальные 45% рынка держат Fitch, S&P и Moody's.
Эксперты, представители банков и российских рейтинговых агентств на специальном совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова пришли к выводу, что российские кредитные рейтинговые агентства «должны составить конкуренцию мировым монополистам - "Большой тройке" в лице американских компаний Moody s, Fitch и Standard & Poor s». Иначе наша экономика будет зависеть от необъективных оценок.
Повсеместно, в частности в Евросоюзе, проблема монопольной зависимости от западных кредитных агентств осознается и решается. У нас она встала во весь рост после присоединения Крыма, когда «Большая тройка» понизила прогнозы в отношении России, объяснив это возможными последствиями санкций. В правительстве, как и многие эксперты, расценили эти решения как политически мотивированные. Сама по себе угроза санкций не влияет на кредитоспособность России и большинства российских компаний.
«Вряд ли рейтинги понижены в ответ на политический заказ, считает президент НП "Национальный платежный совет»[12;35] Алексей Саватюгин. «Никто не знает, какие будут санкции, в том числе сами американцы, никто не знает, каковы будут контрмеры и как все это в результате скажется на экономике России. Но общее мнение таково, что лучше не будет. Помимо стандартных моделей, по которым оцениваются риски, нельзя обойтись без мотивированных профессиональных суждений» [;], говорит Саватюгин.
«Проблема мотивированного рейтинга существует» [12;34], уверен заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.» Достаточно взглянуть на список из 10 стран, у которых размер госдолга колеблется от 8 до 130% ВВП, но все они имеют один и тот же рейтинг "Большой тройки" и, следовательно, кредитуются на одинаковых условиях. В том числе обладающая крайне низким уровнем госдолга Россия. Это означает необоснованные убытки, ведь львиную часть финансирования крупные российские компании получают за рубежом - это стандартная модель для развивающихся рынков» [12;34].
В конечном итоге убытки распределяются между всеми гражданами. Компаниям привлечение денег стало обходиться гораздо дороже, а многим вообще был фактически перекрыт доступ ко всем внешним возможностям привлечения инвестиций в свои проекты. Это автоматически привело к снижению цены на российские ценные бумаги, а значит - и к снижению дохода от пенсионных накоплений тех 25 млн граждан, чьи средства НПФ вложили в фондовый рынок
Зависимость российского финансового сектора от "Большой тройки" парадоксальна. Согласно законодательству и нормам делового оборота, только соответствующие оценки Moody s, Fitch и Standard & Poor s признаются при выпусках долговых ценных бумаг на международных рынках, размещении средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов на банковские депозиты, инвестировании средств пенсионных накоплений, осуществлении внешних заимствований субъектами РФ. В системе рефинансирования Банка России также котируются только оценки агентств из Нью-Йорка и Бостона.
Российские рейтинговые агентства могут конкурировать с "тройкой" при выпусках долговых ценных бумаг на национальных рынках, реализации дополнительных мер по поддержке финансовой системы и, в определенных условиях, при размещении средств госкорпораций и госкомпаний в депозиты и ценные бумаги, а также при размещении резервов и собственных средств страховых компаний.
Крупные агентства с международным авторитетом способны более объективно оценить участников российского финансового рынка и тем самым снизить риски - логика законодательства понятна. Но, во-первых, она небесспорна с точки зрения антимонопольных принципов, во-вторых, в последние годы "тройка" уже не раз заставляла сомневаться в своей беспристрастности. Так, когда в августе 2011 года Standard & Poor s впервые в истории понизило кредитный рейтинг США из-за огромного госдолга, против компании немедленно началось расследование по поводу ее завышенных оценок накануне кризиса 2008 года Со стороны бизнеса уже созрел запрос на более сложную и распределенную систему рейтинговых агентств и более гибкие правила. Например, ограничения в области размещения средств пенсионных фондов резко сужают возможности для использования этого мощнейшего инвестиционного ресурса. Число банков, обладающих соответствующим рейтингом "Большой тройки", снизилось с 97 в прошлом году до 60 на сегодня. По словам председателя Комитета по пенсионной системе Ассоциации менеджеров Андрея Неверова «Западные агентства, по сути, определяют, как инвестировать пенсионные накопления десятков миллионов россиян» [12;35]
Задача государства - дать российским агентствам такие же возможности, какими сейчас пользуются Moody s, Fitch и Standard & Poor s. И устранить недостатки в законодательстве, из-за которой сейчас ни у Банка России, ни у министерства финансов нет полномочий по аккредитации новых рейтинговых агентств.
«У России просто должно быть свое международно признанное рейтинговое агентство», уверен Яков Миркин. «Это один из национальных символов, повышающий капитализацию нашей экономики. Но возможности российских рейтинговых агентств выйти на мировое признание напрямую зависят от доли России в глобальной экономике» [12;34].
Таким образом, можно прийти к выводу, что в РФ существует целый аспект проблем, связанных с осуществлением рейтинговых оценок коммерческих банков. И чем скорее эти проблемы будут решены, тем стабильнее и устойчивее будет банковская система нашей страны.
Заключение
Рейтинги стран, региональных и муниципальных образований, субъектов финансового сектора экономики, нефинансовых организаций и предприятий стали важным информационным средством установления и поддержания деловых отношений в рамках хозяйственной деятельности и регулирования делового общения.
Для банка важен не только внутренний анализ его деятельности, но и сравнение результатов его работы с результатами других банков. В условиях рыночной экономики особое значение имеет исследование тенденций развития банковской системы в целом на национальном уровне. Долгое время в России наблюдался дефицит аналитической информации о работе коммерческих банков, поэтому стал необходим рейтинг банков, как основа для изучения дальнейшей их деятельности.
России необходимо формировать независимую, эффективную и надежную национальную систему рейтингования отечественных эмитентов и заемщиков.
Она должна решить следующие задачи:
рейтинговых агентств;
Сейчас в этой области в России существует ряд проблем. Прежде всего отсутствуют юридическое определение кредитного рейтинга, механизм признания национальных рейтинговых агентств, а также нормы регулирования их деятельности. Важно сформировать полноценную законодательную основу функционирования рейтинговых агентств в России.
Список литературы:
Интернет - источники:
Информация о работе Анализ осуществления рейтинговых оценок коммерческих банков РФ