Анализ отрасли здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:36, реферат

Описание работы

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Отправной точкой анализа отрасли здраво¬охранения является ее рассмотрение как области человеческой деятельности и как отрасли народного хозяйства.
При этом в здравоохранении, подобно любой другой облас¬ти деятельности человека, может быть выделено две стороны. Одна — профессиональная, которая составляет содержательный аспект медицинской деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Роль здравоохранения как отрасли экономической деятельности…………….5
История здравоохранения в РФ…………………………………………….……8
Современное состояние и проблемы здравоохранения в РФ, пути их решения………………………………………………………………………......16
Перспективы развития здравоохранения в РФ………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

ЭО кр.docx

— 67.98 Кб (Скачать файл)

К кон. 1930-х гг. в стране резко возросло число стационаров и количество коек. Были созданы материально-техническая база здравоохранения и медицинская промышленность, подготовлены кадры врачей и средних медицинских работников, больших успехов достигла медицинская наука. Вместе с тем дальнейшему развитию здравоохранения серьёзно мешали экономические трудности; негативно сказывались последствия массовых репрессий.

В годы Великой Отечественной  войны 1941–45 существенно изменились задачи здравоохранения: главными из них  стали медицинская помощь раненым, широкие противоэпидемические мероприятия, охрана здоровья детей, медицинское обслуживание тружеников тыла. Была создана система лечения раненых и больных воинов, организована широкая сеть эвакуационных госпиталей.

В послевоенные годы Народные комиссариаты здравоохранения СССР и РСФСР реорганизованы в Министерства здравоохранения (1946); было проведено  объединение амбулаторно-поликлинических  учреждений с больницами (1947–49), что  способствовало укреплению материально-технической  базы и преемственности медицинской  помощи; начала складываться система  организации медицинской помощи сельскому населению.

1950-е гг. ознаменовались  рядом важных научных открытий, способствовавших совершенствованию  здравоохранения. Создавались крупные больницы (на 600 коек и более), развивалась специализированная медицинская помощь. Однако недостаток финансирования ограничивал строительство лечебных учреждений. В центре внимания продолжала оставаться амбулаторно-поликлиническая служба, стали сближаться уровни организации сельского здравоохранения и здравоохранения в городах.

В сельской местности в  эти годы происходила существенная реорганизация медицинской помощи населению – повсеместное создание центральных районных больниц, организация в них специализированных отделений (терапевтических, хирургических, педиатрических и др.). Процесс специализации медицинской помощи коснулся также и амбулаторно-поликлинических учреждений, но попытки расширения амбулаторной помощи и её специализации часто сопровождались необоснованным разрушением структуры первичной медицинской помощи на селе (фельдшерско-акушерских пунктов, колхозных родильных домов и пр.).

В 1970-е гг. вступили в строй  сотни новых амбулаторно-поликлинических  учреждений (более чем на 500 посещений  в смену), было начато строительство крупных многопрофильных больниц мощностью 1000 коек, больниц скорой помощи на 800–900 коек с отделениями реанимации, крупных онкологических диспансеров и др. Основными учреждениями, оказывающими высококвалифицированную помощь сельскому населению, стали центральные районные больницы. К этому же времени относится создание в Москве крупных научных лечебно-диагностических центров – онкологического, кардиологического, акушерства и гинекологии, аллергологического, артрологического, хронического гемодиализа, открытие новых научно-исследовательских институтов (пульмонологии, гастроэнтерологии и др.) в крупнейших городах страны.

Служба здравоохранения  проводила огромную профилактическую работу, охватывая диспансерным наблюдением большие контингенты здоровых людей. На базе крупных многопрофильных больниц началось создание диагностических центров, с современным лечебно-диагностическим оснащением и квалифицированными врачами-специалистами. В этих условиях серьёзное значение приобретали вопросы оптимизации структуры сети больниц и поликлиник, рационального использования коечного фонда, его научно обоснованной профилизации с учётом реальных потребностей, а также обеспечение преемственности лечения больного в поликлинике и стационаре, увеличение объёма диагностических и лечебных функций поликлиник, улучшение организационных форм лечебно-профилактической помощи. Прогресс здравоохранения в эти годы был непосредственно связан со специализацией, отражавшей основную закономерность развития медицины. Однако дальнейшая специализация требовала создания определённых условий, соответствующих организационных форм и значительных материальных затрат, не всегда возможных в условиях финансирования здравоохранения по «остаточному принципу».

С кон. 1970-х гг. здравоохранение  стало испытывать трудности, связанные прежде всего с недостаточным финансированием и возникавшими из-за этого различными негативными явлениями; было отмечено ухудшение состояния здоровья населения. Стала очевидной необходимость реформирования здравоохранения.

В нач. 1980-х гг. началась разработка и реализация ряда государственных целевых комплексных научно-технических программ по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, злокачественными новообразованиями, основными заболеваниями матери и ребёнка, по разработке и внедрению в клиническую практику методов реконструктивной и восстановительной хирургии, трансплантации, созданию аппаратов, выполняющих функции отдельных органов, разработке медицинских приборов и аппаратов, изысканию новых лекарственных средств и др. Реализация этих программ тормозилась в связи с отсутствием решения целого ряда накопившихся экономических и организационных проблем.

Общий кризис социально-экономической  системы страны особенно сильно ударил по здравоохранению. Требованием времени было изменение системы финансирования с использованием экономических методов управления здравоохранением, более широким привлечением как государственных, так и частных структур, укрепление первичного звена здравоохранения, борьба за повышение доверия к медицине, к врачу. Во 2-й пол. 1980-х гг. в здравоохранении началась серьёзная реформа, ориентированная на более активное использование экономических методов управления, повышение уровня экономической подготовки руководителей, осознание ими необходимости серьёзных структурных изменений в системе здравоохранения страны.

Разработанная в 1990–91 программа реформирования предусматривала принципиальное изменение самого подхода: место экстенсивных, количественных оценок в здравоохранении должны были занять интенсивные, качественные показатели. Одновременно были заложены основы перехода к обязательному медицинскому страхованию, развитию более гибких систем государственного регулирования статуса и взаимоотношений всё более самостоятельно действующих органов, учреждений здравоохранения и множества вновь возникших организаций и других субъектов здравоохранения.

С распадом СССР реализация этой программы была остановлена. В новых условиях органы здравоохранения сделали всё возможное, чтобы сохранить бесперебойное функционирование медицинских учреждений в условиях кризиса в здравоохранении, который выразился в снижении качества медицинской помощи, ослаблении профилактической работы, росте заболеваемости и смертности населения, сокращении научных медицинских исследований, нарастании недовольства населения уровнем доступности медико-санитарной помощи. Декларированными принципами реформы в этот период были децентрализация управления и демонополизация государственного сектора здравоохранения, многоукладность системы здравоохранения, многоканальность финансирования, внедрение рыночных механизмов. Повсеместно внедрявшееся обязательное и добровольное медицинское страхование в значительной степени изменило управление, финансирование, отчётность, контроль и взаимоотношения с пациентом. Однако ожидавшихся положительных перемен в здравоохранении не произошло. В системе здравоохранения не удалось обеспечить рациональное разграничение полномочий и координацию действий властных структур разного уровня. Необоснованно снизилась роль федеральных органов управления здравоохранением, по-прежнему отсутствовала чёткая, научно-обоснованная стратегия развития отрасли.

Вместе с тем происшедшие  изменения были вызваны не только кризисными явлениями в экономике и общественно-политической жизни страны, но и пришедшимися на этот отрезок времени проявлениями долговременных тенденций популяционных процессов, имеющих силу закономерностей естественно-научного характера. Особую роль играли последствия влияния на народонаселение утрат, понесённых в ходе двух мировых войн и других социально-экономических эксцессов большой силы, нарушивших эволюционное развитие популяционных процессов.

Финансовый кризис 1998 усугубил негативные проявления в системе здравоохранения России. Стал отмечаться рост платности в оказании медицинской помощи. Ухудшение финансирования медицинских учреждений привело к резкому снижению средств, расходуемых населением на приобретение подорожавших медикаментов. Формирование российского фармацевтического рынка продолжает осуществляться за счёт вымывания более дешёвых отечественных препаратов, изделий медицинской техники и их не всегда оправданного замещения на дорогостоящие импортные. К началу 21 в. здравоохранение находилось в затянувшемся состоянии реформы, а также структурных преобразований, нуждающихся в экономической поддержке, и с большими трудностями обеспечивало доступность медицинской помощи для основной части населения страны.

В 1990-е гг. произошло стихийное  формирование методов управления нарегиональном уровне со всеми негативными последствиями такого процесса, поскольку региональные органы здравоохранения в профессиональном отношении оказались недостаточно подготовленными к самоуправлению. Ликвидация жёсткого тотального контроля деятельности здравоохранения из единого центра не только не устранила, но ещё больше обозначила проблему ответственности государственной власти всех уровней за эффективность деятельности системы охраны здоровья населения, которая должна определяться законодательным путём.

На фоне относительной  стабилизации социально-экономической  ситуации в стране, в кон. 20 – нач. 21 вв. в здравоохранении наметились некоторые положительные тенденции. В условиях формирования конкурентной среды существенно снизилась господствующая роль производителя медицинских услуг и возросли роль пациента и внимание к его запросам. Централизованное планирование здравоохранения трансформировалось в разработку политики в области охраны здоровья населения с акцентом на государственное регулирование и обеспечение качества медицинской помощи. Ближайшие задачи здравоохранения: установление оптимальных взаимоотношений между процессами централизации и децентрализации, автономным управлением и государственным регулированием, общественным и частным владением, между финансированием ресурсов и финансированием медицинских потребностей и нужд. Это должно привести к поступательному и стабильному развитию здравоохранения, призванному в новых политических и экономических условиях активно влиять на поддержание и укрепление здоровья населения.

 

 

 

 

Современное состояние  и проблемы здравоохранения в  РФ, пути их решения

Проводимые в России с 1992 г. экономические и политические реформы и изменение уровня общественного здоровья демонстрируют прямую зависимость (таблицы №1 и 2).

 

Таблица 1. Заболеваемость населения  в РФ

Показатели

Годы

1990

1995

2005

2010

2011

2012

2013

1. Заболеваемость на 1000 чел., чел.

651

676

730,7

740,1

748,6

744,9

745,9

2. Заболеваемость на 1000 чел., чел.

             

По некоторым классам болезней, чел.

             

-инфекционные и паразитарные;

34,9

47,1

44,3

41,2

37,7

38,6

37,4

-новообразования;

5,5

6,6

8,4

9

9

9,6

9,6

-болезни эндокринной системы,  расстройства питания, нарушения  обмена веществ и иммунитета;

3,6

5,5

8,5

10,7

9,6

9,9

9,6

-болезни крови и кроветворных  органов;

1,3

2,7

3,8

5,1

4,4

4,5

4,6

-болезни нервной системы и  органов чувств

45,8

57,9

69,1

72,1

70,6

73,6

15,3

-болезни системы кровообращения;

11,2

13,2

17,1

19,5

20,6

22,1

23,1

-болезни органов дыхания;

336,1

294,1

317,2

298,2

310,6

294

295,3

-болезни органов пищеварения;

27,2

36,1

32,3

35,7

35,3

35,6

35,5

-болезни мочеполовой системы;

19

28,8

37,6

40,3

42,1

45,7

46,2

-болезни кожи и подкожной  клетчатки;

35

47,9

44

46,9

47,1

49

49,8

-болезни кожно-мышечной системы  и соединительной ткани;

24,8

26,6

30,6

35,1

33,6

34,2

33,4

-травмы и отравления

85,2

87,7

86,2

89,2

89,9

90

90,2


 

Заболеваемость на 1000 человек  возросла на 21%. При этом наибольшее увеличение произошло: по онкологическим заболеваниям – на 45%, болезни эндокринной  системы и нарушения обмена веществ  и иммунитета – на 80%, болезни  крови и кроветворных органов  – на 66,6%, болезни нервной системы  – на 27%, болезни системы кровообращения – на 67%; болезни мочеполовой системы – на 58,7%.

 

Таблица 2. Характеристика естественного  движения населения в РФ

Коэффициенты

Годы

1990

1995

2005

2010

2011

2012

2013

1. Общий коэффициент рождаемости на 1000 чел.

13,4

9,3

8,7

9,7

10,2

10,4

10,2

2. Общий коэффициент смертности на 1000 чел.

11,2

15

15,3

16,3

16,4

16

16,1

3. Коэффициент младенческой смертности (умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми)

-

-

15,3

13,3

12,4

11,6

11

4. Коэффициент естественного прироста населения на 1000 чел.

2,2

-5,7

-6,6

-6,5

-6,2

-5,6

-5,9


 

Общий коэффициент смертности возрос на 43% и результат этого  – отрицательный естественный прирост  населения.

Высокая стоимость лекарственных  средств, в том числе и жизненно необходимых, при низком душевом  доходе делает их недоступными для  большей части населения.

Коммерциализация сферы  здравоохранения, рост расходов населения  на эти цели декларировались в  качестве одного из направлений реформирования здравоохранения еще в 1992 г. Это объяснялось необходимостью обеспечить свободный выбор населением форм медицинского обслуживания.

Кроме коммерциализации, рост неравенства в доступности медицинской  помощи в России был обусловлен сокращением  сети больничных учреждений (таблица  №3). Сокращение больничной сети также  заявлено в качестве одного из основных направлений реформирования российского  здравоохранения, что мотивируется необходимостью реструктуризации медицинской  помощи в пользу ее – первичного, догоспитального звена в целях более эффективного использования ресурсов здравоохранения. В настоящее время она сводится, по сути дела, к простому свертыванию сети больничных учреждений. Наиболее интенсивен этот процесс в сельской местности, причем наращивания мощности амбулаторно-поликлинического звена не происходит. Так, за 1990–2005 гг. количество больничных коек сократилось на 21,0%, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в целом увеличилась всего на 11%.

Информация о работе Анализ отрасли здравоохранения