Анализ отрасли здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:36, реферат

Описание работы

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Отправной точкой анализа отрасли здраво¬охранения является ее рассмотрение как области человеческой деятельности и как отрасли народного хозяйства.
При этом в здравоохранении, подобно любой другой облас¬ти деятельности человека, может быть выделено две стороны. Одна — профессиональная, которая составляет содержательный аспект медицинской деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Роль здравоохранения как отрасли экономической деятельности…………….5
История здравоохранения в РФ…………………………………………….……8
Современное состояние и проблемы здравоохранения в РФ, пути их решения………………………………………………………………………......16
Перспективы развития здравоохранения в РФ………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

ЭО кр.docx

— 67.98 Кб (Скачать файл)

Основной задачей по социальному  обслуживанию престарелых и инвалидов  в 2012–2014 годах будет являться обеспечение  им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными  принципами и нормами международного права.

Решение производственных проблем  организации протезно-ортопедической помощи населению заключается в  необходимости перехода от простого увеличения объемов производства протезно-ортопедических изделий к адресной помощи по медико-социальным показаниям. В 2014 году выпуск продукции  протезно-ортопедическими предприятиями  предусматривается в объеме 3,6 млрд. рублей.

Уровень обеспеченности населения  домами-интернатами для престарелых  и инвалидов, детей-инвалидов в 2014 году в целом по Российской Федерации  намечается в пределах 20,8 мест на 10 тыс. населения, что составит рост на 8,9% к уровню 2009 года.

Будет продолжено дальнейшее развитие сети нестационарных учреждений по социальному обслуживанию инвалидов  и граждан пожилого возраста. Наиболее распространенным видом социальной поддержки населения будет срочная  социальная помощь. В регионах Российской Федерации будет продолжена работа по дальнейшему решению задач  обеспечения инвалидов и детей-инвалидов  необходимыми техническими средствами и оказанию социально уязвимым группам  населения реабилитационно-технических услуг и создание Государственной службы реабилитации инвалидов с учетом социально-экономических, демографических и географических условий субъектов Российской Федерации.

Приоритетным направлением для детей-инвалидов будет являться создание условий для их воспитания в семье. С этой целью, как альтернатива помещению детей-инвалидов в интернатные учреждения, будет развиваться сеть реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывающих помощь семье в медицинской и социальной реабилитации ребенка-инвалида.

 

 

 

Перспективы развития здравоохранения в РФ

Конкретные условия состояния  общества диктуют способы решения  проблем здравоохранения. Нет, вероятно, идеальной системы здравоохранения  вне времени и пространства, конкретной политической и экономической ситуации. Развитие общества, науки и практики здравоохранения заставляет постоянно предпринимать попытки повысить эффективность системы здравоохранения страны, усовершенствовать его структуру, конкретизировать функции элементов системы здравоохранения, оптимизировать их взаимодействия не в идеальном пространстве, а в конкретной экономической системе. Общество определяет систему здравоохранения, механизм и технологии удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи, обеспечение этих потребностей необходимыми ресурсами.

Изменяющиеся общественные отношения создают условия для  существования приличных типов  систем здравоохранения.

Современная социальная медицина выделяет три типа систем здравоохранения: государственную, страховую, частную. В ряду критериев такого разделения (собственность, право распоряжения ею, механизмы регулирования и управления системой) одним из важных является источник используемых здравоохранением финансовых ресурсов.

По этому признаку представляется возможным выделить еще и смешанную  систему здравоохранения, использующую все возможные источники финансирования предусмотренные существующей в обществе в каждый отдельный его период законодательной базой.

История не знает таких  ситуаций, когда цели, которые ставит общество, были бы достижимы только за счет собственных его возможностей или внешних средств, имеющихся  в данный момент. Здравоохранение  в полной мере испытывает на себе подобное стечение обстоятельств, т.е. находится  в постоянно изменяющейся проблемной ситуации. Осознание обществом тех  проблем, которые возникают перед  ним в сфере охраны здоровья, происходит далеко не сразу. Зачастую кажущаяся простота проблем здравоохранения при формулировании целей и задач отрасли упирается в недооценку как самих проблем, так и в переоценку тех возможностей, которые имеются у общества для их разрешения. Именно поэтому уже на стадии формулирования целей здравоохранения (проектирования системы здравоохранения) требуется тщательный отбор возможных составляющих (элементов), четкой их организации, способов управления ими, максимального учета ресурсов и факторов внешней среды.

Основным принципом построения любой системы здравоохранения  является сохранение равновесия трех главных составляющих населения  – потенциального потребителя медицинской  помощи, медицинских учреждений и  плательщиков за оказанную медицинскую  помощь.

Любая система здравоохранения  имеет цель, которую можно сформулировать как оказание населению доступной  качественной медицинской помощи, улучшение  состояния здоровья общества в целом  и каждого гражданина в отдельности.

Государственная система  здравоохранения с жестким административно-экономическим  управлением государственной собственностью на основные ресурсы, бюджетным финансированием, внутриведомственным контролем  объема и качества медицинской помощи, патерналистической моделью взаимоотношений работников здравоохранения и пациентов относительно стабильно работала до начала восьмидесятых годов.

Именно до тех пор удавалось  осуществлять финансирование медицинских  учреждений по смете расходов, 50% которой  приходилось на статьи, связанные  с заработной платой (самой низкой в стране) и затратами на лекарства, предметы медицинского назначения и  хозяйственные нужды по государственным  ценам (часто оказывающимися гораздо  ниже, чем расходы на производство). Такое финансирование позволяло  государству поддерживать иллюзию  бесплатной (для всего населения) и доступной (далеко не для всего населения) медицинской помощи при затратах на нее значительно ниже, чем это требовалось на самом деле. Создалась и поддерживалась искусственная ситуация, позволявшая удовлетворять потребности здравоохранения при недостаточных ресурсах.

Следствием подобного  состояния, явились процессы деформации элементов системы, обусловленные  истощением ресурсов, особенно финансовых. Именно с этого периода стало  сокращаться бюджетное финансирование здравоохранения, все более приобретая остаточный принцип, что проявилось в резком снижении мотивации медицинского персонала к труду и оттоку кадров (особенно среднего медицинского персонала) из медицинских учреждений. «Произошла дезориентация отрасли, связанная с несовершенством  управления, избыточностью структур и полной финансовой неадекватностью что и составляет суть глубокого кризиса в российской медико-социальной сфере».

Основные причины дезинтеграции  системы таковы:

– остаточный принцип финансирования;

– нерациональное использование основных ресурсов (кадры, финансы, оборудование);

– недостаток современных медицинских технологии;

– многообразие номенклатуры лечебных учреждении;

– снижение квалификации медицинского персонала догоспитального этапа;

– сохранение таких тенденций развития здравоохранения как специализация (особенно в амбулаторно-поликлинической службе) и централизаци;

– снижение у медицинских работников мотивации к труду и систематическому повышению квалификации, связанное с уравниловкой в оплате труда;

– падение трудовой и производственной дисциплины в коллективах медицинских работников.

Подобная характеристика подтверждается данными о состоянии  здоровья населения России. Рост или  снижение заболеваемости населения  – главная оценка деятельности любой  власти в области решения проблем  здравоохранения и охраны здоровья населения.

Именно в конце 60-х гг. началось реформирование здравоохранения, с той или иной долей успеха завершившееся во многих странах  к 90-м гг.

Накоплен определенный опыт решения задач, стоявших перед здравоохранением в любой стране (независимо от имеющей  место системы здравоохранения), как сделать медицинскую помощь населению более доступной, более  высокого качества при относительно небольших, но максимально эффективно используемых вложениях в здравоохранение.

Создаваемая в России рыночная экономика поставила систему  здравоохранения, основанную на распределительных  экономических принципах, в ситуацию, когда ее дальнейшее функционирование чрезвычайно затруднено, а коренная реорганизация требует дополнительных ресурсов, которых нет в условиях переходного периода.

Эти трудности создают  неадекватную для решения проблем  отрасли социально-психологическую  ситуацию, при которой попытки  изыскать и использовать новые источники  финансовых и материальных ресурсов, создать структуры для их эффективного использования наталкиваются на сопротивление Это связано с тем, что в силу множества объективных причин не может быть достигнут немедленный результат, а противодействие и искажение приводят к негативному результату.

Поэтому очевидны и задачи, которые необходимо решить в процессе реформирования здравоохранения:

– создание новой законодательной базы здравоохранения, разработка механизмов адаптации системы здравоохранения к работе в новых условиях;

  • приведение в соответствие механизмов взаимодействия здравоохранения с экономикой страны;
  • разработка механизмов финансового взаимодействия в здравоохранении;
  • разработка и внедрение организационных принципов функционирования учреждений здравоохранения в новых условиях.

На нынешнем этапе развития общества с целью поиска новых  экономических условий существования  российского здравоохранения из нескольких моделей законодательно взята за основу развития системы  здравоохранения модель медицинского страхования.

Проходящая в российском здравоохранении реформа носит  характер структурно-функциональной реорганизации  отрасли. Создаваемая система здравоохранения имеет целью – организацию оказания качественной медицинской помощи, доступной населению страны, на основе фундаментальных преобразований финансирования, с привлечением иных, помимо государственных, финансовых ресурсов (в том числе и финансовых средств населения), преобразований правовых основ отрасли, направленных на демократизацию управления, внедрение современных медицинских, технологий, развитие конкуренции, основанной на свободном выборе пациентом лечебно-профилактического учреждения и врача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Здравоохранение является особой сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь  и здоровье. В современных условиях развития общества здравоохранение  имеет исключительно важное социальное значение.

Прошедшее десятилетие характеризовалось  сложными социально-экономическими, политическими  и демографическими изменениями  в обществе, которые коренным образом  изменили характер деятельности медицинских  организаций, поставили перед здравоохранением как отраслью целый ряд новых  сложно решаемых проблем, в первую очередь  в сферах управления, финансирования, организации медицинской помощи, лекарственного обеспечения и кадровой политики.

Состояние здоровья населения  Российской Федерации характеризуется  негативными тенденциями медико-демографических  показателей.

На фоне естественной убыли  происходит старение населения с  одновременным снижением средней  продолжительности жизни, высокой  разницей между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин, рост социально  опасных и социально значимых заболеваний.

В период 1990–1994 гг. смертность населения увеличилась на 40%, с 1995 года намечалась тенденция к улучшению этих показателей, но в 1999–2000 г. вновь отмечается увеличение смертности населения.

Смертность мужчин значительно  выше смертности женщин.

По-прежнему остается высокий  уровень преждевременной смертности.

Озабоченность вызывает рост заболеваемости сахарным диабетом, который  является причиной ранней инвалидизации и смертности вследствие осложнений.

Сохраняется напряженная  эпидемиологическая обстановка по туберкулезу, с заболеваниями, передаваемыми  половым путем.

Организация психиатрической  помощи требует самого пристального внимания вследствие значительного  роста уровня заболеваемости и инвалидности населения.

Не менее остро стоит  проблема алкоголизма и пьянства.

В современных социально-экономических  условиях необходимо создать новую  модель взаимодействия здравоохранения  и населения для организации  совместной деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Необходимо перейти от системы, ориентированной на лечение  заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового  образа жизни и направленной на профилактику болезней.

Дополнительного внимания требует  организация медицинской помощи сельскому населению.

Крайне актуальной сохраняется  проблема недостаточности ресурсов для здравоохранения, которая отягощена  дезинтеграцией основных источников финансирования.

Остается достаточно острой проблема с лекарственным обеспечением населения области, в связи с  дефицитом средств по всем источникам финансирования.

В системе здравоохранения  остаются нерешенными организационные  проблемы. Отрицательное воздействие  оказывает несовершенство системы  управления. Процесс децентрализации  управленческих функций затрагивает  стратегические вопросы деятельности отрасли как системы.

До настоящего времени  сохраняются структурные диспропорции. Действующая система управления и финансирования не способствует внедрению  экономических методов управления.

Информация о работе Анализ отрасли здравоохранения