Анализ понятий «менеджер» и «лидер». Выбор стиля лидерства в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Сегодня совершенно очевидно, что не только настоящее, но и будущее творят менеджеры – люди, управляющие трудовым коллективом в самых различных сферах деятельности и обеспечивающие решение всего комплекса стоящих перед ними задач (экономических, социальных, политических, экологических и т.д.), создающие условия для лучшей жизни сотрудников. И в каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств менеджера, от его умения работать с людьми.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 162.70 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня совершенно  очевидно, что не только настоящее,  но и будущее творят менеджеры  – люди, управляющие трудовым  коллективом в самых различных  сферах деятельности и обеспечивающие  решение всего комплекса стоящих  перед ними задач (экономических,  социальных, политических, экологических  и т.д.), создающие условия для  лучшей жизни сотрудников. И  в каждом конкретном случае  успех зависит от личных качеств  менеджера, от его умения работать  с людьми.  

Что же представляет собой «Лидерство» и «Менеджер». В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение этого понятия: «Лидерство - (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе». «Менеджер — руководитель или управляющий, отвечающий за определённое направление деятельности предприятия (менеджер по персоналу, инвестиционный менеджер, менеджер по связям с общественностью, финансовый менеджер, банкетный менеджер, риск-менеджер, бренд-менеджер, экаунт-менеджер, менеджер по продажам), музыкальный менеджер, управляющий проектом (менеджер проекта) или целой компанией (топ-менеджер). В последнее время к менеджерам причисляют всех лиц, ответственных за определённое направление, в том числе и не руководящих должностей. В этом случае, менеджер может быть приравнен к ответственному исполнителю, ведущему инженеру. Примерно соответствует любому армейскому званию выше сержанта (штатная должность — командир отделения, танка, боевой машины).» . Таким образом, «Лидер» и «Менеджер» – это широчайшее понятие, включающее в себя, на мой взгляд, такие характеристики, как тактичность, культура поведения, уравновешенность, справедливость и признанным авторитетом, обладающее влиянием.

В данной работе мы проведем анализ  понятий «менеджер» и «лидер».

Цель данной курсовой работы состоит  рассмотреть понятия

«лидер» и «менеджер».

 Для полного раскрытия данной темы определим следующие задачи:

  1. Определить их роль в функционировании организации;
  2. Охарактеризовать требования, предъявляемые к менеджеру;
  3. Провести сравнительный анализ понятий «лидер» и «менеджер», выявить их значимость для эффективной работы организации.
  4. Стиль лидерства в конкретной организации.

В данном случае объектом исследования является складской комплекс ЗАО «Картон Полиграф» предметом исследования – объемы реализации и как следствие результат логистическая схема распределения продукции ЗАО «Картон Полиграф».

   В процессе исследования были использованы книги, статьи отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, бухгалтерская и финансовая отчетность ЗАО «Картон-Полиграф».

 

 

 

 

Глава 1. Анализ понятий «менеджер» и «лидер». Выбор стиля лидерства в организации ЗАО «Картон -Полиграф».

 

    1. Понятие «лидер»и «менеджер»

 

Лидерство –  важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

 

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую  и формализованную систему отношений  господства – подчинения. Лидер  – это символ общности и образец  поведения группы. Он выдвигается, как  правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Менеджмент – это целенаправленное воздействие на поведение другого человека с целью достижения результатов посредством его усилий. Именно этим и должен по сути заниматься менеджер: таким образом организовывать работу своих подчиненных, чтобы достигать необходимого результата с помощью их усилий.

Менеджмент является синонимом  слова «руководство».

Руководство - влияние, оказываемое  конкретным руководителем на отдельных  работников и их группу, побуждающее  работников выполнять полученные задания  и работать для достижения поставленных целей.

Руководство (так же как и менеджмент) - стремление повлиять на поведение других людей. Это частный случай управления. Примеры ярких менеджеров, управленцев, руководителей: Рокфеллер, Билл Гейтс, Р. Абрамович, Генри Форд, А. Чубайс, …

В отличие от известных корпоративных  лидеров, обладающих, как правило, сильным  характером и не сходящих со страниц  журналов и газет, руководители, которым  удалось осуществить преобразования на своих предприятиях и перейти  от хорошего к великому, кажутся прилетевшими с Марса. Спокойные, незаметные, сдержанные и даже застенчивые, эти руководители представляют необычную комбинацию скромности и профессиональной воли. Они, скорее, как Линкольн или Сократ, а не Паттон или Цезарь.

Джим Коллинз. «От хорошего к великому»

 
         И менеджмент, и лидерство одинаково важны для организации, одно не может заменить другое. На самом деле лидерство и менеджмент в компании — две отдельные, дополняющие друг друга системы действий. Каждая имеет свою функцию и характерные для нее виды деятельности. Для успеха компании в современном деловом мире, все более сложном и быстро меняющемся, необходимо освоить обе.

Так как право управлять  вытекает из организационной структуры, оно содействует стабильности, порядку и решению проблем внутри нее.1 По словам Роберта Джосса, декана факультета бизнеса Стэндфордского университета, лидерство – это «способность взять на себя полную ответственность за благополучие организации и её рост, за перемены в ней к лучшему. Это не престиж, власть или статус, это ответственность». С другой стороны, право лидерства проистекает из таких личных качеств индивидов, как заинтересованность, цель и ценности и способствует развитию видения перспектив, креативности и перемен в организации. Следует сразу отметить, что термин leadership в английским языке обозначает поведение руководителя, побуждающее подчиненных мобилизовывать свои силы и способности ради достижения поставленной задачи.

1.2. Различия между  менеджером и лидером

Одно из главных различий между руководителем и менеджером относится к источникам их власти и во многом зависящему от них уровню подчинения сотрудников. Власть — это  потенциальная способность индивида влиять на поведение других людей. Власть — это основной имеющийся в  распоряжения руководителя ресурс, позволяющий  добиться изменения поведения сотрудников. Как правило, в организациях выделяют пять источников власти: закон, вознаграждение, принуждение, опыт (компетенции) и референтное право. Иногда источником власти является занимаемая менеджером в организации должность, в других случаях — личные качества лидера.2

В таблице 1. перечислены  различные качества, характеризующие  лидеров и менеджеров, хотя необходимо помнить, что некоторые индивиды обладают и теми, и другими.менедер лидер руководитель власть

Табл. 1. Различия между менеджером и лидером (по А.Н. Дятлову)

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

Основа действий – план

Основа действий – видение, перспективы

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионал

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решение в  реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем


 

Однако важно понимать, что лидерство - это не личностные качества, не полномочия, не мотивация  и не идеология, как оно иногда ошибочно трактуется в переводной литературе. В первую очередь, лидерство - это  система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает  с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а  другие (последователи) готовы следовать  предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.

Таким образом, менеджер и  лидер - понятия абсолютно различные: менеджер - это должность, а лидер - признание группы; менеджер по сути - исполнитель чужой воли (собственника, совета директоров, других менеджеров), лидер же - всегда инициатор и инноватор. Фраза, ставшая классической: «managers do things right and leaders do right things», смысл которой заключается в том, что (хорошие) менеджеры правильно исполняют задания, а (эффективные) лидеры - определяют, что нужно исполнять.

1.3. Сопоставления качеств и различий менеджера и лидера.

Во-первых, менеджер администрирует, а лидер занимается инновациями. То есть, менеджер дает основные инструкции, модерирует и контролирует работу персонала, полагаясь на уже существующие решения, в то время как лидер не только понимает и принимает необходимость перемен и инноваций, генеририруя новые идеи и подходы в своей области, но и управляет процессом изменений в сложной организации в рамках продолжительной стратегической программы изменений, побуждая других к инновациям, трансформируя и направляя организацию к новым перспективам и развитию.

Во-вторых, если менеджер руководствуется целями других, то лидер разрабатывает собственные цели. Менеджер передает команде коллективные цели в одностороннем порядке и планирует пути выхода из непредвиденных ситуаций в целях достижения целей. Лидер, напротив, определяет и анализирует альтернативы, оценивает их издержки, риски и пользу для организации. Таким образом, он устанавливает амбициозные цели для себя или команды в целом, используя соответствующую систему показателей, и при этом показывает другим как их цели соотносятся с его целями и со стратегией компании.

В-третьих, менеджер действует в соответствии с планом, а лидер всегда оценивает перспективы. Только при необходимости менеджер адаптирует краткосрочные планы к изменениям бизнес приоритетов компании в своей зоне ответственности. Между тем, лидер всегда принимает во внимание задачи, потребности и приоритеты других подразделений компании. Кроме того, он приветствует вклад и мнения других при выработке конкретных решений и планов.

Следующим различием является то, что менеджер полагается на систему, а лидер полагается на людей. Лидер  устанавливает культуру сотрудничества во всей организации и создает  благоприятный климат и поддерживает коммерческое поведение в организации. Он перенимает элементы поведения, деловые  подходы и профессиональные привычки различных людей и культур  или адаптируется к ним, а также  активно вовлекает коллег в принятие решений.

Ещё одно различие заключается  том, что менеджер контролирует, а  лидер доверяет. Менеджер обрисовывает четкую картину курса изменений, устанавливает жесткие показатели эффективности, отслеживает прогресс и несоответствующее поведение. Таким, образом, он следит за работой  команды, соотносит ее успехи с поставленными  целями или контрольными точками.

Менеджер является истинным профессионалом в своем деле, а  лидер, скорее, энтузиастом. Менеджер видит, какой вклад его сфера или функция вносит в прибыльный рост организации. Знает, каковы планы по его сфере ответственности; Хорошо знает свою среду, в которой непосредственно оперирует. Он мыслит в контексте существующих проблем и вопросов, а также демонстрирует понимание основных вопросов в своей сфере ответственности. Лидер, в свою очередь, вырабатывает новые инициативы, направленные на получение прибыли, и затрагивающие не только его собственную сферу ответственности.

Тем не менее, несмотря на многие преимущества лидера, он не важнее менеджера  и не может его заменить. Если организация хочет выжить и тем  более добиться успеха в современных  условиях, ей необходимы и менеджеры, и лидеры. В идеале руководитель должен сочетать умелое лидерство с  грамотным менеджментом и использовать их как две взаимодополняющие  силы.

Однако с точки зрения психологии, человек не способен быть одновременно менеджером и лидером, так как это люди совершенно разных типов. Поэтому для того, чтобы  найти способ обучать грамотных  менеджеров и одновременно воспитывать  талантливых лидеров, компаниям  необходимо понимать и учитывать  все различия между ними.

 

 

Глава 2 . Анализ элементов логистики в деятельности ЗАО «Картон Полиграф»

 

2.1 Краткая характеристика  предприятия

 

Полиграфический комбинат «Картон-Полиграф»  находится в городе Калуга. Уже  более 60 лет предприятие специализируется на выпуске картонной упаковки высокого качества, именно благодаря этому  в 1994 году там началось производство открыток компании «Арт и Дизайн».  В 1999 году комбинат стал собственностью компании, с тех пор парк машин и оборудования был практически заменен. «Арт и Дизайн» вложил  в переоснащение и реорганизацию производства более 20 000 000 долларов и инвестиции продолжаются – осенью 2009 года на комбинате заработала новая печатная машина Heidelberg в самой современной комплектации, аналогов которой в России пока нет. Помимо открыток, бумажных сумок и календарей, предприятие производит большое количество элитной картонной упаковки.

Информация о работе Анализ понятий «менеджер» и «лидер». Выбор стиля лидерства в организации