Анализ проблемы государственного регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что с началом перехода к рыночной экономике положение в сфере занятости потеряло традиционную для централизованной системы стабильность. Сегодня достаточно отчетливо прослеживаются признаки качественно новой ситуации - становления рынка труда, т.е. формирования такой системы экономических отношений между работодателями и работниками на территории РБ, когда занятость и денежные доходы последних определяются, прежде всего, конъюнктурой предложения труда и спроса на него.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования рынка труда и его регулирование 5
1.1. Исторические этапы развития государственного регулирования рынка труда 5
1.2. Современное состояние государственного регулирования занятости в России и Башкортостане ……………………………………………………………………………………11
Глава 2. Анализ проблемы государственного регулирования рынка труда 17
2.1. Проблемы государственного регулирования занятости населения республики Башкортостан 17
2.2. Решение проблемы государственного регулирования рынка труда в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы обусловлена тем, что с началом перехода к рыночной экономике положение в сфере занятости потеряло традиционную для централизованной системы стабильность. Сегодня достаточно отчетливо прослеживаются признаки качественно новой ситуации - становления рынка труда, т.е. формирования такой системы экономических отношений между работодателями и работниками на территории РБ, когда занятость и денежные доходы последних определяются, прежде всего, конъюнктурой предложения труда и спроса на него.

Функции рынка труда  обусловливаются ролью труда  в жизни общества, который выступает не только производственным фактором, но и важнейшим источником дохода и благосостояния. Так, социальная функция рынка труда заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников, а экономическая функция - в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда. Рынок труда выполняет также ряд стимулирующих функций, способствующих развертыванию конкуренции между его участниками, усилению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению его квалификации.

Степень разработанности  проблемы. При выполнении работы использованы нормативные правовые акты в сфере регулирования рынка труда, как федеральные, так и региональные; статистические данные; работы М.Г. Беляевой, В.С. Буланова, Т. Владимировой, В.И. Власова, А.В. Кашепова, Ю. Кузьминой, И. Масловой, С. Некрестьяновой, И.П. Поварич, А. Рофе, Г.Э. Слезингера, Ю. Шамрая, Д.Л. Щур и других. В отечественной и зарубежной экономической литературе имеется значительное количество работ посвященных проблемам рынка труда. Мировая экономическая наука накопила богатый опыт как в области теоретических исследований рынка труда, так и в практических вопросах его регулирования. Научную методологическую основу теории рынка труда составляют идеи основоположников экономической мысли: А. Смита, Д. Миля, К. Маркса, Дж. Кейнса, А. Маршалла, А. Пигу и др.

Современные тенденции  и проблемы развития рынка труда  в странах с развитой рыночной экономикой получили освещение в работах А. Оукена, А. Риза, Дж. Сакса, Е. Фелпса, С. Фишера и других зарубежных экономистов.

В отечественной науке  различные аспекты методологии  и теории рынка труда нашли  отражение в работах ряда авторов, таких как А. Ананьев, Н. Вишневская, А. Дадашев, С. Дятлов, И. Заславский, А. Кашепов, Л. Киян, А. Котляр, С. Кузьмин, И. Маслова, В. Радаев, А. Рофе и др.

Среди специалистов изучающих  проблемы рынка труда в частности  и в целом разработавших целые  экономические системы, необходимо выделить таких как: Шумпетер И, Дорнбуш Р., Алексеев А.П., Ахмадинуров Р.М., Астафьев В.Б., Бушмарин И.В, Мухаметлатыпов Ф. У., Павленков В.А. , Попов А. , Прокопов Р., Смирнов С. , Хавина С., Шарашников Б.М. , Юдина Т.И. и др.

Объектом исследования выступает рынок труда.

Предметом исследования является управление рынком труда и его развитие в России.

Цель работы: рассмотреть государственное управление рынка труда в современной России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть исторические этапы развития государственного регулирования рынка труда,
  • изучить современное состояние государственного регулирования занятости в России и Башкортостана.

Курсовая работа: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические  основы  исследования рынка труда и его регулирование в Российской Федерации

1.1. Исторические этапы  развития государственного регулирования  рынка труда

 

Почти вековая история  развития государственной службы занятости (ГСЗ) в рыночной экономике убедительно доказала ее способность гибко реагировать на изменение ситуации, будь то экономический подъем или спад, и адаптировать традиционные методы обслуживания безработных к вызовам времени. Именно поэтому ни одно государство никогда не отказывалось от поддержания высокого статуса данного института.

В отличие от западных стран, где система ГСЗ развивалась одновременно с эволюцией взглядов общества на политику занятости в целом, в России она складывалась на фоне отсутствия целостной концепции политики занятости, что на практике привело к постепенному снижению приоритетности проблемы безработицы.

Первый этап (с 1991 до середины 1995 г.) – период бурного развития ГСЗ. Реальная перспектива массовой безработицы и отсутствие специализированной государственной структуры обусловили повышенное внимание власти к созданию новых институтов рынка труда. Принимается Закон о занятости населения, учреждается внебюджетный Государственный фонд занятости, выстраивается вертикаль федеральной службы, регулирующей процессы в сфере занятости в масштабах страны, ее региональных и районных органов1.

Быстрому становлению  ГСЗ способствовало не только наличие  значительных финансовых ресурсов в  образованном ГФЗ, но и получение  кредитов международных финансовых институтов (прежде всего Всемирного банка). Средства направлялись на техническое оснащение структур службы занятости, наем персонала, его обучение современным методам обслуживания безработных, на адаптацию соответствующего западного опыта к российским условиям.

На протяжении первой половины 90-х годов безработица росла высокими темпами: численность безработных (по методологии МОТ) увеличилась на 66%, а регистрируемых безработных – в три раза. Повышение востребованности населением услуг ГСЗ подтверждают данные о сокращении разрыва между общей и регистрируемой безработицей. Если в 1992 г. в органах ГСЗ было зарегистрировано 16,6% общего числа безработных, то в 1995 г. – 38,3%.

Тот период характеризовался быстрым накоплением технического и ресурсного потенциала службы занятости. В значительной степени это было обусловлено активной деятельностью Федеральной службы занятости России, ставшей главным идеологом и генератором новых идей, распространяемых по всей вертикали, координатором и «проводником» программ, реализуемых в регионах.2

Федеральная служба занятости была образцом нового государственного института, где удачно сочетался опыт административной работы квалифицированных кадров, пришедших из Минтруда России (бывшего Госкомтруда СССР), с энергией и энтузиазмом молодых специалистов, привлеченных на государственную службу из научных центров. Общая численность специалистов, занятых в национальной системе ГСЗ, увеличилась за 1993 - 1995 гг. более чем на 30% (с 27тыс. до 35,5 тыс. человек)3.

Характерной чертой рассматриваемого периода было создание модельных центров занятости, в которых отрабатывались технологии наиболее эффективного обслуживания безработных. К середине 90-х годов удалось полностью компьютеризировать органы ГСЗ, повсеместно внедрить единую технологию обслуживания безработных, а специалистам этой службы – получить соответствующее образование. По существу, в те годы это была единственная социальная служба, использовавшая в работе прогрессивные технологии.

В самом начале 90-х  уровень безработицы рассчитывался только по данным отчетности органов службы занятости, регистрировавших обратившихся граждан. Хотя обследование рабочей силы, позволявшее рассчитать показатель общей безработицы по методологии МОТ, стало проводиться с осени 1992 г., его итоги открыто не публиковались, а распространялись среди специалистов в качестве дополнительной информации4.

Только в сентябре 1994 г. руководитель Федеральной службы занятости России впервые озвучил  два показателя – регистрируемую и общую безработицу. Но в отчетах о деятельности ГСЗ и при разработке программ содействия занятости по-прежнему использовались показатели регистрируемой безработицы, хотя, будучи заниженными, они камуфлировали истинную социальную цену реформ. Несмотря на почти 50%-ный спад в экономике, уровень регистрируемой безработицы в 1995 г. не превысил 2,5%.

Второй этап (с середины 1995 до 2001 г.) – самый противоречивый в развитии ГСЗ. С одной стороны, этот период отличался высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовых реализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы; с другой – ГСЗ реально приходилось работать в условиях жестких финансовых ограничений вследствие глубокого кризиса, с которым столкнулся ГФЗ, прекращения помощи международных финансовых институтов, сокращения поступлений из региональных бюджетов. Развитие службы постепенно начало приостанавливаться, а накопленный ею потенциал – обесцениваться. К началу 2000 г. стало очевидным, что ресурсные и творческие возможности ГСЗ практически исчерпаны5.

Экономически  активное население мира в 2000 году составляло порядка 50% всего населения. В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсов мира приходится на Восточную Европу и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).

По  прогнозам МОТ в 2010 году более 60% экономически активного населения  будет проживать в Азии, более 25% в Китае и это является основным фактором изменения занятости в  мире. Возрастет доля и других регионов, где расположены развивающиеся страны, в частности, Африки южнее Сахары, Среднего Востока и Северной Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. Доля экономически активного населения промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой сократится и составит около 20%.

Использование трудовых ресурсов определяется количеством  рабочих часов в год, приходящегося  на одного занятого. Лидерами здесь  являются новые индустриальные страны: Южная Корея – 2547, Чили – 2400, Япония – 2017, США – 1945, Великобритания – 1880, Россия – 1441.

На  современном этапе в развитых странах в отраслевой структуре  занятости можно отметить следующие  тенденции:

1. Падает  удельный вес населения, занятого  в сельском хозяйстве: США –  3%, Германия – 5,5%, Франция –  8%.

2. Падает  удельный вес населения, занятого в промышленности и строительстве: Италия – 38%, Франция - 32%, США – 27%, Канада – 25%.

3. Прогрессирует сфера  услуг: США–60%, Франция–52%,Япония  – 50%6.

Массовая международная  миграция и мировой рынок труда  оказывают заметное влияние на весь ход процесса воспроизводства, не только на количественные, но и на качественные характеристики рабочей силы. В современных условиях человек может родиться в одной стране, получить дошкольное воспитание в другой, обучаться в третьей, работать в четвертой, пятой и т.д. Повышение стабильности населения, интенсификация научно-технических, информационных, культурных межнациональных связей приводят к выравниванию многих параметров личной и производственной жизни. При этом наблюдается явная ориентация на американский или западноевропейский образец. Происходит формирование некоторого общемирового стандарта потребления при общем повышении потребностей населения, что действует в сторону увеличения стоимости рабочей силы и ее цены.

Государственная политика России в области занятости, господствовавшая более полувека, опиралась на закрепленное в Конституциях СССР 1936 г. и 1977 г. сочетание права на труд и на всеобщую обязанность трудиться. Однако формальное воплощение принципа полной занятости вело на практике к уравниловке в распределении доходов, снижало заинтересованность работников в результатах труда и означало фактически скрытую безработицу.

Российское законодательство о занятости в настоящее время представляет собой целостную систему нормативных актов, в которую входят:

1. Статья 37 Конституции  Российской Федерации, предусматривающая  право на защиту от безработицы;  важнейшей гарантией этого права  является обеспечение занятости  и трудоустройства.

2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. “О занятости населения  в Российской Федерации” с изменениями и дополнениями от 15 июля 1992 г. и 22 марта 1996 г.

3. Закон РФ от 2 января 2000 г. “О бюджете Государственного  фонда занятости населения Российской  Федерации на 2000 год”.

4. Положение о Федеральной  службе занятости России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1993 г. (№ 42).

5. Постановление Правительства  Российской Федерации от 22 июня 1999 г. “О мерах по поддержанию  занятости населения” (№ 659).

6. Постановление Правительства  Российской Федерации от 14 июля 1997 г. “Об организации общественных работ”.

7. Постановление Правительства  Российской Федерации от 14 мая  1992 г. “О системе профессиональной  подготовки, переподготовки высвобождаемых  работников и незанятого населения”.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. “О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации” (№432).

9. Постановление Минтруда  РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. “Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения”.

10. Постановление Правительства  РФ от 06.04.2003 г. №225 "О трудовых  книжках"

Таким образом, развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения в  существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко  и быстро может приспосабливаться  к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников. Именно из этого типа работников формируется новый отряд занятых в международном ориентированном производстве, которое под влиянием целого ряда факторов экономического и политического порядка продолжает непрерывно расти и развиваться.

 

 

 

 

 

1.2. Современное состояние государственного регулирования занятости в России и Башкортостане

Информация о работе Анализ проблемы государственного регулирования рынка труда