Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:38, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что с началом перехода к рыночной экономике положение в сфере занятости потеряло традиционную для централизованной системы стабильность. Сегодня достаточно отчетливо прослеживаются признаки качественно новой ситуации - становления рынка труда, т.е. формирования такой системы экономических отношений между работодателями и работниками на территории РБ, когда занятость и денежные доходы последних определяются, прежде всего, конъюнктурой предложения труда и спроса на него.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования рынка труда и его регулирование 5
1.1. Исторические этапы развития государственного регулирования рынка труда 5
1.2. Современное состояние государственного регулирования занятости в России и Башкортостане ……………………………………………………………………………………11
Глава 2. Анализ проблемы государственного регулирования рынка труда 17
2.1. Проблемы государственного регулирования занятости населения республики Башкортостан 17
2.2. Решение проблемы государственного регулирования рынка труда в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что с началом перехода к рыночной экономике положение в сфере занятости потеряло традиционную для централизованной системы стабильность. Сегодня достаточно отчетливо прослеживаются признаки качественно новой ситуации - становления рынка труда, т.е. формирования такой системы экономических отношений между работодателями и работниками на территории РБ, когда занятость и денежные доходы последних определяются, прежде всего, конъюнктурой предложения труда и спроса на него.
Функции рынка труда обусловливаются ролью труда в жизни общества, который выступает не только производственным фактором, но и важнейшим источником дохода и благосостояния. Так, социальная функция рынка труда заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников, а экономическая функция - в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда. Рынок труда выполняет также ряд стимулирующих функций, способствующих развертыванию конкуренции между его участниками, усилению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению его квалификации.
Степень разработанности проблемы. При выполнении работы использованы нормативные правовые акты в сфере регулирования рынка труда, как федеральные, так и региональные; статистические данные; работы М.Г. Беляевой, В.С. Буланова, Т. Владимировой, В.И. Власова, А.В. Кашепова, Ю. Кузьминой, И. Масловой, С. Некрестьяновой, И.П. Поварич, А. Рофе, Г.Э. Слезингера, Ю. Шамрая, Д.Л. Щур и других. В отечественной и зарубежной экономической литературе имеется значительное количество работ посвященных проблемам рынка труда. Мировая экономическая наука накопила богатый опыт как в области теоретических исследований рынка труда, так и в практических вопросах его регулирования. Научную методологическую основу теории рынка труда составляют идеи основоположников экономической мысли: А. Смита, Д. Миля, К. Маркса, Дж. Кейнса, А. Маршалла, А. Пигу и др.
Современные тенденции и проблемы развития рынка труда в странах с развитой рыночной экономикой получили освещение в работах А. Оукена, А. Риза, Дж. Сакса, Е. Фелпса, С. Фишера и других зарубежных экономистов.
В отечественной науке различные аспекты методологии и теории рынка труда нашли отражение в работах ряда авторов, таких как А. Ананьев, Н. Вишневская, А. Дадашев, С. Дятлов, И. Заславский, А. Кашепов, Л. Киян, А. Котляр, С. Кузьмин, И. Маслова, В. Радаев, А. Рофе и др.
Среди специалистов изучающих проблемы рынка труда в частности и в целом разработавших целые экономические системы, необходимо выделить таких как: Шумпетер И, Дорнбуш Р., Алексеев А.П., Ахмадинуров Р.М., Астафьев В.Б., Бушмарин И.В, Мухаметлатыпов Ф. У., Павленков В.А. , Попов А. , Прокопов Р., Смирнов С. , Хавина С., Шарашников Б.М. , Юдина Т.И. и др.
Объектом исследования выступает рынок труда.
Предметом исследования является управление рынком труда и его развитие в России.
Цель работы: рассмотреть государственное управление рынка труда в современной России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Курсовая работа: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования рынка труда и его регулирование в Российской Федерации
1.1. Исторические этапы
развития государственного
Почти вековая история развития государственной службы занятости (ГСЗ) в рыночной экономике убедительно доказала ее способность гибко реагировать на изменение ситуации, будь то экономический подъем или спад, и адаптировать традиционные методы обслуживания безработных к вызовам времени. Именно поэтому ни одно государство никогда не отказывалось от поддержания высокого статуса данного института.
В отличие от западных стран, где система ГСЗ развивалась одновременно с эволюцией взглядов общества на политику занятости в целом, в России она складывалась на фоне отсутствия целостной концепции политики занятости, что на практике привело к постепенному снижению приоритетности проблемы безработицы.
Первый этап (с 1991 до середины 1995 г.) – период бурного развития ГСЗ. Реальная перспектива массовой безработицы и отсутствие специализированной государственной структуры обусловили повышенное внимание власти к созданию новых институтов рынка труда. Принимается Закон о занятости населения, учреждается внебюджетный Государственный фонд занятости, выстраивается вертикаль федеральной службы, регулирующей процессы в сфере занятости в масштабах страны, ее региональных и районных органов1.
Быстрому становлению ГСЗ способствовало не только наличие значительных финансовых ресурсов в образованном ГФЗ, но и получение кредитов международных финансовых институтов (прежде всего Всемирного банка). Средства направлялись на техническое оснащение структур службы занятости, наем персонала, его обучение современным методам обслуживания безработных, на адаптацию соответствующего западного опыта к российским условиям.
На протяжении первой половины 90-х годов безработица росла высокими темпами: численность безработных (по методологии МОТ) увеличилась на 66%, а регистрируемых безработных – в три раза. Повышение востребованности населением услуг ГСЗ подтверждают данные о сокращении разрыва между общей и регистрируемой безработицей. Если в 1992 г. в органах ГСЗ было зарегистрировано 16,6% общего числа безработных, то в 1995 г. – 38,3%.
Тот период характеризовался
быстрым накоплением
Федеральная служба занятости была образцом нового государственного института, где удачно сочетался опыт административной работы квалифицированных кадров, пришедших из Минтруда России (бывшего Госкомтруда СССР), с энергией и энтузиазмом молодых специалистов, привлеченных на государственную службу из научных центров. Общая численность специалистов, занятых в национальной системе ГСЗ, увеличилась за 1993 - 1995 гг. более чем на 30% (с 27тыс. до 35,5 тыс. человек)3.
Характерной чертой рассматриваемого периода было создание модельных центров занятости, в которых отрабатывались технологии наиболее эффективного обслуживания безработных. К середине 90-х годов удалось полностью компьютеризировать органы ГСЗ, повсеместно внедрить единую технологию обслуживания безработных, а специалистам этой службы – получить соответствующее образование. По существу, в те годы это была единственная социальная служба, использовавшая в работе прогрессивные технологии.
В самом начале 90-х
уровень безработицы рассчитыва
Только в сентябре 1994 г. руководитель Федеральной службы занятости России впервые озвучил два показателя – регистрируемую и общую безработицу. Но в отчетах о деятельности ГСЗ и при разработке программ содействия занятости по-прежнему использовались показатели регистрируемой безработицы, хотя, будучи заниженными, они камуфлировали истинную социальную цену реформ. Несмотря на почти 50%-ный спад в экономике, уровень регистрируемой безработицы в 1995 г. не превысил 2,5%.
Второй этап (с середины 1995 до 2001 г.) – самый противоречивый в развитии ГСЗ. С одной стороны, этот период отличался высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовых реализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы; с другой – ГСЗ реально приходилось работать в условиях жестких финансовых ограничений вследствие глубокого кризиса, с которым столкнулся ГФЗ, прекращения помощи международных финансовых институтов, сокращения поступлений из региональных бюджетов. Развитие службы постепенно начало приостанавливаться, а накопленный ею потенциал – обесцениваться. К началу 2000 г. стало очевидным, что ресурсные и творческие возможности ГСЗ практически исчерпаны5.
Экономически активное население мира в 2000 году составляло порядка 50% всего населения. В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсов мира приходится на Восточную Европу и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).
По прогнозам МОТ в 2010 году более 60% экономически активного населения будет проживать в Азии, более 25% в Китае и это является основным фактором изменения занятости в мире. Возрастет доля и других регионов, где расположены развивающиеся страны, в частности, Африки южнее Сахары, Среднего Востока и Северной Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. Доля экономически активного населения промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой сократится и составит около 20%.
Использование трудовых ресурсов определяется количеством рабочих часов в год, приходящегося на одного занятого. Лидерами здесь являются новые индустриальные страны: Южная Корея – 2547, Чили – 2400, Япония – 2017, США – 1945, Великобритания – 1880, Россия – 1441.
На современном этапе в развитых странах в отраслевой структуре занятости можно отметить следующие тенденции:
1. Падает
удельный вес населения,
2. Падает удельный вес населения, занятого в промышленности и строительстве: Италия – 38%, Франция - 32%, США – 27%, Канада – 25%.
3. Прогрессирует сфера услуг: США–60%, Франция–52%,Япония – 50%6.
Массовая международная миграция и мировой рынок труда оказывают заметное влияние на весь ход процесса воспроизводства, не только на количественные, но и на качественные характеристики рабочей силы. В современных условиях человек может родиться в одной стране, получить дошкольное воспитание в другой, обучаться в третьей, работать в четвертой, пятой и т.д. Повышение стабильности населения, интенсификация научно-технических, информационных, культурных межнациональных связей приводят к выравниванию многих параметров личной и производственной жизни. При этом наблюдается явная ориентация на американский или западноевропейский образец. Происходит формирование некоторого общемирового стандарта потребления при общем повышении потребностей населения, что действует в сторону увеличения стоимости рабочей силы и ее цены.
Государственная политика России в области занятости, господствовавшая более полувека, опиралась на закрепленное в Конституциях СССР 1936 г. и 1977 г. сочетание права на труд и на всеобщую обязанность трудиться. Однако формальное воплощение принципа полной занятости вело на практике к уравниловке в распределении доходов, снижало заинтересованность работников в результатах труда и означало фактически скрытую безработицу.
Российское законодательство о занятости в настоящее время представляет собой целостную систему нормативных актов, в которую входят:
1. Статья 37 Конституции
Российской Федерации,
2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. “О занятости населения в Российской Федерации” с изменениями и дополнениями от 15 июля 1992 г. и 22 марта 1996 г.
3. Закон РФ от 2 января
2000 г. “О бюджете
4. Положение о Федеральной службе занятости России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1993 г. (№ 42).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. “О мерах по поддержанию занятости населения” (№ 659).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. “Об организации общественных работ”.
7. Постановление Правительства
Российской Федерации от 14 мая
1992 г. “О системе
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. “О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации” (№432).
9. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. “Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения”.
10. Постановление Правительства РФ от 06.04.2003 г. №225 "О трудовых книжках"
Таким образом, развитие
международного рынка рабочей силы
вносит серьезные изменения в
существующую практику трудовых отношений.
Формируется новый тип
1.2. Современное состояние государственного регулирования занятости в России и Башкортостане
Информация о работе Анализ проблемы государственного регулирования рынка труда