Анализ проблемы государственного регулирования рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что с началом перехода к рыночной экономике положение в сфере занятости потеряло традиционную для централизованной системы стабильность. Сегодня достаточно отчетливо прослеживаются признаки качественно новой ситуации - становления рынка труда, т.е. формирования такой системы экономических отношений между работодателями и работниками на территории РБ, когда занятость и денежные доходы последних определяются, прежде всего, конъюнктурой предложения труда и спроса на него.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования рынка труда и его регулирование 5
1.1. Исторические этапы развития государственного регулирования рынка труда 5
1.2. Современное состояние государственного регулирования занятости в России и Башкортостане ……………………………………………………………………………………11
Глава 2. Анализ проблемы государственного регулирования рынка труда 17
2.1. Проблемы государственного регулирования занятости населения республики Башкортостан 17
2.2. Решение проблемы государственного регулирования рынка труда в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

 

Рынок труда понимается как система  общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен  и использование труда. Принципиальным отличием данного выше определения от ряда других является то, что к рынку труда мы относим не только сферу обмена (купли-продажи) труда, но и сферу воспроизводства трудового потенциала и сферу использования труда. Такой подход к определению основного объекта исследований выработан нами в процессе участия в практических  работах по анализу рынка труда, в ходе которых выяснилось, что фиксация внимания на сфере обмена может искажать общую картину происходящего.

Например, на определённых временных  интервалах может наблюдаться сокращение регистрируемой безработицы в России, что иногда интерпретируется зарубежными  специалистами как начало оздоровления рынка труда в экономики в целом. Однако нарастание диспропорций в сфере использования труда подготавливает новый период дестабилизации сферы обмена труда в отдалённой перспективе7.

В России широко распространено понятия  рынка труда, использовавшееся бывшей Федеральной службой занятости для аналитических целей и при разработке прогнозов. В его основе лежит отождествление рынка труда с процессами и механизмами трудоустройства. В настоящей работе эта разновидность процессов рассматривается как текущий рынок труда.

Особенностью настоящего этапа  реформ является перелом в тенденции  роста официальной безработицы, наиболее ярко проявившийся в 2010 г. Практически  все индикаторы, характеризующие  динамику открытой безработицы, вне  зависимости от принятой методологии  имеют некоторую тенденцию к сокращению (табл. 1). Существует точка зрения, что данное сокращение безработицы представляет собой естественную реакцию рынка труда на наметившийся экономический рост. К подобной интерпретации следует относиться с известной степенью осторожности.

Таблица 1. Основные индикаторы рынка труда в 2010г.

 

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Численность экономически активного населения, млн. чел.

72.5

72.3

71.8

71.4

Численность занятых, млн. чел.

65.6

65.5

65.3

65.0

Численность ищущих работу граждан, состоящих на учете в службе занятости, % к экономически активному населению

 

3.9

 

3.6

 

3.2

 

3.1

Численность лиц, признанных безработными, % к экономически активному  населению

 

3.5

 

3.2

 

2.8

 

2.7

Численность лиц, получающих пособие по безработице, % к экономически активному населению

 

3.1

 

2.8

 

2.5

 

2.5


 

Тенденция сокращения регистрируемой безработицы сложилась еще в 2009г. и в значительной степени явилась  следствием изменения законодательства в части корректировки регламентов  постановки лиц, потерявших работу, на учет в службе занятости. К таким изменениям, в частности, относятся 8:

  • расширен перечень категорий граждан, которым может быть отказано в постановке на учет;
  • изменены правила определения размера и продолжительность выплаты пособий по безработице некоторым категориям населения и пр.

Далее, в 2007-2010гг. продолжал  развиваться дефицит Фонда занятости  населения, который имеет своим  следствием задолженность и невыплаты  пособий безработным. Очевидно, что  это приводит к утрате стимулов для лиц, потерявших работу, к регистрации. Данная причина, по-видимому, более весома, поскольку гипотеза о стабилизирующем влиянии объемов производства должна была бы одновременно найти подтверждение и в динамике других индикаторов состояния рынка труда, а именно - в сокращении объемов неполной занятости и росте занятости.

Таблица 2. Неполная занятость в 2007-2010 гг.

 

2007

2008

2009

2010

Численность экономически активного населения, млн. чел.

74.9

73

72.7

71.6

Численность занятых, млн. чел.

67.6

67

65.9

65.2

в % к экономически активному  населению

90.3

91.8

90.6

91.1

Численность частично занятых  работников, тыс. чел.

12774.7

8201.9

10947

7790

   в % к экономически 

   активному населению

17.1

11.2

15.1

10.9

   в % к занятым

18.9

12.2

16.6

11.9

в том числе:

       

Численность занятых  работников, находящихся в вынужденных  отпусках, тыс. чел.

7727.1

6150.9

7538

5194

   в % к экономически 

   активному населению

10.3

8.4

10.4

7.3

   в % к занятым

11.4

9.2

11.4

8.0

Численность занятых  работников, работающих в режиме неполной занятости, тыс. чел.

5047.6

2051

3409

2596

   в % к экономически 

   активному населению

6.7

2.8

4.7

3.6

   в % к занятым

7.5

3.1

5.2

4.0


 

Что касается первого из них, то, действительно, прослеживается некоторая тенденция  к сокращению неполной занятости (табл. 2). Однако, продолжающееся падение численности занятых все же вынуждает подойти к этой гипотезе с большой долей сомнения. Утверждение о позитивном влиянии роста производства на сферу занятости, по меньшей мере, преждевременно. В любом случае преломление тенденций в динамике открытой безработицы еще не означает устойчивых прогрессивных изменений на российском рынке труда.

Таким образом, активные меры оказывают содействие заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют  спрос на оплачиваемую занятость. Пассивные меры выполняют функцию социальной поддержки.

Какова же может быть оценка роли государства на российском рынке труда в настоящий период?

«Ситуация в сфере  занятости в Российской Федерации  свидетельствует о том, что способность рынка труда к саморегулированию на сегодняшний момент всё ещё незначительна. Данное обстоятельство предопределяет необходимость использования элементов государственного правового регулирования в этой сфере».9

Основные принципы государственной  политики в сфере применения труда выражает российская Конституция. Статья 37 Конституции признаёт право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности и профессию, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, право на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены, право на защиту от безработицы, право на отдых.

В статье 5 Федерального Закона «О занятости населения в  Российской Федерации» конкретизированы важнейшие направления государственной политики в сфере занятости населения. Согласно данной статье государство ведёт политику содействия реализации прав граждан, направленную на полную, плодотворную и свободно избранную занятость10. В частности, государственная политика нацелена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации в осуществлении права на добровольный труд и свободный выбор занятости, обеспечение социальной защиты в области занятости населения, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы, предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места и другие мероприятия.

При переходе к рыночным отношениям государство утрачивает своё монопольное положение как единственного работодателя, но приобретает функцию регулирования рынка труда. Поскольку российский рынок труда находится в этапе формирования, государственное регулирование рынка рабочей силы необходимо для того, чтобы не допустить перерастания безработицы в хроническую и массовую. Отказ от такого регулирования может привести к тяжёлым социальным последствиям. Необходимость государственного регулирования рынка труда в России в настоящий период обусловливается также особенностью нашего массового сознания. Привычку находиться под непрерывным наблюдением, содействием, руководством государства в массовом сознании нелегко искоренить за столь короткий период реформ.

В целях уменьшения остроты  социальных проблем, вызванных ростом безработицы, и создания условий экономического роста государством разрабатываются меры противодействия росту безработицы и обеспечения устойчивого функционирования рынка труда. Вся совокупность употребляемых форм и методов при этом подразделяется на две группы: меры активного и пассивного характера.

Активный метод содержит меры, стимулирующие создание новых  рабочих мест, расширение производственного  потенциала, развитие малого и среднего предпринимательства, профессиональное обучение безработных, привлечение их к активной трудовой деятельности, меры по сохранению занятости на функционирующих предприятиях.

Пассивный метод охватывает мероприятия по оказанию материальной помощи безработным, досрочное оформление пенсий, предоставление неоплачиваемых отпусков.

Таким образом, активные меры оказывают содействие заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют  спрос на оплачиваемую занятость. Пассивные  меры выполняют функцию социальной поддержки.

 

Глава 2. Анализ проблемы государственного регулирования рынка труда

2.1. Проблемы государственного регулирования занятости населения республики Башкортостан

Проблема занятости  населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и  степень удовлетворения их потребности  в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.

В 2012 году наблюдалась  положительная динамика изменений  уровней общей и регистрируемой безработицы.

Рис. 1 Уровень зарегистрированной безработицы

По итогам обследования населения в возрасте 15-72 лет, проводимого органами статистики, численность экономически активного населения республики в среднем за IV квартал  2012 года составила 2025,5 тыс. человек из них 107 тыс. человек классифицировались как безработные с применением критериев Международной организации труда (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю, 1918,4 тыс. человек – как занятые экономической деятельностью. Уровень общей безработицы в республике составил 5,3% (в Российской Федерации – 5,3%, в Приволжском федеральном округе – 4,6%).

Основные проблемы занятости  населения в Башкортостане:

Приоритетом в период экономического спада должна быть не высокозатратная, при малой отдаче активная политика, а эффективная пассивная политика на рынке труда, проводимая во всех рыночно-ориентированных странах. Это означает необходимость разработки принципиально иной системы страхования от безработицы.

Демографическая проблема. В регионе ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного сократился с 5,1 млн. человек до 4,4 млн. человек. Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию,- словом, снижается мобильность трудовых ресурсов.

Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся  дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня  национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице.

Недостаточный уровень  реформирования трудовой сферы, что  приводит к неэффективной занятости  и проявляется в концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях; значительные масштабы недоиспользования рабочего времени занятых, низкая эффективность труда и недостаточный уровень её оплаты; снижение части работающих в высокотехнологических и наукоёмких видах деятельности; отсутствие связи между трудовым вкладом и доходами работников и т.д.

Несоответствие между  спросом и предложением рабочей  силы, несмотря на признаки стабилизации производства и оживление инвестиционной активности; вместе с тем объёмы инвестиций в сферу производства являются недостаточными для решения вопросов обеспечения безработных современными рабочими местами; недостаточной является также государственная поддержка предпринимательства и малого бизнеса.

Недостатки процессов  реформирования системы государственного профессионального обучения и образования, неадекватность масштабов, структуры и форм профессиональной подготовки кадров требованиям современного рынка труда в аспектах спроса на определённые профессии; недостаточная развитость системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, слабая заинтересованность работодателя в повышении квалификации работников.

Сложная ситуация касающаяся трудоустройства отдельных социально-демографических  групп населения(молодёжи, женщин, инвалидов, бывших военнослужащих и др.); недостатки системы соблюдения норм трудового законодательства, которые касаются режима и охраны отдельных групп рабочих.

Информация о работе Анализ проблемы государственного регулирования рынка труда