Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:38, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что с началом перехода к рыночной экономике положение в сфере занятости потеряло традиционную для централизованной системы стабильность. Сегодня достаточно отчетливо прослеживаются признаки качественно новой ситуации - становления рынка труда, т.е. формирования такой системы экономических отношений между работодателями и работниками на территории РБ, когда занятость и денежные доходы последних определяются, прежде всего, конъюнктурой предложения труда и спроса на него.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования рынка труда и его регулирование 5
1.1. Исторические этапы развития государственного регулирования рынка труда 5
1.2. Современное состояние государственного регулирования занятости в России и Башкортостане ……………………………………………………………………………………11
Глава 2. Анализ проблемы государственного регулирования рынка труда 17
2.1. Проблемы государственного регулирования занятости населения республики Башкортостан 17
2.2. Решение проблемы государственного регулирования рынка труда в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
В активных программах содействия занятости службе занятости населения следует использовать технологию профилирования безработных, которая ориентирована на содействие трудоустройству тем краткосрочным безработным, у которых высок риск стать долгосрочными безработными. Также нужно применять такие методики, как составление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем.
Представляется, что в современных тяжелых для России экономических условиях необходимо расставить приоритеты в политике занятости, не пытаясь слепо копировать опыт развитых стран. Необходимо прежде всего обозначить общегосударственные (федеральные) и региональные сферы регулирования рынка труда, соответственно распределив финансовые средства, направляемые на осуществление политики занятости. Где, как не в регионах определять на основе анализа местного рынка труда, куда направить каждый рубль выделенных средств с наибольшей отдачей в виде роста занятости.
Вместе с тем нельзя забывать и о долгосрочных перспективах регулирования занятости (по мере накопления необходимых средств), об активной политике на рынке труда.
К таким активным экономическим методам регулирования занятости относятся следующие меры:
Очевидно, что реализация всех этих задач - дело сегодняшнего дня. В то же время основная, на наш взгляд, тактическая задача в области занятости — приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.
Сегодня в центре внимания должны находиться отрасли обрабатывающей промышленности, и прежде всего машиностроение, определяющее возможности использования современного оборудования и новейших технологий в экономике страны15.
Таким образом, в долгосрочной перспективе Правительство РФ намерено создать условия для эффективного использования квалифицированного туда, развития эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными направлениями государственного регулирования занятости являются: установление системы свободного выбора труда; законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений; установление минимального размера оплаты труда; функционирование государственных служб занятости; содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения; выплата государственных пособий по безработице; государственное участие в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.
Механизм государственного регулирования занятости и рынка труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:
Конкретными методами перспективных прогнозных обоснований занятости и рынка труда являются следующие: программно-целевой метод, нормативный метод, балансовый метод, социальная партнёрство. Политика в области занятости должна стать более гибкой, а меры поддержки безработных - более адресными. Работа по оказанию содействия в трудоустройстве ставит во главу угла задачу формирования гибкого рынка труда, делающего ставку на мобильную безработицу. Приоритетами реализации политики в сфере занятости должны выступать: внедрение в практику работы крупных отделов занятости профессионально-отраслевого принципа организации взаимодействия с безработными и работодателями, технологии профилирования безработных, организация муниципальных бизнес-инкубаторов. В активных программах содействия занятости службе занятости следует использовать технологию профилирования безработных. Важное направление - многопрофильные образовательные программы, обучение и переобучение граждан по так называемым интегрированным профессиям.
Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве. Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости путем стимулирования роста инвестиций предпринимательства в отрасли экономического прорыва и массовой переподготовки кадров. Перспективы борьбы с региональной безработицей, особенно в ее застойной, хронической форме в трудоизбыточных регионах с депрессивной экономикой, преобладанием убыточных неперспективных производств связаны с развитием общероссийского рынка труда и его инфраструктуры. Зарубежные исследователи проблем борьбы с безработицей рекомендуют также превращать пособия по безработице в «ваучеры занятости», то есть безработным предлагается по их желанию использовать часть пособий по безработице в качестве ваучеров, передаваемых предпринимателям. Те же могут использовать их как форму субсидируемого найма безработных, предоставляя им рабочие места.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1Четвернина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2011. – №3. – С.48.
2 Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России / Под редакцией Р. Емцова, С. Коммандера и Ф. Коричелли. – М.: ИНФРА – М, 2009. – с. 88
3 Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм // Человек и труд, 2010. – №12. – С.31.
4Боровина В.С. Занятость населения. – Ростов н/Дону: Феникс, 2011. – С.127.
5 Четвернина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2010. – №3. – С.49.
6 Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация сегодня №11/2011. – С.31
7 Трудовое и социальное право России. Учебное пособие для ВУЗов. / Под ред. проф. Анисимова Л.Н. − М., 2009. − С. 79
8 Львов Д. Экономика России, свободная от стереотипов монетаризма.// Вопросы экономики. – 2013. - №2 – С.90
9 Трудовое и социальное право России. Учебное пособие для ВУЗов. / Под ред. проф. Анисимова Л.Н. − М., 2009. − С. 79.
10 Бреев Б.Д. Безработица в современной России. – М.: Наука, 2010. – С. 83
12 Ситуация на рынке труда и деятельность органов службы занятости Республики Башкортостан в январе-апреле 2013 года // Круглый стол «Актуальные проблемы занятости молодежи в Республике Башкортостан» в рамках Образовательного форума «Дни молодежной науки в Республике Башкортостан» XII специализированной выставки «Образование. Наука. Карьера — 2012
13 Отчёт Премьер-министра РФ о деятельности Правительства РФ в 2012 году перед Государственной Думой РФ: Официальный сайт Премьер-министра РФ [эл.ресурс]//premier.gov.ru
14 Пономарёва А. Россия вышла на работу // Известия. – 2011. – 12 апреля. – С. 2.
15 Бреев Б.Д. Безработица в современной России. – М.: Наука, 2010. – С. 167.
Информация о работе Анализ проблемы государственного регулирования рынка труда