Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:38, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что с началом перехода к рыночной экономике положение в сфере занятости потеряло традиционную для централизованной системы стабильность. Сегодня достаточно отчетливо прослеживаются признаки качественно новой ситуации - становления рынка труда, т.е. формирования такой системы экономических отношений между работодателями и работниками на территории РБ, когда занятость и денежные доходы последних определяются, прежде всего, конъюнктурой предложения труда и спроса на него.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования рынка труда и его регулирование 5
1.1. Исторические этапы развития государственного регулирования рынка труда 5
1.2. Современное состояние государственного регулирования занятости в России и Башкортостане ……………………………………………………………………………………11
Глава 2. Анализ проблемы государственного регулирования рынка труда 17
2.1. Проблемы государственного регулирования занятости населения республики Башкортостан 17
2.2. Решение проблемы государственного регулирования рынка труда в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Уровень зарегистрированной безработицы в целом по республике на конец декабря 2012г. составил 1,27% от экономически активного населения, по г.Уфе – 1,33%, по городам – 1,2%, по районам – 1,45%.11
На начало 2013 года на учете в центрах занятости в качестве безработных состояло 29,8 тыс. человек. В 2012 году были признаны безработными 58,4 тыс. или 51,9% от числа ищущих работу граждан.
Рис.2. Обратившиеся в службу занятости с проблемой безработицы
Снято с учета 66,4 тыс. безработных граждан, из них:
• трудоустроены – 29,8 тыс. человек (44,9% от числа снятых с учета безработных граждан),
• назначена трудовая пенсия – 2,1 (3,2%),
• приступили к профессиональному обучению – 8,6 (12,9%),
• по другим причинам 25,9 (39,0%).
Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря составила 26,5 тыс. человек, что на 3,3 тыс. человек или на 11% меньше, чем на начало 2012 года.
Состав безработных по отдельным категориям (в %)
Категории |
на конец года | |
2011г. |
2012г. | |
Женщины |
60,4 |
62,8 |
Молодёжь в возрасте 16-29 лет |
24,5 |
22,4 |
Инвалиды |
7,3 |
7,5 |
Жители сельской местности |
38,4 |
42,9 |
Жители монопрофильных населённых пунктов |
12,1 |
10,0 |
Уволившиеся по собственному желанию |
48,1 |
50,6 |
Высвобожденные работники |
21,8 |
17,8 |
Выпускники |
2,8 |
3,3 |
Граждане предпенсионного |
8,9 |
10,9 |
Средняя продолжительность безработицы на 31 декабря составила 4,7 месяца (на 31 декабря 2011г. – 4,9).
Рис. 3. Состав безработных граждан в РБ на 01.01.2013
За 2012 год нашли работу 78,5 тыс. человек (88,3 тыс.). Уровень трудоустройства составил 69,8% (68,8%) от численности ищущих работу.
2011г. |
2012г. |
2012г. в % к 2011г. | |
Обратилось в поисках работы (тыс.чел.) |
128333 |
112507 |
88 |
Трудоустроено (тыс.чел.) |
88338 |
78483 |
89 |
Уровень трудоустройства (%) |
68,8 |
69,8 |
|
На постоянную работу трудоустроено 37 тыс. человек, на временные работы – 41,5 тыс. человек.
В составе нашедших работу12:
• незанятые граждане – 48,7 тыс. человек (59,2% от обратившихся в поиске работы);
• высвобожденные работники – 4,3 тыс. (52,2%);
• граждане, ранее не работавшие, ищущие работу впервые – 39,2 тыс. (87,7%);
• граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, – 9,7 тыс. (49,8%);
• молодежь (возраст 14-29 лет) – 49,1 тыс. (80,8%);
• граждане предпенсионного возраста – 2 тыс. (32,4%);
• инвалиды – 1,5 тыс. (34,4%) человек.
Временно трудоустроено 29,4тыс. (31,6 тыс.) несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (26,2% от числа ищущих работу граждан). Средний период временного трудоустройства составил 0,6 месяца.
Организовано временное трудоустройство 1,4 тыс. (1,2 тыс.) безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (1,2% от числа ищущих работу граждан). Средний период временного трудоустройства составил 1,6 месяца.
Временно трудоустроены 683 (751) безработных гражданина в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (0,6% от числа ищущих работу граждан). Средний период временного трудоустройства составил 2,1 месяца.
Государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан оказана 1,9 тыс. (3,6 тыс.) безработным гражданам (1,7% от числа ищущих работу граждан). Численность граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, составила 215 человек.
В целях содействия в трудоустройстве безработным и ищущим работу гражданам и удовлетворения спроса работодателей республики на рабочую силу за 2012 год центрами занятости проведено 508 (483) ярмарок, в которых приняло участие 5,1 тыс. предприятий и организаций и 101,7 тыс. человек.
2.2. Решение проблемы государственного регулирования рынка труда в России
Переход к инновационной экономике приведёт к трансформации рынка труда. Неэффективные и малооплачиваемые рабочие места будут замещаться новыми, которые соответствуют современным требованиям. Это объективная ситуация. Таким образом, в конечном счёте произойдёт перераспределение рабочих мест по всей экономике. В этом контексте задача бизнеса, регионов, Правительства России - создавать именно такие высокотехнологичные и современные рабочие места и планомерно двигаться к современной структуре занятости. В этом заинтересованы все: в этом заинтересован бизнес, который хочет повышать эффективность собственной деятельности; в этом заинтересовано государство, которое планирует занятость и распределение трудовых ресурсов, и, в конечном счёте, в этом заинтересованы сами люди, которые должны в нормальных местах трудиться и нормальные деньги зарабатывать.
Государственная политика в области занятости должна стать более гибкой, а меры поддержки безработных - более адресными. Поэтому следует обратить особенное внимание на тех граждан, которые находятся в самом трудном положении на рынке труда: это женщины с малолетними детьми, родители, которые имеют большое количество детей, пожилые люди, граждане, которые являются инвалидами, и те граждане, которые ухаживают за инвалидами. И, наконец, это молодые люди, которые только ищут свою работу после окончания учебного заведения или вступая в зрелую жизнь. Возможности для их трудоустройства должны быть расширены, в том числе за счёт профессионального обучения и повышения квалификации граждан.
Это хорошо понимают в Правительстве РФ. Вот что сказал по этому поводу Премьер-министр РФ В.В. Путин в отчёте о деятельности Правительства РФ в 2010 г. перед Государственной Думой РФ: «В 2011 году направляем еще 105 млрд рублей на социальную поддержку безработных и на программы занятости, причём акцент сделан не просто на трудоустройство, а прежде всего на повышение квалификации работников, на создание условий для того, чтобы люди могли получить новую, более востребованную и более высокооплачиваемую работу. Приоритетное право на участие в программах получат те категории граждан, которые объективно испытывают трудности при поиске подходящей работы, - это инвалиды, родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями по здоровью. Новые профессии по этим программам впервые смогут получить молодые мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трёх лет, и женщины, занятые на вредном производстве»13.
Особое место среди инструментов государственной политики занимают региональные антикризисные программы по снижению напряжённости на рынке труда. Сегодня очень важно повысить их эффективность и адресность, в том числе за счёт интеграции с другими программами, которые направлены на поощрение предпринимательской инициативы граждан, - например, по поддержке малого и среднего предпринимательства, по созданию малых предприятий в научной сфере, при университетах
Сегодня в России очень популярно поощрение малого бизнеса. Но этого недостаточно. Нужны радикальные меры. Например, если требуется повысить мобильность рабочей силы, нужно, чтобы людей обеспечивали жильем. От практики низких и «серых» зарплат тоже нужно отказаться. Всем этим должно заниматься государство14.
Направления совершенствования системы организации содействия в трудоустройстве ищущих работу граждан, сбора вакансий и сотрудничества с работодателями будут определяться конкретной ситуацией на рынке труда и составом зарегистрированных в поиске работы граждан. Организуемая работа по оказанию содействия в трудоустройстве ищущих работу граждан ставит во главу угла задачу формирования гибкого рынка труда, делающего ставку на мобильную безработицу.
В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.
Во-вторых возникли существенные
сбои в воспроизводстве
В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.
Особый интерес представляет
анализ положения молодежи на российском
рынке труда. Его необходимость
обуславливается двумя
На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это само занятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
Молодежь в возрасте 18–24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у них появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.
Ввиду вышеизложенного, приоритетами реализации политики в сфере занятости и снижения безработицы должны выступать:
Для содействия предпринимательской инициативе безработных в муниципальных образованиях могут быть организованы муниципальные бизнес-инкубаторы — коллективные офисы для начинающих предпринимателей. В рамках их деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования.
Информация о работе Анализ проблемы государственного регулирования рынка труда