Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель курсовой работы - это углубленное изучение литературы и практического материала по анализу производства и реализации продукции на ОАО «Минский маргариновый завод».
Из цели вытекают следующие задачи:
- определение эффективности документооборота при производстве и реализации продукции;
- раскрытие принципов проведения на ОАО "Минский маргариновый завод" анализа выполнения плана и динамики выпуска продукции по объёму, номенклатуре и ассортименту;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Задачи и информационная база анализа производства и реализации продукции 5
2 Анализ выпуска продукции по объему, номенклатуре и ассортименту 9
3 Анализ структуры продукции 13
4 Анализ качества и ритмичности выпуска продукции 17
5 Основные направления и пути роста выпуска продукции 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анализ структуры произведенной продукции на ОАО «Минский маргариновый завод» 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Бухгалтерский баланс ОАО «Минский маргариновый завод» 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Отчёт о прибылях и убытках ОАО «Минский маргариновый завод» 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Журнал – ордер 11 ОАО «Минский маргариновый завод» 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Форма 1-П «Отчёт о производстве продукции, выполненных работах, услугах промышленного характера» 38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Система хозяйствования, ориентированная на экономическую самостоятельность предприятий, на активное использование рыночных отношений, предъявляет ряд требований к работе предприятий, в частности, делает необходимым расчет альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительную оценку, выбор наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, т.е. их воздействие на конечный финансовый результат - прибыль. Получение прибыли от хозяйственной деятельности неразрывно связано с реализацией продукции. Качество, конкурентоспособность продукции, ее приемлемая цена для потребителя, развитая система сбыта являются залогом успеха любого предприятия.
Производство и реализация продукции являются основными показателей деятельности предприятия. В условиях рынка большое значение имеют оперативный учет, анализ и контроль за ходом выполнения плана поставок, отслеживание получения оплаты от реализации продукции и получением финансового результата (прибыли или убытка).
Исследования по данной теме имеют важное значение для промышленности, как одной из основных отраслей народного хозяйства.
В курсовой работе использованы законы, инструкции, методические указания, статьи, которые были напечатаны в периодических изданиях журналов «Главный бухгалтер», «Нормативные документы», «Консультант», «Аудитор», «Бухгалтерский учет и анализ», в «Национальной экономической газете», учебники таких авторов, как Ермалович Л.Л., Ладутько Н.И, Левкович О.А., Савицкая Г.В., Стражева Н.С., Козлова Е.П, Михалкевича А.П. и других авторов.
Цель курсовой работы - это углубленное изучение литературы и практического материала по анализу производства и реализации продукции на ОАО «Минский маргариновый завод».
Из цели вытекают следующие задачи:
- определение эффективности
документооборота при
- раскрытие принципов проведения на ОАО "Минский маргариновый завод" анализа выполнения плана и динамики выпуска продукции по объёму, номенклатуре и ассортименту;
- изучение способов
проведения анализа структуры
продукции ОАО "Минский
- проведение анализа качества и ритмичности выпуска продукции на ОАО "Минский маргариновый завод".
Для решения задач использованы методы исследования: анализ, синтез, сравнение, балансовый и сальдовый метод, метод группировки, умозаключение и т.д. Предметом изучения курсовой работы является производство и реализация продукции. Объектом исследования курсовой работы выступает практический материал и документы ОАО «Минский маргариновый завод», который был построен после окончания Великой Отечественной войны в 1946 г. на руинах улицы Долгобродской. 17 апреля 1951 г. на предприятии была выпущена первая маргариновая продукция. К концу 50-х годов завод стал одним из лучших среди маргариновых заводов СССР, а его продукция не уступала по качеству зарубежным образцам.
Основная специализация предприятия: выпуск маргариновой продукции (маргарины, жиры кулинарные и кондитерские) и майонеза, а также разлив масла (растительное фасованное). Предприятие поставляло свою продукцию в 26 областей России, Литву и полностью обеспечивало потребности Республики Беларусь.
Успешная деятельность хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладут в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции, техническое совершенствование производства, потребности в материальных трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планирование объема определяет, какую продукцию производить, где и по каким ценам продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.
Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают наибольшую прибыль.[7]
Ресурсы поступают в те отрасли и тем организациям, на продукцию которых есть спрос. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не насыщен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал – это определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом валют, ссудным процентом.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышения качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.
Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.
Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшении ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.[1]
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятии являются:
1) оценка динамики
по основным показателям
2) проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
3) выявления степени
количественного влияния
4) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
5) разработка мероприятий
по использованию
Объектами данного направления анализа являются:
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.
Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:
1) анализ формирования и выполнения производственной программы;
2) анализ объема продукции;
3) анализ ассортимента продукции;
4) анализ структуры продукции;
5) анализ качества продукции;
6) анализ ритмичности производства;
7) анализ выполнения
договорных обязательств и
Источники информации для анализа реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-П (годовая) «Отчет по продукции», ф. № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф. № 1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции), ф.№1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», данные текущего бухгалтерского и оперативного учета и др.
Аналитический учет отгруженной продукции (работ, услуг) должен вестись на счете 45 по каждому покупателю, по каждой отгрузке, также как и расчеты за отгружаемую продукцию и услуги. Регистром такого учета является при журнально-ордерной полной форме учета Ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация». На ОАО «Минский маргариновый завод» для такого учета используется журнал-ордер №11 (Приложение 4). При сокращенной журнально-ордерной форме используется журнал-ордер №6, а при упрощенной форме ведется ведомость № 13-6 – отгрузка и реализация. Дебетовое сальдо на активном счете 45 показывает стоимость отгруженной продукции (работ, услуг), но еще не оплаченной покупателями.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате. На ОАО «Минский маргариновый завод» объём реализации продукции определяется по оплате. Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.[2]
Увеличение объема реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл.2.1).
Таблица 2.1. Динамика производства и реализации продукции по ОАО «Минский маргариновый завод» в сопоставимых ценах
Год
|
Объем производства продукции, тыс. руб.
|
Темпы роста, % |
Объем реализации, тыс. руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
2002 |
90000 |
100,0 |
100,0 |
89500 |
100.0 |
100,0 |
2003 |
92400 |
102,7 |
102,7 |
92600 |
103,4 |
103,4 |
2004 |
95800 |
106,4 |
103,6 |
94300 |
105.4 |
101,8 |
2005 |
94 100 |
104,5 |
98,2 |
93500 |
104,4 |
99,2 |
2006 |
117800 |
130,9 |
125,2 |
112300 |
125,5 |
120,1 |
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 30,9%, а объем реализации — на 25,5%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
Твп = =
= =
= = 1,0287 = 102,87%,
пр = 102,87 - 100 = 2,87%,
Рп = = 1,0192; Тпр = 101,92 - 100= 1,92%.
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%, а реализации продукции — 1,92%.
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в таблице 2.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации — только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Таблица 2.2. Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции ОАО «Минский маргариновый завод» за 2006год
Изделие
|
Объём производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. |
Реализация продукции в плановых ценах, тыс. руб. | ||||||
план |
факт |
+.- |
% к плану |
план |
факт |
+, - |
% к плану | |
Майонез Маргарн Масло Жир |
34700 38600 25300 16400 |
27700 38100 27800 24200 |
-7000 -500 +2500 +7800 |
-20,2 -1,3 +9,9 +47,6 |
34500 38400 25200 15750 |
27500 36000 25800 23000 |
-7000 -2400 +600 +7250 |
-20,3 -6,3 +2,4 +46,0 |
Итого |
115000 |
117800 |
+2800 |
+2,4 |
113900 |
112300 |
-1600 |
+1,4 |
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции