Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - это углубленное изучение литературы и практического материала по анализу производства и реализации продукции на ОАО «Минский маргариновый завод».
Из цели вытекают следующие задачи:
- определение эффективности документооборота при производстве и реализации продукции;
- раскрытие принципов проведения на ОАО "Минский маргариновый завод" анализа выполнения плана и динамики выпуска продукции по объёму, номенклатуре и ассортименту;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Задачи и информационная база анализа производства и реализации продукции 5
2 Анализ выпуска продукции по объему, номенклатуре и ассортименту 9
3 Анализ структуры продукции 13
4 Анализ качества и ритмичности выпуска продукции 17
5 Основные направления и пути роста выпуска продукции 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анализ структуры произведенной продукции на ОАО «Минский маргариновый завод» 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Бухгалтерский баланс ОАО «Минский маргариновый завод» 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Отчёт о прибылях и убытках ОАО «Минский маргариновый завод» 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Журнал – ордер 11 ОАО «Минский маргариновый завод» 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Форма 1-П «Отчёт о производстве продукции, выполненных работах, услугах промышленного характера» 38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 3.66 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Система хозяйствования, ориентированная на экономическую  самостоятельность предприятий, на активное использование рыночных отношений, предъявляет ряд требований к  работе предприятий, в частности, делает необходимым расчет альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительную оценку, выбор наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, т.е. их воздействие на конечный финансовый результат - прибыль. Получение прибыли от хозяйственной деятельности неразрывно связано с реализацией продукции. Качество, конкурентоспособность продукции, ее приемлемая цена для потребителя, развитая система сбыта являются залогом успеха любого предприятия.

Производство и реализация продукции являются основными показателей деятельности предприятия. В условиях рынка большое значение имеют оперативный учет, анализ и контроль за ходом выполнения плана поставок, отслеживание получения оплаты от реализации продукции и получением финансового результата (прибыли или убытка).

Исследования по данной теме имеют важное значение для промышленности, как одной из основных отраслей народного  хозяйства.

В курсовой работе использованы законы, инструкции, методические указания, статьи, которые были напечатаны в периодических изданиях журналов «Главный бухгалтер», «Нормативные документы», «Консультант», «Аудитор», «Бухгалтерский учет и анализ», в «Национальной экономической газете», учебники таких авторов, как Ермалович Л.Л., Ладутько Н.И,  Левкович  О.А.,  Савицкая Г.В., Стражева Н.С., Козлова Е.П, Михалкевича А.П. и других авторов.

Цель курсовой работы - это углубленное изучение литературы и практического материала по анализу производства и реализации  продукции на ОАО «Минский маргариновый завод».

 Из цели вытекают  следующие задачи:

- определение эффективности  документооборота при производстве  и реализации продукции;

- раскрытие принципов  проведения на ОАО "Минский  маргариновый завод" анализа  выполнения плана и динамики выпуска продукции по объёму, номенклатуре и ассортименту;

- изучение способов  проведения анализа структуры  продукции ОАО "Минский маргариновый  завод";

- проведение анализа качества и ритмичности выпуска продукции на ОАО "Минский маргариновый завод".

Для решения задач использованы методы исследования: анализ, синтез, сравнение, балансовый и сальдовый метод, метод  группировки, умозаключение и т.д. Предметом изучения курсовой работы является производство и реализация продукции. Объектом исследования курсовой работы выступает практический материал и документы ОАО  «Минский маргариновый завод», который был построен после окончания Великой Отечественной войны в 1946 г. на руинах улицы Долгобродской. 17 апреля 1951 г. на предприятии была выпущена первая маргариновая продукция. К концу 50-х годов завод стал одним из лучших среди маргариновых заводов СССР, а его продукция не уступала по качеству зарубежным образцам.

Основная специализация  предприятия: выпуск маргариновой продукции (маргарины, жиры кулинарные и кондитерские) и майонеза, а также разлив масла (растительное фасованное). Предприятие поставляло свою продукцию в 26 областей России, Литву и полностью обеспечивало потребности Республики Беларусь.

1 Задачи и  информационная база анализа  производства и реализации продукции

 

Успешная деятельность  хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены  и определены уровень, характер, структура  спроса  и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладут в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции, техническое совершенствование  производства, потребности в материальных трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планирование объема определяет, какую продукцию производить, где и по каким ценам продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.

Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых  для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те  хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают наибольшую прибыль.[7]

Ресурсы поступают в те отрасли  и тем организациям, на продукцию которых есть спрос. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не насыщен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал – это определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом валют, ссудным процентом.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышения  качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит  в выявлении наиболее эффективных  путей увеличения объема выпуска  продукции и улучшении ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.[1]

Основными задачами анализа  объема производства и реализации продукции  на предприятии являются:

1) оценка динамики  по основным показателям объема, структуры и качества продукции;

2) проверка сбалансированности  и оптимальности бизнес-планов, плановых  показателей, их напряженности  и реальности;

3) выявления степени  количественного влияния факторов  на изменение величины объема  производства и реализации продукции;

4) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

5) разработка мероприятий  по использованию внутрихозяйственных  резервов для повышения темпов  роста продукции, улучшения ассортимента  и качества.

Объектами данного направления анализа являются:

  • анализ структуры и выполнения плана по объему реализации продукции;
  • факторный анализ реализации продукции;
  • анализ рентабельности ассортимента реализации продукции;
  • анализ финансовых результатов от реализации продукции.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие  этапы:

1) анализ формирования  и выполнения производственной  программы; 

2) анализ объема продукции; 

3) анализ ассортимента продукции;

4) анализ структуры  продукции;

5) анализ качества  продукции;

6) анализ ритмичности  производства;

7) анализ выполнения  договорных обязательств и реализации  продукции.

Источники информации для  анализа реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-П (годовая) «Отчет по продукции», ф. № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф. № 1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции), ф.№1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», данные текущего бухгалтерского и оперативного  учета и др.

Аналитический учет отгруженной  продукции (работ, услуг) должен вестись на счете 45 по каждому покупателю, по каждой отгрузке, также как и расчеты за отгружаемую продукцию и услуги. Регистром такого учета является при журнально-ордерной полной форме учета Ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация». На ОАО «Минский маргариновый завод» для такого учета используется журнал-ордер №11 (Приложение 4). При сокращенной журнально-ордерной форме используется журнал-ордер №6, а при упрощенной форме ведется ведомость № 13-6 – отгрузка и реализация. Дебетовое сальдо на активном счете 45 показывает стоимость отгруженной продукции (работ, услуг), но еще не оплаченной покупателями.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных и  статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

2 Анализ выпуска продукции по объему, номенклатуре и ассортименту

 

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться  в  натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Объем реализации продукции  определяется или по отгрузке продукции  покупателям, или по оплате. На ОАО  «Минский маргариновый завод» объём  реализации продукции определяется по оплате. Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.[2]

Увеличение объема реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения  отдельных изделий в общем  их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Анализ начинается с  изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл.2.1).

 

 

Таблица 2.1. Динамика производства и реализации продукции по ОАО «Минский маргариновый завод»  в сопоставимых ценах

Год

 

Объем производства продукции, тыс. руб.

 

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные 

цепные 

базисные 

цепные 

2002

90000

100,0

100,0

89500

100.0

100,0

2003

92400

102,7

102,7

92600

103,4

103,4

2004

95800

106,4

103,6

94300

105.4

101,8

2005

94 100

104,5

98,2

93500

104,4

99,2

2006

117800

130,9

125,2

112300

125,5

120,1


 

Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 30,9%, а объем реализации — на 25,5%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции можно  рассчитать по среднегеометрической или  среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

Твп =  =

=   =

= = 1,0287 = 102,87%,

пр = 102,87 - 100 = 2,87%,

Рп = = 1,0192;      Тпр = 101,92 - 100= 1,92%.

В приведенном примере  среднегодовой темп прироста выпуска  продукции составляет 2,87%, а реализации продукции — 1,92%.

Оценка выполнения плана  по производству и реализации продукции  за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в таблице 2.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации — только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

 

Таблица 2.2. Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции ОАО «Минский маргариновый завод» за 2006год

Изделие

 

Объём производства продукции в плановых ценах, тыс. руб.

Реализация продукции  в плановых ценах, тыс. руб.

план

факт

+.-

% к плану

план

факт

+, -

% к плану

Майонез Маргарн

Масло

Жир

34700

38600

25300

16400

27700

38100

27800

24200

-7000

-500

+2500

+7800

-20,2

-1,3

+9,9

+47,6

34500

38400

25200

15750

27500

36000

25800

23000

-7000

-2400

+600

+7250

-20,3

-6,3

+2,4

+46,0

Итого

115000

117800

+2800

+2,4

113900

112300

-1600

+1,4

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции