Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - это углубленное изучение литературы и практического материала по анализу производства и реализации продукции на ОАО «Минский маргариновый завод».
Из цели вытекают следующие задачи:
- определение эффективности документооборота при производстве и реализации продукции;
- раскрытие принципов проведения на ОАО "Минский маргариновый завод" анализа выполнения плана и динамики выпуска продукции по объёму, номенклатуре и ассортименту;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Задачи и информационная база анализа производства и реализации продукции 5
2 Анализ выпуска продукции по объему, номенклатуре и ассортименту 9
3 Анализ структуры продукции 13
4 Анализ качества и ритмичности выпуска продукции 17
5 Основные направления и пути роста выпуска продукции 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анализ структуры произведенной продукции на ОАО «Минский маргариновый завод» 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Бухгалтерский баланс ОАО «Минский маргариновый завод» 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Отчёт о прибылях и убытках ОАО «Минский маргариновый завод» 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Журнал – ордер 11 ОАО «Минский маргариновый завод» 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Форма 1-П «Отчёт о производстве продукции, выполненных работах, услугах промышленного характера» 38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 3.66 Мб (Скачать файл)

 

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

- изучение жизненного  цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.[3]

Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Из табл. 2.3 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 93,5 %  (107500/ 115000х 100) . На этот показатель самое большое влияние оказало невыполнение плана по производству майонеза, (процент выполнения составил 79,8). План по производству маргарина выполнен практические на 100 %. А вот, по производству подсолнечного масла и жира перевыполнен, особенно по жиру – на 47,6%. Отсюда и выполнение плана в целом по производству всех изделий составило 102,4%.

 

Таблица 2.3. Выполнение плана по ассортименту продукции

 

 

Изделие

 

Объем производства

продукции в плановых ценах, тыс. руб

Процент выполнения плана

Объем продукции,

зачтенный в выполнение

плана по ассортименту, тыс. руб.

план

факт

Майонез Маргарн

Масло

Жир

34700

38600

25300

16400

27700

38100

27800

24200

79,8

98,7

109,9

147,6

27700

38100

25300

16400

Итого

115000

117800

102,4

107500


 

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура  рынка, изменение спроса на отдельные  виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

3 Анализ структуры  продукции

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают  ассортимент (номенклатура) и структура  производства и реализации продукции.[1]

При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а  с другой — наиболее эффективное  использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость  продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.[4]

Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных  показателей можно произвести способом цепной подстановки (Приложение 1), который  позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

 

                                     (3.1)

                                   (3.2)

                    (3.3)

Данные графы 7 получены следующим образом:

                                        (3.4)

 

Эти же данные можно получить умножением показателя графы 6 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции в  целом по предприятию в условно-натуральных  единицах (можно в трудозатратах) (Квп):

Квп = 19 090 / 19 090 = 1,0.

План производства был  выполнен на 100,0% и если бы не нарушилась запланированная структура, то общий  объем производства в ценах плана составил бы 114 368 тыс. руб. При фактической структуре он выше на 3432 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Для расчета влияния  структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении  можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний  уровень цены 1 единицы ( ) за счет структуры (табл. 3.1):

                

                            (3.6)

 

Таблица 3.1. Расчет изменения средней цены изделия за счет структурного фактора

Изделие

 

Оптовая цена 1 туб, руб.

Структура продукции, %

Изменение

средней цены за счет структуры,

тыс.руб.

план

факт

+ _

Майонез

5000

36,36

29,03

-7,33

-366,6

Маргарин

6000

33,68

33,27

-0,41

-24,6

Масло подс.

7000

18,96

20,80

+1,84

+128,8

Жир

7500

11,00

16,90

+5,90

+442,4

Итого

100

100

+180,0


 

Затем, умножая полученный результат  на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном  выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном  выражении:

= 178,2 руб. х 19 090 ед. = +3432 тыс. руб.

Расчет влияния структурного фактора на изменение реализации продукции в стоимостном выражении  можно произвести и с помощью  средневзвешенных цен (если продукция  однородная). Для этого сначала  определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

Аналогичным образом  определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл.3.2).

Приведенные данные (табл.3.2) показывают, что за счет изменения  структуры продукции выручка  от ее реализации уменьшилась на 32 тыс. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий в общем объеме продаж.

Используя описанные  выше приемы, можно определить влияние  структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую  сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

 

 

Таблица 3.2. Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

.

Изделие

 

Оптов-ая цена

1ед.

тыс.руб.

 

Объем реализации продукции, тыс.ед.

Выручка по плановым ценам, тыс. руб.

Изменение выручки

за счет структуры  продукции, тыс.руб.

план

факт

план

Фактически  при  плановой структуре

факт

Майонез

5,0

6900

5500

34500

33269

27500

-5769

Маргарин

6,0

6400

6000

38400

36981

36000

-981

Масло подс.

7.0

3600

3700

25200

24288

25800

+1512

Жир

7.5

2100

3100

15750

15098

23000

+7902

Итого

19000

18300

113900

109636

112300

+2664


 

В таблице 3.2 колонка «фактически при плановой структуре» рассчитывается следующим образом: итог по колонке «Объем реализации продукции факт» умножается на плановый процент структуры продукции по одному виду изделия (майонез, маргарин и т.д.) и умножается на цену данного вида продукции.

Анализ реализации продукции тесно  связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

4 Анализ качества и ритмичности выпуска продукции

 

Важным показателем  деятельности промышленных предприятий  является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.[5]

Качество продукции - понятие, которое характеризует  параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой  продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции  высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной  и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной  продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Косвенные показатели - это  штрафы за некачественную продукцию, объем  и удельный вес забракованной  продукции, удельный вес зарекламированной  продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Как видно из табл. 4.1, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.

 

Таблица 4.1. Анализ обобщающих показателей качества продукции

Показатель

2005 год

2006 год

план

факт

Средневзвешенный балл качества продукции

Удельный вес,  %:

продукции высшей категории  качества;

  • экспортируемой продукции;
  • забракованной продукции;
  • зарекламированной продукции;     

Потери от брака, млн  руб.

0,70

75

 

12,5

0,55

0,30

450

0,75

76

 

15,6

0,40

0,25

350

0,74

78

 

15,7

0,50

0,20

420

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции