Анализ рентабельности активов и капитала предприятия ОАО «Вологодский ВРЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение теоретических основ показателей рентабельности, применения их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия на конкретном примере, выявление путей повышения рентабельности.
Предметом данной курсовой работы является рентабельность финансово-экономической деятельности.
Объектом курсовой работы является ОАО «Вологодский ВРЗ».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
3
1. Экономическая сущность рентабельности, как главного показателя эффективности деятельности предприятия………………......
5
2. Характеристика имущественного положения предприятия ОАО «Вологодский ВРЗ»………………………………………………………..
20
2.1 Общая характеристика ОАО «ВРЗ»……………………….
20
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Вологодский ВРЗ»
21
3. Анализ рентабельности активов и капитала предприятия ОАО «Вологодский ВРЗ»…………………………………………………………
26
Заключение…………….……………………………………………….
32
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 751.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  РФ

ГОУ ВПО "Вологодский  государственный технический университет"

 

Экономический факультет

Кафедра экономической  теории, учета и анализа

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему

«Анализ рентабельности активов и капитала предприятия ОАО «Вологодский ВРЗ»»

 

 

 

 

Выполнил: студент 

группы ЭММ-41

Кивитар Т. С.

Проверил:

Пономарева  С.А.

 

 

Вологда

2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..

3

1. Экономическая сущность рентабельности, как главного показателя эффективности деятельности предприятия………………......

         5

2.   Характеристика имущественного положения предприятия ОАО «Вологодский ВРЗ»………………………………………………………..

       20

          2.1 Общая характеристика ОАО «ВРЗ»……………………….

20

        2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Вологодский ВРЗ»

21

3. Анализ рентабельности активов и капитала предприятия ОАО «Вологодский ВРЗ»…………………………………………………………

       26

Заключение…………….……………………………………………….

32

Список использованных источников…………………………………

34

Приложения…………………………………………………………

35


 

 

Введение

Проблема эффективности  занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих  перед обществом. Она волнует  экономическую науку и хозяйственную  практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.

В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала, которые производят конкурентоспособную продукцию и не производят больше, чем можно продать. Ориентация деятельности только на «вал», на выполнение намеченных программ любой ценой – это заведомый путь к банкротству. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности хозяйственной деятельности, улучшения качества реализуемой продукции.

Рентабельность  — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение прибыли с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

Таким образом, рентабельность является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия, повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике; рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия; для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.

Всё вышесказанное  обусловило актуальность темы курсовой работы.

Целью написания  данной курсовой работы является подробное  изучение теоретических основ показателей  рентабельности, применения их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия на конкретном примере, выявление путей повышения рентабельности.

Предметом данной курсовой работы является рентабельность финансово-экономической деятельности.

Объектом курсовой работы является ОАО «Вологодский ВРЗ».

Для достижения данной цели необходимо решение комплекса  задач:

1. Рассмотрение теоретических аспектов понятия рентабельности, её показателей.

2. Проведение анализа рентабельности предприятия на конкретном примере ОАО «Вологодский ВРЗ».

3. Выявление резервов роста рентабельности и путей для её совершенствования.

Исходные данные для проведения анализа были взяты на официальном сайте ОАО «Вологодский ВРЗ».

 

 1. Экономическая сущность рентабельности, как главного показателя эффективности деятельности предприятия

Эффективность производства относится к числу  ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В наиболее общем виде экономическая эффективность, производства представляет собой количественное соотношение двух величин – результата хозяйственной деятельности и затрат на его получение. Сущность, проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.

Управление  производством и его эффективностью нуждается в непрерывно осуществляемых измерениях и оценке соответствующих  показателей. Измерение означает определение  уровня и динамики эффективности  производства. Измерениями после  свершения хозяйственного события занимается статистика и бухгалтерский учет. Для управления недостаточно знать уровень показателя или его изменение. Управленческое решение принимается тогда, когда известно, какими факторами вызывается рост или снижение того или иного показателя, оно нуждается в качественной оценке хозяйственной деятельности и производства в целом.

При оценке эффективности  производства рассматриваются величина показателя, направления и темпы  его изменения. Оценить эффективность  – это значит установить, удовлетворяет ли требованиям общества достигнутое значение показателя эффективности, соответствуют ли темпы изменения показателя эффективности заданиям плана.

При оценке уровня экономической эффективности производства следует различать показатели эффекта и эффективности. Эффект – это результат, полученный от проведения каких-либо мероприятий, величина абсолютная. Экономический эффект представляет собой разницу между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения. Если результат экономической деятельности превышает затраты, мы имеем положительный эффект (например, прибыль); в противном случае – отрицательный эффект (например, убытки). Эффект как разница между стоимостью продукта и затратами на его производство возникает в двух случаях: во-первых, когда возрастает продукт (рост объемов производства); во-вторых, когда сокращаются затраты (экономия ресурсов).

Эффект как  конечный результат хозяйственной  деятельности характеризуется различными стоимостными и натуральными показателями. Результат производства в стоимостном виде характеризуется несколькими показателями: валовая продукция, реализованная продукция, товарная продукция.

В отдельных  случаях в качестве результата производства может приниматься прибыль или  ее прирост: прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между величиной реализованной продукции в действующих оптовых ценах и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость.

Однако, как  бы ни важен был результат, необходимо знать, какой ценой этот результат был достигнут, т. е. один и тот же эффект может быть получен различными способами с различными затратами, и наоборот, одинаковые затраты могут дать совершенно разные результаты. Соизмерение эффекта и затрат на его достижение – это основа экономической эффективности.

По мнению Миронова М. Г. и Загородникова С. В. под  эффективностью следует понимать «степень реализации целей организации при  минимальных, но необходимых затратах» (9).

Эффективность производства – показатель относительный, определяется отношением, эффекта к затратам на eго получение.

Любое производство характеризуется затратами двух видов – единовременными, имеющими место при его создании, и текущими, которые возникают в процессе выпуска той или иной продукции. Единовременные затраты выражают в стоимостной форме величину авансированных ресурсов – промышленно-производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, необходимых для организации производства в заданном размере. Текущие затраты отражают потребленные в течение какого-либо календарного срока производственные ресурсы – трудовые, материальные и предметы труда.

Соответственно указанным  выше двум видам затрат различают  два типа эффективности производства:

  1. Показатель эффективности ресурсного типа: (10)

        (1.1)

где - результат производства; - стоимостное выражение авансированных ресурсов, т. е. сумма среднегодовой стоимости промышленно-производственных основных средств и среднегодовых остатков нормируемых оборотных средств;

  1. Показатель эффективности затратного типа:

        (1.2)

где: - затраты на производство в размере полной себестоимости продукции, обеспечившие получение учтенной в числителе величины результата производства.

Основными показателями экономической эффективности являются показатели рентабельности.

Рентабельность  от немецкого - rentabel - доходный, прибыльный.

Показатели  рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Показатели измеряются в относительных величинах (процентах, коэффициентах).

С. В. Дыбаль объединил показатели рентабельности в несколько групп (2):

1) показатели, характеризующие рентабельность издержек производства;

2) показатели, характеризующие  рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие  доходность капитала и его  частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли  от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли по данным формы № 2 бухгалтерской отчетности.

1. Рентабельность  затрат (R) характеризуется отношением прибыли от продажи продукции (П ) к полной себестоимости реализованной продукции (Сп),%:

R=(Пр/Сп)-100%,     (1.3)

где: Сп — общая сумма затрат на производство и реализацию продукции,

Коэффициент показывает уровень прибыли на 1 рубль затраченных средств. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

2. Рентабельность  продаж (Rn) измеряется отношением величины прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

В зависимости  от показателя прибыли различают  рентабельность продаж:

а) как отношение  прибыли от продажи (П ) к выручке от продажи (Вр), %:

Rпр = (Пр/Вр).100%     (1.4)

б) как отношение налогооблагаемой прибыли (Пн) к выручке от продажи (Вр, %):

Rн = (Пн/Вр).100%     (1.5)

в) как отношение  чистой прибыли (Пч ) к выручке от продажи (Вр), %:

Rч = (Пч/Вр).100%     (1.6)

Рентабельность  продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным видам продукции.

3. Коэффициенты  рентабельности капитала исчисляются отношением величины прибыли к среднегодовой величине капитала и его составных частей.

При расчете  коэффициентов используется налогооблагаемая прибыль (Пн), чистая прибыль (Пч).

В зависимости  от вида капитала различают показатели рентабельности.

а) Рентабельность всего имущества (Rи — как отношение налогооблагаемой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости имущества предприятия, %):

Rи = (Пн/И)- 100%     (1.7)

где: И — среднегодовая стоимость имущества предприятия, определяемая по данным актива баланса как среднеарифметическая величина на начало и конец анализируемого периода, руб.:

И=(ВБн + ВБк)-0,5     (1.8)

где: ВБн, ВБк — валюта баланса (общая стоимость имущества) соответственно на начало и конец отчетного периода, которая равна сумме итогов раздела I и II актива баланса (ВБ = I АБ + П АБ).

Информация о работе Анализ рентабельности активов и капитала предприятия ОАО «Вологодский ВРЗ»