Анализ рентабельности активов и капитала предприятия ОАО «Вологодский ВРЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение теоретических основ показателей рентабельности, применения их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия на конкретном примере, выявление путей повышения рентабельности.
Предметом данной курсовой работы является рентабельность финансово-экономической деятельности.
Объектом курсовой работы является ОАО «Вологодский ВРЗ».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
3
1. Экономическая сущность рентабельности, как главного показателя эффективности деятельности предприятия………………......
5
2. Характеристика имущественного положения предприятия ОАО «Вологодский ВРЗ»………………………………………………………..
20
2.1 Общая характеристика ОАО «ВРЗ»……………………….
20
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Вологодский ВРЗ»
21
3. Анализ рентабельности активов и капитала предприятия ОАО «Вологодский ВРЗ»…………………………………………………………
26
Заключение…………….……………………………………………….
32
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 751.00 Кб (Скачать файл)

Коэффициент показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости имущества (активов) независимо от источников привлечения средств.

б) Рентабельность собственного капитала (Rск) исчисляется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала, %:

Rск = (Пч/СК)-100%     (1.9)

где: СК — среднегодовая стоимость собственного капитала, определяемая как среднеарифметический итог собственных источников средств предприятия (итог III раздела пассива баланса) на начало (СКн) и конец (СКк) анализируемого периода, руб.: СК = (СКн + СКк) • 0,5

Коэффициент играет важную роль при оценке уровня котировки акций акционерных компаний на бирже. Рентабельность имущества отличается от рентабельности собственного капитала, так как в первом случае оцениваются все источники финансирования, включая внешние, а во втором — лишь собственные.

Если заемные средства приносят больше прибыли, чем уплата процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако в том случае, если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемные средства, влияние привлеченных средств на деятельность предприятия должно оцениваться отрицательно.

Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. в своем пособии по финансовому анализу выделяют следующие группы рентабельности (3):

         - показатели рентабельности капитала (активов);

         - показатели рентабельности продукции; 

         - показатели, рассчитанные на основе  потоков наличных денежных средств.

Первая  группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Например, [5, стр.83]


 

                         >            >                            

 

Несовпадение уровней  рентабельности по этим показателям  характеризует степень использования  предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам участников бизнеса предприятия. Например, администрацию  предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – должность акций и т.д.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например, [5, стр.84]


 

                            >                            >                              >                                    

 

 

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции  базисного и отчетного периодов.

Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. [5, стр.85]


                                >                                      >                                              

 

Данные показатели дают представление о степени  возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами  денежными средствами в связи  с использованием имеющего места  денежного потока. Концепция рентабельности, исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, являются существенным признаком «здоровья» финансового состояния предприятия.

В этой же работе рассмотрены наиболее важные финансовые коэффициенты рентабельности:

1.Рентабельность продаж:

      (1.10)

где: P – прибыль от реализации продукции (работ, услуг).

           N – выручка от реализации продукции (работ, услуг);

Данный показатель показывает, сколько прибыли приходится на единицу  реализованной продукции. Рост коэффициента является следствием роста цен при  постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение коэффициента свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия.

2.Рентабельность всего  капитала фирмы:

                                                                                (1.11)

где: Вср – средний за период итог баланса – нетто, а в качестве P могут выступать как балансовая прибыль, так и прибыль от реализации.

Данный показатель показывает эффективность использования всего  имущества предприятия. Снижения коэффициента также свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и о перенакоплении активов.

3.Рентабельность основных  средств и прочих внеоборотных  активов:

                                                                                 (1.12)

где Fср – средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов.

Данный показатель отражает  эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Рост данного коэффициента при снижении предыдущего свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.

4.Рентабельность собственного  капитала:

                                                                    (1.12)

где Исрс– средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу.

Данный показатель показывает эффективность  использования собственного капитала. Динамика коэффициента оказывает влияние  на уровень котировки акций на фондовых биржах.

5.Рентабельность перманентного  капитала:

                                                    (1.15)

где  Ктср– средняя за период величина долгосрочных кредитов и займов.

Данный показатель отражает эффективности использования капитала, вложенного в деятельность фирмы  на длительный срок (как собственного, так и заемного).

Ю. Бригхем, Л. Гапенски считают, что только коэффициенты рентабельности дают обобщенную характеристику эффективности работы компании в целом. (4)

Таким образом, именно анализ рентабельности они видят  ключевым элементом оценки успешности деятельности фирмы и ее собственников.

Предлагая методологию  оценки рентабельности работы фирмы, Бригхем  и Гапенски рассматривают формулы  расчета четырех так называемых аналитических коэффициентов:

1) рентабельность реализованной продукции (profit margin on sales);

2) коэффициент генерирования доходов (Basic Earning Power, BEP);

3) рентабельность активов (Return on Assets, ROA);

4) рентабельность собственного капитала (Return on Equity, ROE).

Для расчета коэффициента рентабельности реализованной продукции (profit margin on sales), также называемого удельной чистой прибылью (net profit margin), авторы использовали следующую формулу:

"чистая  прибыль" / "выручка от реализации"    (1.16)

Его смысл состоит  в том, чтобы показать, какова доля прибыли в той выручке (доходе), которую получает фирма от своей деятельности.

Коэффициент генерирования  доходов (Basic Earning Power, BEP) согласно Бригхему и Гапенски рассчитывается по формуле:

Коэффициент BEP = EBIT / сумма активов,    (1.17)

где EBIT - это "earnings before interest and taxes", то есть "прибыль до вычета процентов и налогов".

Перевод "генерирование  доходов" несколько сбивает с  толку, так как речь все же идет о прибыли. Также следует обратить внимание на то, что соотнося величину "прибыли с процентами и налогами" и оценку активов компании, мы должны говорить о среднем значении оценки активов за период, рентабельность деятельности за который мы оцениваем.

По мнению Бригхема и Гапенски, для расчета коэффициента рентабельности активов следует использовать показатель чистой прибыли. Его формула соответственно имеет следующий вид:

Коэффициент ROA = "чистая прибыль" / "сумма  активов"  (1.18)

Здесь только следует  напомнить об эффекте псевдовлияния  на рентабельность деятельности ставки налога на прибыль при использовании в расчетах уже чистой прибыли фирмы за отчетный период.

Важный показатель оценки рентабельности – коэффициент рентабельности собственного капитала

Данный коэффициент  характеризует, как написали Бригхем  и Гапенски, "отдачу на сделанные акционерами инвестиции"

Коэффициент ROE = "чистая прибыль" / "обыкновенный акционерный капитал"           (1.19)

Данный показатель демонстрирует именно рентабельность вложений в фирму ее собственников.

Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения, вследствие чего будет повышаться и эффективность деятельности предприятия. Одними из наиболее важных показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия, является экономическая рентабельность активов и рентабельность собственного капитала. Факторные модели анализа этих показателей были разработаны экономистами фирмы Дюпон в начале XX века и по сей день активно используются в целях финансового анализа и управления финансистами Европы и мира.

Рассмотрим модель Дюпона. Она позволяет выявить факторы, детерминанты повышения эффективности деятельности предприятия. (5)

В общем случае представим рентабельность собственного капитала в виде формулы:

ROE=Чистая прибыль/Среднегодовая величина собственного капитала

(1.20)

Введем обозначения: ЧП - чистая прибыль; А - величина активов; Вр - выручка от реализации; СК - собственный капитал; ROE- рентабельность собственного капитала; ROS - рентабельность продаж; а О - оборачиваемость активов; СК М - мультипликатор собственного капитала (коэффициент финансовой зависимости). Произведем преобразование указанной формулы, умножив на две дроби, равные единице:

  или коэффициент финансовой зависимости.

Таким образом, рентабельность собственного капитала – это трехфакторная модель, где первый фактор обобщает отчет о прибылях и убытках, второй – подключает к отчету о прибылях и убытках актив баланса, третий основывается на данных пассива.

Определение изменения  рентабельности в результате воздействия факторов:

а) изменения  коэффициента финансовой зависимости:

б) изменения рентабельности продаж:

в) изменения оборачиваемости  активов:

Для оценки и  анализа финансовой результативности применяется также методика «треугольника финансового контроллинга», которую можно рассматривать как модификацию формулы Дюпона (рис. 1.1).

Рис.1.1 Финансовый треугольник контроллинга

Коэффициент рентабельности продаж (ROS - Return on Sales) характеризует степень прибыльности деятельности организации и рассчитывается как отношение чистой прибыли от реализации продукции к выручке от реализации товаров, работ и услуг без учета косвенных налогов и сборов:

     (1.21)

Показывает, сколько  прибыли от реализации приходится на 1 рубль реализованной продукции. Рост рентабельности продаж свидетельствует о рыночной активности компании, умении осуществлять эффективную политику позиционирования, регулирования цен, относительной экономии

затрат. В рамках инвестиционного менеджмента данный вид рентабельности называется маржинальная прибыль.

Коэффициент рентабельности активов (ROA - Return on Assets) определяется как отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов:

    (1.22)

Рентабельность  активов сравнивается со средней  процентной ставкой по депозитам: если прибыль, получаемая на рубль активов, меньше процентной ставки по депозиту, то можно сделать вывод о недостаточно эффективном управлении активами, поскольку денежные средства, вложенные в активы, принесли бы больший доход, будучи вложенными на депозит банка. ROA сравнивается со средневзвешенной стоимостью капитала: если рентабельность больше средневзвешенной стоимости капитала предпрития, то вложенные средства в предприятие оправдывают себя (эффективность вовлечения финансовых средств превышают средние затраты на их привлечение).

Информация о работе Анализ рентабельности активов и капитала предприятия ОАО «Вологодский ВРЗ»